Теоретические аспекты инновационных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
Глава 1. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
§ 2. Функции обучения
§ 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
§ 4. Виды обучения и их характеристика
Глава 2. Закономерности и принципы обучения
§ 1. Закономерности обучения
§ 2. Принципы обучения
Глава 3. Формы и методы обучения
§ 1. Организационные формы и системы обучения
§ 2. Виды современных организационных форм обучения
§ 3. Методы обучения
Глава 4. Теоретические аспекты инновационных процессов
§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
§ 2. Роль инноваций в развитии школы
§ 3. Новые педагогические технологии
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.35 Кб (Скачать)

Глава 4. Теоретические аспекты инновационных  процессов

§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация

  Нововведения, или инновации характерны для  любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и  внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом  научных поисков, передового педагогического  опыта отдельных учителей и целых  коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

  Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение  нового: новый - впервые созданный  или сделанный, появившийся или  возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к  ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о  прогрессивности, об эффективности  нового.

  Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество  или изменение“. Это понятие впервые  появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых  элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область  знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

  Применительно к педагогическому процессу инновация  означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

  Современное понятие "образование" связывается  с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование»  стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают  термин "образование", как существительное  от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или  «развивать» нечто новое. Создавать  новое - это и есть инновация.

  Об  инновациях в российской образовательной  системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали  предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в  категориальный аппарат педагогики.

  Педагогическая  инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

  Новация – это именно средство (новый  метод, методика, технология, программа  и т.п.), а инновация - это процесс  освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы  из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный  процесс рассматривается как  развитие трёх основных этапов: генерирование  идеи (в определённом случае - научное  открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно  рассматривать как процесс доведения  научной идеи до стадии практического  использования и реализация связанных  с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в  нововведение и формирующая систему  управления этим процессом, является инновационной  деятельностью. Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие  действия:

Ø  определение потребности в изменениях;

Ø  сбор информации и анализ ситуации;

Ø  предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

Ø  принятие решения о внедрении (освоении);

Ø  собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

Ø  институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность  всех этих этапов образует единичный инновационный  цикл.

  Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке  педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

  Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а  работниками и организациями  системы образования и науки.

  Существуют  различные виды инноваций, в зависимости  от признака, по которому их разделяют.

  Основная  закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному  управлению инновационным процессом.

Для полного и точного  представления специфики  инновационных процессов, протекающих в  современном российском образовательном  пространстве, в системе  образования можно  выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды  заведенного порядка. Для развивающихся  систем характерен поисковый  режим.

В российских развивающихся  образовательных  системах инновационные  процессы реализуются  в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение  новых педагогических технологий, создание новых видов учебных  заведений. Кроме  этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных  учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших  историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных  систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.

Развитие  школы не может  быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через  инновационный процесс. Дабы эффективно управлять  этим процессом, его  необходимо понять, а потому - познать. Последнее предполагает изучение его строения или, как говорят  в науке, - структуры.

Всякий  процесс (особенно когда  речь идёт об образовании, да ещё о его  развитии) представляет собой сложное динамическое (подвижное, нестатичное) образование - систему. Последняя же полиструктурна, а потому сам инновационный процесс (как и всякая система) полиструктурен.

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в “веер“ задач, разработки содержания инновации и т.д. Не будем забывать, что все названные компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности, как известно, не входят, но при игнорировании коих инновационный процесс был бы парализован или протекал бы неэффективно.

Субъектная  структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его  заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов  образования, аттестационной службы и др. Эта  структура учитывает  функциональное и  ролевое соотношение  всех участников каждого  из этапов инновационного процесса. В ней  также отражаются отношения участников планируемых частных  нововведений. Достаточно директору сейчас написать в столбик  функции каждого  из названных субъектов  и расположить  их в порядке значимости выполняемых в  инновационном процессе ролей, как моментально  весомой, значимой увидится эта структура.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную  инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях. Очевидно, что инновационный  процесс в школе  испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких  уровней. Чтобы это  влияние было только позитивным, нужна  специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной  политики на каждом уровне. Кроме того, мы обращаем внимание руководителей на то, что управление процессом развития конкретной школы  требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, районном и региональном уровнях.

Содержательная  структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации  учебно-воспитательного  процесса, в управлении школой и т.д. В  свою очередь каждый компонент этой структуры  имеет своё сложное  строение. Так, инновационный  процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования  или в его целях, условиях и пр.

Структура жизненного цикла. Особенностью инновационного процесса является его циклический  характер, выражающийся в следующей структуре  этапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение (старт) - быстрый рост (в  борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) - зрелость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность  многими людьми, проникновение  во все звенья, участки, части учебно-воспитательного  и управленческого  процессов) - рутинизация (имеется в виду достаточно длительное использование новшества - в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) - кризис (имеется в виду исчерпанность возможностей применить его в новых областях) - финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).

Специалист  в области педагогической инноватики академик В.И. Загвязинский, исследовавший, в частности, жизненные циклы разных инновационных процессов, отмечает, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать, распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончается неудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности.

Управленческая  структура предполагает взаимодействие четырёх  видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс  в школе планируется  в виде концепции  новой школы или - наиболее полно - в  виде программы развития школы, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём.

Каждый  компонент этой структуры  имеет своё строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития школы) включает проблемно  ориентировочный  анализ деятельности школы, формирование концепции новой  школы и стратегии  её реализации, целеполагание и разработку операционного плана действий.

Влияние инновационных изменений  на здоровье учащихся должно прослеживаться руководителями школ особенно тщательно.

Учебная нагрузка, режим занятий  определяются Уставом  школы на основе согласований с органами здравоохранения. Расписание занятий  должно включать достаточно продолжительный  перерыв, необходимый  для питания школьников. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты нового содержания и  технологий образования, коллектив и руководитель школы обязаны  учитывать недельную  загруженность учащихся уроками.

Школьные  нововведения всегда затрагивают интересы населения, условия  труда и занятости  педагогов. Некоторые  школы отходят  от традиционного  построения учебного года: меняют сроки  изучения учебных  курсов, экзаменов, выделяют дни и даже недели для самостоятельных  занятий, переносят, иногда удлиняют время  каникул.

Информация о работе Теоретические аспекты инновационных процессов