Шпаргалка по «Инновационный менеджмент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к зачету по дисциплине «Инновационный менеджмент».

Работа содержит 1 файл

Инновации зачет.docx

— 140.82 Кб (Скачать)

Создание материальных резервов – страховые запасы сырья, свободные производственные мощности, денежные запасы, контакты, установленные как бы впрок и т.п.

Создание информационных резервов – регулярное прогнозирование и мониторинг социально-экономической обстановки и нормативно-правовой среды. Суть этих мероприятий заключается в прогнозе поведения возможных партнеров по реализации ин. проекта, оценке возможных изменений в секторах рынка, на которых предприятие будет выступать продавцом или покупателем, предвидении возможных реакций конкурентов.

Метод самосовершенствования – совершенствование и использование внутренних резервов предприятия (обучение и тренинг персонала, выработка специфической корпоративной культуры, реализация программы социального развития предприятия).

Метод активной рыночной позиции – формирование спроса на свою продукцию, т.е. маркетинговые методы и приемы (анализ рынка, реклама, анализ поведения конкурентов, разработка стратегии взаимодействия с ними и др.).

 

Различают три подхода к разработке инновационных проектов в зависимости  от степени риска:

1. Для наиболее рискованных проектов  необходима разработка всех альтернатив  достижения инновационных целей  по всем фазам процесса, с тем  чтобы оценив имеющиеся альтернативы  по вероятности их реализации, принять окончательное решение.

2. Для проектов со средней  степенью риска необходима тщательная  оценка небольшого количества  альтернатив по всем фазам  инновационного процесса. При этом  важно выделить наиболее слабые  звенья и по ним проработать  максимально возможное количество  альтернатив.

3. Для инновационных проектов  с малой степенью риска также  определяются слабые звенья, для  них увеличивается степень проработки  проекта, усложняются расчеты  в силу учета не просто средних  значений, а характера распределений  тех случайных величин, средние  из которых используются в  расчетах

15. Организационные формы  инновационного предпринимательства

 

Под инновационным предпринимательством понимают особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение прибыли  путем создания и активного распространения  инноваций во всех сферах народного  хозяйства.   В отличие от классического  предпринимательства инновационное  основывается на поиске новых путей  развития действующего предприятия (новой  продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно ориентированного предприятия.  Понятие инн. предпринимательства  не отражает какой-либо определенной организационно-правовой формы инновационной деятельности, регламентированной действующим в  стране Гражданским кодексом.

Инн. предпринимательство осуществляется в двух принципиально различных  организационных формах:

-в форме индивидуального предпринимательства  (ИДП), без создания предприятия  как самостоятельного юридического  лица;

-путем создания самостоятельного  предприятия как отдельного юридического  лица с правом осуществления  всей хозяйственной деятельности  от его имени.

В первом случае предприниматель, являясь  основой инновационной  деятельности как физическое лицо, несет полную персональную имущественную ответственность  за результаты осуществляемого бизнеса.   Во втором случае имущественная ответственность  за ведение инновационной предпринимательской  деятельности переносится на создаваемое  новое юридическое лицо.  Участники  малого инновационного предприятия (МИП) солидарно несут ответственность  за результаты деятельности в зависимости  от его организационно-правовой формы  и степени своего личного участия.

Каждая из двух форм малого инновационного предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки.  Инновационное  ИДП используется, как правило, в  качестве исходной, переходной формы  начала предпринимательской деятельности.  В практике оно чаще всего связано  с созданием и использованием гражданами (физическими лицами) инновационных  объектов в виде изобретений, полезных моделей или промышленных образцов.  Нередко в качестве инд предпринимателя  выступает автор или владелец промышленной собственности (патентообладатель). В качестве индивидуального предпринимателя  в инновационной сфере может  выступать и лицензиат, т.е. физическое лицо, получившее право на использование  ОПС в соответствии с лицензионным договором.  Инд. Предприниматель  имеет право привлекать для своей  Инн. деятельности других физических лиц  и организации.  Однако, практические возможности расширения инн. деятельности индивидуального предпринимателя  всегда ограничены.

 

 

 

Основные преимущества и недостатки индивидуального инновационного предпринимательства

 

Преимущества

Недостатки

  1. Упрощенная процедура государственной регистрации при открытии и ликвидации
  2. Простота открытия банковского счета
  3. Упрощенная схема и более низкие ставки налоговых платежей
  4. Упрощенный состав социальных платежей
  5. Упрощенный менеджмент и снижение затрат на его осуществление
  6. Упрощенная отчетность
  7. Высокая степень мотивации труда и хозяйственной самостоятельности
  1. Необходимость совмещения финансово-хозяйственной , инновационной и управленческой деятельности
  2. Сложность получения кредитов под индивидуальную деятельность
  3. Сложность получения государственного и других видов внешнего финансирования
  4. Трудность завоевания доверия клиента при реализации инновационной продукции и услуг
  5. Полная личная ответственность по обязательствам

 

Преимущества и недостатки самостоятельного предприятия как отдельного юридического лица отображаются зеркально, то есть то, что является недостатком ИДП, является преимуществом МИП.

 

 

16. Основные участники  инновационного проекта

 

В зависимости от вида проекта в  его реализации могут принимать  участие от одной до нескольких десятков организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте  и мера ответственности за его  судьбу. Вместе с тем все эти  организации в зависимости от выполняемых ими функций принято  объединять в конкретные группы участников проекта.

Заказчик


 

Инвестор

 

 

Руководитель  проекта

(проект-менеджер)

 

Научно-техни

ческий  совет

(НТС)

   
     
   

 

Разработчик

   
     

 

Проектировщик

     

 

Организация-

исполнитель


 

 

Команда проекта

   
   

 

Поставщик

   

 

Поддерживающие структуры


 

Основные участники проекта

 

Заказчик – будущий владелец  и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

Инвестор – физические или юридические  лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организации и др. юридические лица всех форм собственности, международные организации, иностранные юр. лица, физические лица – граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.

Проектировщик – специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом её представляют архитектор и инженер.  Архитектор – это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации.   Инженер – это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжинирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.

Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту. К ним относятся индивидуальные предприниматели, производственные предприятия, вузы и т.д.

Научно-технические советы (НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.

Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Состав и функции команды зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.

Поддерживающие структуры – организации , содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т.п.

17. Состав и порядок  формирования инновационных проектов

 

Инн. проект – это сложная  система взаимообусловленных и  взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных инн. идей на приоритетных направлениях развития науки  и техники. Другими словами, ин. проект представляет собой намечаемый к  планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к  определенному времени комплекс работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок  новых высокотехнологичных продуктов  с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников.

Т.о. понятие «ин. проект»  можно рассматривать в трех аспектах:

- как совокупность мероприятий для достижения ин. целей;

- как процесс осуществления ин. деятельности;

- как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия.

Ин. проект – это система взаимоувязанных  целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим  образом организованных (увязанных  по срокам, ресурсам и исполнителям), оформленных комплектом проектной  документации и обеспечивающих эффективное  решение конкретной научно-технической  задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Ин. проект отражает жизненный цикл от момента зарождения идеи до стадии её материализации в реальных объектах (будь то промышленные предприятия  или объекты социальной инфраструктуры, занятые выпуском продуктов или  услуг). И.п. доказывает целесообразность и возможность воплощения новшества, а также оценивает его эффективность  в техническом, коммерческом, социальном, экологическом, финансовом и экономическом  аспектах. Любой проект внедряется в реально существующую внешнюю  среду: на входе проект черпает из нее ресурсы для создания продукции  или оказания услуг, а на выходе –  среда принимает результаты проектной  деятельности. Для успеха проекта  нельзя не учитывать его взаимодействие с внешней средой, что осуществляется путем комплексной экспертизы проекта. Всякий проект для своего осуществления  нуждается в ресурсах – финансовых, материальных, трудовых, информационных.

 

К основным элементам ин. проекта  относятся:

-сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение  проекта;

-комплекс проектных мероприятий  по решению ин. проблемы и реализации  поставленных целей;

-организация выполнения проектных  мероприятий, т.е. увязка их  по ресурсам и исполнителям  для достижения целей проекта  в ограниченный период времени  и в рамках заданной стоимости  и качества;

-основные показатели проекта  (от целевых – по проекту  в целом, до частных – по  отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том  числе показатели, характеризующие  его эффективность.

 

 

Цели


Комплекс мероприятий

Информация о работе Шпаргалка по «Инновационный менеджмент»