Теоретические аспекты инновационных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
Глава 1. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
§ 2. Функции обучения
§ 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
§ 4. Виды обучения и их характеристика
Глава 2. Закономерности и принципы обучения
§ 1. Закономерности обучения
§ 2. Принципы обучения
Глава 3. Формы и методы обучения
§ 1. Организационные формы и системы обучения
§ 2. Виды современных организационных форм обучения
§ 3. Методы обучения
Глава 4. Теоретические аспекты инновационных процессов
§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
§ 2. Роль инноваций в развитии школы
§ 3. Новые педагогические технологии
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.35 Кб (Скачать)

  Принцип соответствия обучения возрастным и  индивидуальным особенностям обучаемых  предполагает реализацию возрастного  и индивидуального подходов.

  Каждому возрастному этапу развития соответствуют  определённые сдвиги в психическом  и личностном развитии. С возрастом  большое значение приобретают индивидуально-типологические различия. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и многообразных условий, в которых происходит формирование личности.

  Принцип соответствия обучения возрастным и  индивидуальным особенностям учащихся требует, чтобы содержание, формы  и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности младших школьников, предоставление самостоятельности и инициативы подросткам и старшим школьникам. В соответствии с этим принципом  должны учитываться индивидуальные характеристики темперамента, характера, способностей, воли обучаемых.

  Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе. Это обосновывается тем, что активность личности по своей  природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем её направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер.

  Обучение, имеющее в своей основе репродуктивное учение, оставляет невостребованным личностный потенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной  деятельности, личную инициативу, самостоятельность  мышления. В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых  находится в прямой зависимости  от творчества педагогов, которые транслируют  его в процессе решения учебных  задач. Учитель своими стратегиями  обучения как бы «обрекает» ученика  на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.

  Принцип доступности обучения при достаточном  уровне его трудности требует  учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно складывающихся на их физическом и  психическом здоровье. Реализация этого  принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых.

  Однако  обучение не должно быть излишне лёгким. В нем должна быть соблюдена мера психической напряженности и  неопределенности, необходимая для  поддержания у учащихся интеллектуального  и энергетического тонуса, активности и интенсификации поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей.

  Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у  учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость  успеха, достижения. Это помогает им снять повышенную тревожность и  неуверенность в успехе при решении  учебных задач.

  Одним из важнейших положений, лежащих  в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я.А.Каменский  называл его «золотым правилом»  дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека.

  Исследования  показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно  повышает уровень усвоения. Так эффективность  слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного – 25%, а их одновременное  включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к  абстрактному. Научные понятия и  закономерности легче усваиваются  учащимися, если они подкрепляются  конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

  Наглядность в обучении обеспечивается применением  разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Наглядность может применяться  на всех этапах процесса обучения. По мере возрастания абстрактности в  обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы и действия с ними), экспериментальную (опыты эксперимента), объёмную (макеты), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звуковую (аудиоматериалы), символическую  и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (словесные описания событий, фактов, действий).

  Взаимосвязь различных принципов процесса обучения Ю.К. Бабанский определял как проявление принципа оптимальности.

 
Глава 3. Формы и методы обучения

§ 1. Организационные  формы и системы  обучения

Организационная форма обучения –  специальная конструкция  процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся.

  Процесс обучения реализуется только через  организационные формы, которые  выполняют интегративную роль, обеспечивая  объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учитель посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную  систему обучения.

§ 2. Виды современных  организационных  форм обучения

В современной дидактике  организационные  формы обучения, включая  обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые  и индивидуальные.

  При фронтальном обучении учитель управляет  учебно-познавательной деятельностью  всего класса, работающего над  единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для  всех темп работы.

  При групповых формах обучения учитель  управляет учебно-познавательной деятельностью  групп учащихся класса. Их можно  подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые, а так же парные работы учащихся.

  Индивидуальное  обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими  учениками. По своей сущности оно  есть не что иное, как самостоятельное  выполнение одинаковых для всего  класса или группы задания.

  При коллективной работе наблюдаются следующие  признаки:

  Ø  класс осознаёт коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую оценку;

  Ø  организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителем;

  Ø  действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому проявить себя в общей деятельности;

  Ø  есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

  С позиции целостности образовательного процесса основной организационной  формой обучения является урок. Урок –  это такая форма обучения, при  которой учитель в течение  точно установленного времени руководит  коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).

  Общепринятой  классификации уроков в современной  дидактике нет. Наиболее разработанной  и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Он выделяет:

  Ø  комбинированные, или смешанные, уроки;

  Ø  уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;

  Ø  уроки закрепления и повторения знаний;

  Ø  уроки обобщения и систематизации изученного;

  Ø  уроки выработки и закрепления умений и навыков;

  Ø  уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

 

§ 3. Методы обучения

Метод деятельности – это  способ её осуществления, который ведёт  к достижению поставленной цели.

Методы  обучения – это, с  одной стороны, методы преподавания, а с  другой – учения (В.И. Андреев).

Методы  преподавания – это  разработанная с  учетом дидактических  закономерностей  и принципов система  приёмов и соответствующих  им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых  учителем позволяет  существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых  в процессе решения  определённого типа педагогических (дидактических) задач.

Методы  учения – это разработанная  с учетом дидактических  принципов и закономерностей  система приемов  и соответствующих  им правил учения, целенаправленное применение которых  существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика  в различных видах  деятельности и общения  в процессе решения  определённого типа учебных задач.

  Основные  методы обучения имеют различные  формы их воплощения и средства реализации. Названные методы являются общими для  обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают специфическую  форму.

  Педагогическое  мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит  оптимальное соответствие методов  закономерностям возрастного и  индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими  инструментами прикосновения к  личности, методы обучения вместе с  тем всегда обращены и к коллективу, используются с учётом его динамики, зрелости, организованности.

 

  Методы  обучения и характер деятельности учителя  и учащихся (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)

Метод обучения Деятельность  учителя Деятельность  учащегося
Информационно-рецептивный  метод Предъявление  информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения. Восприятие  знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное).
Репродуктивный  метод Составление и  предъявление задания на воспроизведение  знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением. Актуализация  знаний. Воспроизведение знаний и  способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольно и непроизвольное запоминанием (в зависимости от характера  задания).
  Метод

  проблемного изложения

Постановка  проблемы и раскрытие доказательного пути её решения. Восприятие  знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и  контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование  очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени  непроизвольное).
Эвристический метод Постановка  проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных  этапов решения познавательных и  практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью  учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций). Восприятие  задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных  задач. Самостоятельное решение  части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания  материала, связанного с заданием. Воспроизведение  хода решения и его самостоятельна мотивировка.
Исследовательский метод Составление и  предъявление исследовательских задач  для поиска решений. Контроль за ходом  решения Восприятие  проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение  хода исследования, мотивировка их результатов.

Информация о работе Теоретические аспекты инновационных процессов