Шпаргалка по «Инновационный менеджмент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к зачету по дисциплине «Инновационный менеджмент».

Работа содержит 1 файл

Инновации зачет.docx

— 140.82 Кб (Скачать)

Патентовладелец может использовать свое изобретение  в собственном производстве, самостоятельно (для этого не требуется каких-либо специальных правовых действий) или уступить это право другому лицу, для чего требуется совершить специальное так называемое лицензионное соглашение или договор.

Под лицензией понимается предоставление за определенное вознаграждение прав на использование объектов промышленной собственности, ноу-хау и других научно-технических достижений. Продавец (лицензиар) передает по лицензионному договору право на использование объекта промышленной собственности в объеме, установленном этим договором, другому лицу (лицензиату).

В практике лицензионной торговли применяются  разные виды лицензионных договоров, значительно  различающиеся по некоторым аспектам:

по виду объекта лицензии (патентная, беспатентная);

по характеру действий с лицензируемым объектом (лицензия на сбыт, производство, использование);

по  объему передаваемых по лицензии прав (исключительная и простая (неисключительная) лицензия).

Патентная лицензия - это соглашение о передаче прав на использование объекта промышленной собственности, т.е. технического решения, имеющего правовую охрану.

Беспатентная лицензия - это передача ноу-хау (знаний, не защищенных правами промышленной собственности) для использования.

Принудительная лицензия заключается между заинтересованным в использовании объекта промышленной собственности лицом и патентообладателем по решению компетентного государственного органа, если владелец объекта не использовал его в течение определенного промежутка времени сам и не дал своего согласия на использование этого объекта промышленной собственности заинтересованному юридическому или физическому лицу. В случае, если стороны не придут к согласию относительно условий лицензионного договора, эти условия определяет суд.

Исключительная лицензия—уступка лицензиаром лицензиату монопольного права на использование объекта лицензии в соответствующем условиям договора объеме, в сроки и на определенных договором рынках.

Исключительная лицензия оставляет лицензиару лишь формальное право на патент, а все вытекающие из обладания патентом права переходят к лицензиату. Если лицензиар намерен, несмотря на предоставление исключительной лицензии, сам использовать изобретение или другой объект промышленной собственности, он должен зарезервировать за собой такие права в лицензионном договоре, хотя допускается и «молчаливое» согласие сторон. Исключительная лицензия может быть предоставлена и на всю территорию действия патента, и на ее часть. Характерным признаком исключительной лицензии является предоставление лицензиату монопольных прав на какой-то вид использования изобретения.

Неисключительная (простая) лицензия предоставляет лицензиату обычное право пользования, что не исключает права третьих лиц; при простой лицензии лицензиар вправе сам производить и реализовывать продукцию, выдавать любое количество простых лицензий, однако в каждом последующем договоре могут быть установлены различные ограничения.

 

По лицензионному  договору одна сторона - обладатель исключительного  права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется  предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных  договором пределах.

В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование  результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Если территория, на которой допускается  использование такого результата или  такого средства, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование  на всей территории Российской Федерации.

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права  на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным  на пять лет.

В случае прекращения  исключительного права лицензионный договор прекращается.  Лицензионный договор может предусматривать:

1) предоставление лицензиату права  использования результата интеллектуальной  деятельности или средства индивидуализации  с сохранением за лицензиаром  права выдачи лицензий другим  лицам (простая (неисключительная) лицензия);

2) предоставление лицензиату права  использования результата интеллектуальной  деятельности или средства индивидуализации  без сохранения за лицензиаром  права выдачи лицензий другим  лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Споры, связанные  с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются  и разрешаются судом

 

13. Вознаграждение продавцу (лицензиару) за предоставление права покупателю (лицензиату) на использование предмета лицензионного соглашения осуществляется посредством лицензионных платежей, которые могут производиться в виде периодических отчислений от дохода покупателя в течение периода действия соглашения или единовременного платежа, устанавливаемого заранее на основании экспертных оценок. Периодические отчисления (роялти) могут определяться как выплата процента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаться в расчете на единицу выпускаемой продукции. Единовременный платеж выступает как форма паушального платежа, предусматривающего передачу части ценных бумаг лицензиатом и встречную передачу технической документации от лицензиара. Возможны различные сочетания приведенных форм лицензионного вознаграждения.

13. Виды инновационных рисков.

14. Основные способы обеспечения  безопасности инновационного предпринимательства

 

Когда владелец малого или среднего предприятия начинает знакомиться  с еще неизвестными ему товарами, услугами, производственными методами и т.п., то он не всегда осознает, сможет ли стать инновацией в дальнейшем то, что кажется ему новым сейчас. Инновационность чего-либо часто  можно установить лишь задним числом. Именно в этом скрываются шансы и  таятся опасности. Если бы предприниматель  сразу воспринимал идею как инновационную, то поступал бы совсем по-иному, чем  в случае отсутствия у него подобного  инновационного чутья. В истоке сознательного  инновационного менеджмента стоит, таким образом, умение распознавать инновации, ибо только при таком  условии ресурсы могут использоваться для стимулирования инновационного процесса.

Риск в инновационной деятельности – это опасность того, что цели, поставленные в инновационном проекте, могут быть не достигнуты полностью  или частично.

По месту возникновения выделяют разные виды рисков: производственные, коммерческие, финансовые, конкурентные.

По характеру воздействия риски  делятся на простые и составные.

Составные риски представляют собой  композицию простых рисков.

Простые риски определяются полным перечнем непересекающихся событий, то есть каждое из них рассматривается  как не зависящее от других.

В связи с этим первой задачей  является составление исчерпывающего перечня рисков; второй задачей является определение удельного веса каждого  простого риска во всей их совокупности.

Примеры наиболее существенных составных  рисков:

• внешнеэкономический риск (возможность  введения ограничений на торговлю и  поставки, закрытие границ и т.д.);

• риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе; неопределенность политической ситуации;

• риск, связанный с нестабильностью  экономического законодательства и  текущей экономической ситуацией;

• риск, связанный с отсутствием  релевантной информации о динамике технико-экономических показателей, развитии техники и технологии;

• риск колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов;

• риск отсутствия релевантной информации о финансовом положении и деловой  ситуации предприятий-контрагентов, поставщиков, инвесторов, дилеров (возможность неплатежей, банкротство, срывов договорных обязательств);

• риск бюрократизма, присущий самой  организации;

• риск сильных организационных  сопротивлений нововведениям;

• риск невозможности освоения организацией новейших производственных технологий.

Примеры простых рисков как результат:

• отсутствия необходимых работников;

• недостаточности квалификации имеющихся  работников;

• несовершенства системы информационного  обеспечения;

• удаленности технических сетей;

• несвоевременной поставки оборудования;

• возможных отклонений от хода выполнения тех или иных работ.

Эти риски присущи любому предпринимательству, независимо от присутствия в предпринимательском  проекте инновационной составляющей.

Существует ряд рисков, встречающихся  исключительно в инновационном  предпринимательстве:

Риск оригинальности. Он заключается в том, что инвестирование в "прорывные технологии" является весьма рискованным с точки зрения гарантии получения необходимого результата, т.е. действительно новой интересной технологии или продукта. Особенно рискованными являются инвестиции в фундаментальную науку, именно поэтому они относятся, как правило, к трансфертной компетенции государства. Вместе с тем наиболее интересны именно инвестиции в оригинальные технологии, но только тогда, когда существует возможность их практического применения и когда рынок готов принять продукцию, связанную с использованием высоких технологий.  
Для тех, кто готов идти на такой уровень рисков, перспективным представляется путь не от научной, а от "рыночной" идеи, реализация которой гарантированно будет иметь успех на рынке.

Поясним на примере. В супермаркетах всего  мира есть один общий недостаток –  многочисленные очереди в кассу, которые в значительной мере снижают  главное преимущество супермаркетов: возможность быстро купить все, что  нужно. Если бы кто-нибудь придумал "черный ящик", в который помещается тележка  с покупками, и через минуту пробивается  стоимость всех товаров, то проводить  маркетинговые исследования перспективности  такой инновации не пришлось бы. Эффективность очевидна. Расчеты  показали, что принципиальным в этом изобретении была бы не стоимость  самого ящика, а цена расходных материалов – этикеток, наклеиваемых на товар  для идентификации. Попытки сделать  такое устройство пока не получаются, так как цена этикеток оказывается  сопоставимой со стоимостью товаров. Значит, нужны более фундаментальные  исследования. Зато какие перспективы...

Риск информационной неадекватности. В России есть достаточно много технологий, которые были разработаны давно, но интерес к ним появился только сегодня. Разработчики, часто вполне искренне, говорят об этих технологиях как о реально существующих, и даже демонстрируют образцы, полученные 5–10–15 лет назад. Однако зачастую оказывается, что оборудование, на котором были сделаны образцы, за прошедшие годы пришло в негодность, часть коллектива разработчиков уволилась, и технология, увы, уже не воспроизводима.

Разработчик в области микроэлектроники в  течение года успешно продавал по заказу (!) иностранных компаний свои изделия, последнее из которых было сделано в начале восьмидесятых  годов. Время, которое разработчик  брал у компании, якобы для производства изделия нужной конфигурации, было нужно ему для поиска образцов у коллег, друзей и знакомых, которым  он в свое время раздал огромное количество образцов в качестве сувениров. Ситуация выяснилась буквально накануне подписания договора о продаже технологии. К сожалению, оказалось, что технология не воспроизводима, так как люди ушли, а полного описания технологического процесса нет.

Часто разработчики для того, чтобы больше заинтересовать инвестора, пытаются выдать прототип за опытную партию, идею за лабораторный образец и т.д., не понимая, что до того, как инвестор даст хотя бы рубль (доллар, юань, марку ...), он обязательно  проверит, что же есть на самом деле. И если он увидит, что с самого начала отношения складываются информационно  неадекватно, вряд ли он будет вникать  в суть технологии. Если же инвестор видит, что реальное состояние соответствует  тому, о чем вы ему говорили, разговор перейдет на то, где вы наиболее сильны – к сути предлагаемой технологии.

Риск технологической неадекватности. Существует принципиальная разница между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования. Технология становится инвестиционно привлекательной не тогда, когда она есть, и даже не тогда, когда она может быть воплощена промышленно (что не всегда возможно обеспечить), а тогда, когда она будет востребована рынком.

Когда разработчик с гордостью сообщает, что его уникальная технология не имеет аналогов, возникает естественный вопрос, а может быть эта технология вообще не нужна, если в этом направлении  никто в мире не работал.  
Одному из авторов пришлось рассматривать проект установки по переработке отходов макулатуры на корм скоту. Разработчики уверяли, что нигде в мире подобной установки нет. Это утверждение, скорее всего, соответствовало действительности, кому же еще кроме русских вообще придет в голову идея кормить коров макулатурой. Вопрос о том, купит ли психически нормальный западный фермер такую установку разработчиком не рассматривался. То, что ее не купит российский фермер следовало из ее стоимости – цены шестисотого "Мерседеса". 
Всестороннее сопоставление предлагаемой технологии с мировым научно-техническим уровнем в этой области позволяет определить не только степень оригинальности и эффективности предлагаемого решения, но и вероятность ее технологической реализации. Хорошее знание разработчиком аналогов прежде всего ясный сигнал для инвестора, что разработчик четко понимает место своей технологии на рынке. Именно это дает инвестору реальное представление о перспективности технологии.

Информация о работе Шпаргалка по «Инновационный менеджмент»