Теоретические аспекты инновационных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
Глава 1. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
§ 2. Функции обучения
§ 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
§ 4. Виды обучения и их характеристика
Глава 2. Закономерности и принципы обучения
§ 1. Закономерности обучения
§ 2. Принципы обучения
Глава 3. Формы и методы обучения
§ 1. Организационные формы и системы обучения
§ 2. Виды современных организационных форм обучения
§ 3. Методы обучения
Глава 4. Теоретические аспекты инновационных процессов
§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
§ 2. Роль инноваций в развитии школы
§ 3. Новые педагогические технологии
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.35 Кб (Скачать)
"justify">  Ø  планирование;

  Ø  организация деятельности учащихся;

  Ø  регулирование (стимулирование) процесса обучения;

  Ø  контроль (стимулирование активности и самостоятельности);

  Ø   оценивание;

  Ø  анализ результатов решения педагогической задачи.

§ 4. Виды обучения и  их характеристика  

Исторически первым известным  видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим  философом Сократом и его учениками  метод отыскания  истины путём постановки наводящих вопросов. Он получил название метод сократической  беседы – постановкой  вопроса учитель  возбуждал любопытство, познавательный интерес  ученика и сам, рассуждая, в поисках  ответа на него вёл  мысль ученика  по пути познания.

  Догматическое учение – первый вид коллективной организации познавательной деятельности, где главными видами были слушание и механическое заучивание.

  Объяснительно – иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в  учебный процесс наглядности. Основная цель этого обучения – формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение характерно для традиционной школы. Главная задача учителя сводится к изложению материала.

  Самостоятельное добывание знаний, как новый вид  обучения появился в начале ХХ века. В целом это выглядело так: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и назначал сроки выполнения задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знания, отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной.

 
Глава 2. Закономерности и принципы обучения

§ 1. Закономерности обучения

Образование как целостное  явление – одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы это продукт внутренней самоорганизации. Закономерность более широкое по объёму понятие, чем «закон» и рассматривается как результат совокупного действия множества законов.

  Закономерности  обучения выражают существенные и необходимые  связи между его условиями  и результатом. В обучении находят  свое применение законы диалектики:

  Ø  закон единства и борьбы противоположностей;

  Ø  закон переход количественных накоплений в качественные изменения;

  Ø  закон отрицания отрицаний.

  Большое значение для организации и осуществления  процесса обучения имеет категория  меры:

  Ø  категории сущности и явления;

  Ø  единство содержания и формы;

  Ø  категория необходимости;

  Ø  категории случайности;

  Ø  категории времени.

  Эффективность процесса обучения закономерно зависит  от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических). К числу значимых условий обучения относится профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность  к рефлексии, стремления к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.

 

§ 2. Принципы обучения

  Принципы  обучения – это исходные дидактические  положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей  процесса обучения и определяют его  направленность на развитие личности. В принципах обучении раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели  подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

  Знание  принципов обучения даёт возможность  организовать учебный процесс в  соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отбросить содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

  Наиболее  полно принципы обучения были сформулированы К.Д.Ушинским:

  Ø  обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным;

  Ø  обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

  Ø  порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении;

  Ø  обучение должно развивать самодеятельность, активность, инициативу;

  Ø  обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком лёгким;

  Ø  преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путём, чтобы на долю воспитания оставалось, ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

  Все принципы обучения связаны друг с  другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных принципов. Такое  их деление условно: значение каждого  из них не ограничивается только рамками  своей группы. Однако оно методически  правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить? Из дидактических  принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер методических приёмов, используемых учителем, и ведут  к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила – его отдельные  стороны.

  Содержательные  принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором  содержания образования и его  совершенствованием. К ним относятся  принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности  и прикладной направленности (связи теории с практикой, обучения с жизнью).

  Принципы  гражданственности отражает социальные аспекты обучения. В настоящее  время его значимость является общепризнанной в связи с изменением государственного статуса России, необходимостью возрождения  чувства патриотизма, чувства Родины, развитие национального характера, формирования национальных ценностей  и разработка доктрины отечественного образования. Данный принцип выражается в ориентации содержания образования  на развитие субъектности личности, её духовности и социальной зрелости.

  Принцип гражданственности в обучении предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет  удовлетворить социальные и личностные потребности. Он связан с формированием  гражданского самосознания, системы  представлений о социальном и  политическом укладе России, о психологических  особенностях русского этноса, его  ментальны структурах, приоритетах  национальной политики и культуры.

  Согласно  принципу гражданственности в обучении содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный  материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.

  Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы  содержание образования, реализуемое  как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными факторами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию её современных достижений и перспектив развития. Принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, программ и учебников, а так же требуют использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях. Педагогическое взаимодействие, основываясь на принципе научности, должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного мышления, творчества.

  Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и  воспитания. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием, и прежде всего, с развитием  креативных, индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых. Усвоение учебного материала развивает не только познавательную сферу, но и формирует личностные свойства и качества, как организованность, самостоятельность, усидчивость, деловитость, трудолюбие, дисциплинированность.

  Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной  теоретической или практической подготовки учащихся в общеобразовательной  школе.

  Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний и  требует систематичности содержания, по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и  практичности, а практическая направленность – моделирования и экстраполяции  этих знаний на реальные ситуации в  жизни и деятельности человека.

  Содержание  образования, согласно данному принципу, должно отражать преобразования в экономике, политике, культуре, то есть в том  социальном контексте, в котором  протекает жизнедеятельность обучаемых.

  Изучение  самых современных и фундаментальных  теорий является недостаточным для  нормального протекания процесса обучения. Не менее важны практические знания, понимание условий и способов их применения, так как они расширяют  диапазон возможностей и обогащают  личный опыт, делают знания более основательными и востребованными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.

  Принцип последовательности и систематичности  обучения обусловлен объективно существующими  этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и  иррационального, сознательного и  бессознательного.

  Преемственность касается содержания обучения, его  форм и способов, стратегий и тактик взаимодействий субъектов в учебном  процессе, личностных новообразований  обучаемых. Она позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира.

  Последовательность  и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков  по предметам и формированием  целостного концептуального видения  мира.

  Развитие  системного подхода к обучению позволило  более чётко сконструировать  учебный материал, создать комплекты  учебных и наглядных пособий  по изучаемым предметам.

  Последовательность  в обучении обеспечивает доступность  учебного материала, прочность его  усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.

  Принцип единства группового и индивидуального  обучения предполагает их оптимальное  сочетание. Это обучение обусловлено  тем, что индивид становится личностью  благодаря, с одной стороны его  общению и взаимодействию с другими  людьми, с другой – своему стремлению к обособлению.

  Традиционное  обучение в своей основе является групповым, так как оно организуется для учебных групп до 30-40 человек, а проведение лекций – для целых  «потоков» курса, факультета (до 100-300 человек).

  Групповое обучение, отражая общность интересов  обучаемых, создаёт условия диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных обстоятельствах  учения.

  Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности  обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени  усвоения материала и др. это означает, что наряду с групповыми формами  обучения следуют применять и  индивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетания  коллективной и индивидуальной работы обучаемых.

Информация о работе Теоретические аспекты инновационных процессов