Теоретические аспекты инновационных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
Глава 1. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
§ 2. Функции обучения
§ 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
§ 4. Виды обучения и их характеристика
Глава 2. Закономерности и принципы обучения
§ 1. Закономерности обучения
§ 2. Принципы обучения
Глава 3. Формы и методы обучения
§ 1. Организационные формы и системы обучения
§ 2. Виды современных организационных форм обучения
§ 3. Методы обучения
Глава 4. Теоретические аспекты инновационных процессов
§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
§ 2. Роль инноваций в развитии школы
§ 3. Новые педагогические технологии
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.35 Кб (Скачать)

  Оглавление

  Введение

  Глава 1. Традиционное обучение в целостном  педагогическом процессе

  § 1. Обучение как способ организации  педагогического процесса

  § 2. Функции обучения

  § 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

  § 4. Виды обучения и их характеристика

  Глава 2. Закономерности и принципы обучения

  § 1. Закономерности обучения

  § 2. Принципы обучения

  Глава 3. Формы и методы обучения

  § 1. Организационные формы и системы  обучения

  § 2. Виды современных организационных  форм обучения

  § 3. Методы обучения

  Глава 4. Теоретические аспекты инновационных  процессов

  § 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация

  § 2. Роль инноваций в развитии школы

  § 3. Новые педагогические технологии

  Список  литературы

 

  Введение

  В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения  в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной  педагогики. Одной из задач современной  школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления  вариативности образовательных  процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и  виды образовательных учреждений, которые  требуют глубокого научного и  практического осмысления.

  Современная российская школа - это результат  огромных перемен, произошедших в системе  отечественного образования за последние  годы. В этом смысле образование  не просто часть социальной жизни  общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени  может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

  Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных  процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

  В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась  в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных  изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти  изменения только в рамках экономических  теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных  процессов, где анализ инновационных  проблем включает в себя использование  современных достижений не только в  области науки и техники, но и  в сферах управления, образования, права  и др.

  Поиски  решения педагогических проблем  инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В Хуторского, Н.Б Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

  Сегодня инновационный поиск вошёл в  “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом  “штатной ситуации “ в системе  жизнедеятельности многих образовательных  учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности  к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

  Цель  работы: изучить и охарактеризовать традиции и инновации в российском образовании.

  Исторически сложилось, что дети, обучающиеся  в развивающихся, инновационных  учебных заведениях, имеют более  высокий уровень развития по различным  показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные  школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые дети не всегда осиливают  программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников. Поэтому в наше время проблема выбора школы, различия между разными  типами и видами школ являются особенно актуальными.

  Современное понятие "образование" связывается  с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование»  стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают  термин "образование", как существительное  от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или  «развивать» нечто новое. Создавать  новое - это и есть инновация.

  Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

 
Глава 1. Традиционное обучение в целостном  педагогическом процессе

§ 1. Обучение как способ организации педагогического  процесса

Обучение  – самый важный и надёжный способ получениясистематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

  Обучение  – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика – учением. Термин преподаванием следует считать  условным, поскольку учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё  и развивает и воспитывает  учащихся. Учение же не только процесс  овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого опыта, накопленного человечеством в виде знаний, это  и приобретение индивидуального  опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми действиями и способами.

  Познавательная  деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она  осуществляется на каждом жизненном  шагу, во всех видах деятельности и  социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно  полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских  задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

  Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его  руководством. Учитель направляет этот процесс в соответствии с возрастными  возможностями и особенностями  учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он изыскивает наиболее рациональные пути вооружения своих учеников умениями, нужными в самостоятельном познании, вырабатывает навыки.

  Процесс обучения происходит в постоянном общении  учащихся с учителем, что оказывает  большое влияние на характеры  протекания познавательной деятельности.

  Познавательная  деятельность учащихся протекает также  в общении со сверстниками. На базе этого создаются многообразные  отношения, которые, хотя и косвенно, оказывают значительное влияние  на учение благодаря обмену и научной  информацией, поддержке и взаимопомощи в поиске, общественной оценки результатов  учебного труда.

  В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

  Ø  цель (общая как приспособление к жизни), задачи;

  Ø  совместная деятельность учителей и учащихся;

  Ø  преподавание (руководство со стороны учителя);

  Ø  учение (самостоятельная работа учащихся);

  Ø  организация процесса;

  Ø  соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

  Ø  сочетание технологичности и творчества учителей и учащихся;

  Ø  соответствие требованиям жизни;

  Ø  одновременное осуществление воспитания, развития, формирования учащихся.

  Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлению к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать  знания, умения, навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого  познания, субъект педагогического  процесса. Поскольку развитие ученика  происходит только в процессе его  собственной деятельности, то основой  обучения следует считать не преподавание, а учение.

§ 2. Функции обучения  

Необходимость комплексной реализации всех компонентов  содержания образования  и направленность педагогического  процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника  обусловливают функции  обучения: образовательную, воспитывающую и  развивающую. При  этом образовательная  функция связана  с расширением  объёма, развивающая  – со структурным  усложнением, а воспитывающая – с формированием отношений (В.В.Краевский).

  Образовательная функция. Основной смысл образовательной  функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования  на практике.

  Научные знания – главный компонент образования  включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину  мира. В соответствии с образовательной  функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

  Конечным  результатом реализации образовательной  функции является действенность  знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способности мобилизовать прежние знания для получения  новых, также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

  Умение  как умелое действие направляется чётко  осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной  деятельности и предусматривают  её постепенное усложнение. Для выработки  навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

  Воспитательная  функция. Воспитывающая функция  вытекает из содержания, форм и методов  обучения, но вместе с тем она  осуществляется и посредством специальной  организации общения учителя  с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определённых взглядов, убеждений, отношений, качеств  к личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы  нравственных и других понятий, норм и требований.

  Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая  функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В  контексте традиционных подходов к  организации обучения осуществления  развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления.

§ 3. Деятельность учителя  и учащихся в процессе обучения  

Процесс обучения учащихся в  школе протекает  под руководством учителя. Назначение его деятельности в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Управление процессом  обучения предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогического  процесса и самой  педагогической деятельности:

Информация о работе Теоретические аспекты инновационных процессов