Шпаргалка по «Инновационный менеджмент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к зачету по дисциплине «Инновационный менеджмент».

Работа содержит 1 файл

Инновации зачет.docx

— 140.82 Кб (Скачать)

Исполнители

Организация

Ресурсы


Время

-------------

Стоимость

-----------

Качество


Мониторинг основных показателей  проекта


 

Основные элементы инновационного проекта

 

 

 

Порядок разработки ин. проекта

 

Разработка ин. проекта представляет собой НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели ин. проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации.

Концепция ин.проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность.  В процессе разработки концепции можно выделить этапы:  формирование ин. идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.

Формирование  ин. идеи – идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии.

Маркетинговые исследования идеи проекта :

-устанавливаются возможные потребители  целевого продукта проекта;

-анализируются возможности и  экономическая целесообразность  замены производимой продукции  новыми видами целевой продукции;

-изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта  сырьем, энергоресурсами, комплектующими  изделиями, коммуникациями и т.д.

-анализируются новые сферы использования  конечного продукта проекта;

-исследуются экономические и  социальные последствия реализации  проекта.

Структуризация  проекта.

Для определения состава необходимых  мероприятий конечные цели предварительно структурируются, т.е. разбиваются на составные элементы. Структуризация различается функциональная и проблемная.

Инструментом Ф.с. является дерево целей, т.е. иерархическая система, имеющая  ряд уровней, где цели каждого  последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.

Построенное дерево целей переформулируется  затем в проблемно выраженную систему заданий и мероприятий, имеющую также иерархическую  структуру и называемую деревом  работ. Это проблемная структуризация проекта.

Если дерево целей устанавливает  необходимые средства достижения целей  проекта, то комплекс мероприятий (дерево работ) должен определять пути и способы  получения этих средств.

Совокупность работ, установленных  по элементам низшего уровня дерева целей, объединяется на последующих  стадиях разработки проекта в  темы, задания и этапы, связанные  с созданием соответствующих  элементов высшего уровня. Получаемое таким образом дерево работ представляет собой один из возможных вариантов  реализации проекта.

Анализ риска  и неопределенности

Результат анализа рисков при разработке и.п. выражается в определении вероятности  реализации альтернативных вариантов. 

Выбор из альтернативных вариантов ин. проекта самого жизнеспособного представляет собой:  установление основных критериев (показателей) эффективности проекта, расчет показателей эффективности вариантов проекта, сравнение и выбор варианта ин. проекта для реализации.

Планирование ИП. Основная цель планирования – интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели. План содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы выделить на решение каждой задачи.

На этапе разработки концепции  проекта формируется продуктово-тематический план в форме инновационной программы. Для этого проводятся количественное уточнение цели проекта и задач  по отдельным периодам (дерево целей); выбор организационно-технологических  решений; продуктово-тематическая разработка проекта (дерево работ) и расчет основных параметров проекта.

На этапе планирования реализации проекта разрабатываются календарные  и ресурсные планы. Для этого  строятся частные и сводные сетевые  модели комплексов работ; разрабатываются  детальные и сводные календарные  планы; определяется потребность в  ресурсах и анализируется реализуемость  проекта. На этом же этапе производится оформление документов и утверждение  планов и бюджета.

На этапе контроля хода реализации проекта осуществляется контроль за выполнением плановых заданий непосредственных исполнителей и при необходимости  корректировка планов.

Оформление проектно-сметной  документации.

Разработка ИП завершается подготовкой  проектной документации. ИП любого уровня должен включать следующие разделы:

-содержание проблемы и обоснование  необходимости ее решения;

-основные цели и задачи, сроки  и этапы реализации проекта;

-система мероприятий программы  проекта;

-состав НТС;

-ресурсное обеспечение проекта  за счет средств федерального  бюджета, бюджета субъектов РФ, внебюджетных источников и т.п.

-оценка эффективности, социально-экономических  и экологических последствий  от реализации проекта;

-механизм реализации проекта;

-организация управления проектом  и контроль за ходом его  реализации.

Каждый из перечисленных разделов представляется в табличном или  графическом виде. Прилагается пояснительная  записка и бизнес план с социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями.

18. Основные этапы и характеристики  жизненного цикла 

малого  инновационного предприятия (МИП)

 

Каждое МИП (малое инновационное  предприятие) в своей жизни  проходит различные стадии развития хозяйственной  и инновационной деятельности. Период между граничными точками возникновения  и прекращения деятельности МИП  принято назвать его жизненным  циклом.

МИП создается , как и любая коммерческая организация, для целей получения  прибыли за счет создания и распространения  эффективных нововведений. Экономические  результаты его деятельности зависят  от той фазы жизненного цикла, на которой  предприятие находится  в данный момент.

 

                                            Эффект

 

 

 

_______________________________________________________________

                                                                                                                    Время

 

 

 

_______________________________________________________________

Фаза              Фаза развития               Фаза роста         Фаза зрелости       Фаза затухания

возник-

новения

 

 

 

                                             Затраты

 

Динамика экономических результатов  деятельности МИП

 

В отличие от крупных ИП, как  правили, МИП ориентирован на последовательное освоение сменяемых инноваций. Так  цикличность его экономического развития  определяется циклическим  характером  осуществляемых инновационных  проектов  и частоты их смены.

Жизненный цикл ин. проекта охватывает все стадии его воплощения – от появления замысла, проведения НИОКР, подготовки производства и непосредственного  производства до ликвидации.

Первая фаза возникновения: будущий учредитель оценивает инновационную идею, находит для неё потенциальную нишу на рынке и изучает возможности её коммерческого использования. При проработке идеи предприниматель определяет возможные масштабы деятельности в соответствии с возможностями и ожидаемым спросом, выбирает организационно-правовую форму МИП, подготавливает учредительскую документацию и оформляет государственную регистрацию. Финансирование деятельности на этой стадии осуществляется обычно за счет  собственных средств предпринимателей или учредителей МИП. Кредиты банков или средства сторонних инвесторов на этой фазе получить крайне трудно. Первая фаза должна убедительно доказать жизнеспособность инновационной идеи и определить факторы её коммерческого успеха.

Фаза развития связана с проведением дополнительных НИОКР, изготовлением и испытанием опытных образцов продукции, разработкой технической и технологической документации (технологических режимов, ГОСТов, ОСТов, Технических условий и др.). На этой фазе также проводится организационная проработка  инновационного проекта, закупка, монтаж и наладка производственного оборудования и начало производственной деятельности.  Это наиболее капиталоёмкая фаза, требующая сторонних инвестиций. Реальными источниками инвестиций на этой стадии наряду с собственными средствами учредителей выступают кредиты банков и венчурный капитал. Возможными источниками финансирования МИП выступают  инвестиционные компании и другие организации, заинтересованные в скорейшем освоении инноваций.

Для фазы роста характерно расширение масштабов инновационной деятельности, наращивание производства и объема продаж инновационного продукта, поиск и освоение новых рынков, поиск новых организационных решений и совершенствование менеджмента. Расширение масштабов деятельности вызывает постоянную нехватку собственных оборотных средств (в том числе денежных) для создания требующихся запасов. Так как к этому времени успешно развивающееся МИП приобретает положительный имидж и авторитет в финансовых кругах, источниками финансирования становятся устойчивые кредиты банков.

Фазы зрелости МИП достигает в условиях, когда его основные рынки теряют перспективу дальнейшего расширения. Постепенно темпы роста производства снижаются. В издержках растёт доля затрат на рекламу и поддержку конкурентоспособности продукции. Осуществляется поиск новых рынков. Проводится разработка улучшенных модификаций продукта, совершенствуются технологические процессы.

В это время многие фирмы также  пытаются обосноваться на новом рынке. Некоторые из них приобретают лицензию на производство нового продукта. Другие выпускают продукт, нарушая патентное законодательство. Третьи налаживают подпольный выпуск продукта, зачастую низкого качества, под товарной маркой разработчика. Наконец, четвёртые конкуренты выпускают аналогичные товары с более высоким техническим уровнем, используя возможные лазейки в патентном законодательстве. Главной задачей на этой фазе становится поиск новых инновационных идей, модернизация инновационного продукта, его модификация для специфических условий или требований новых рынков (например, тропическое исполнение, разнообразие дизайна, учет индивидуальных требований и т.д.).  Потребность в инвестициях, связанных с НИОКР, испытаниями новых инновационных продуктов, увеличивается. В области финансирования на этой стадии приемлемой формой выступают кредиты банков,  льготные кредиты специальных фондов поддержки малого предпринимательства.

Фаза затухания не является органическим следствием зрелости МИП.  Она может наступить для МИП в любой момент времени после его возникновения под влиянием неблагоприятных внешних или внутренних факторов и возникающей кризисной ситуации.  Главным симптомом затухания МИП являются снижение его платежеспособности и ограниченные возможности реализации инновационного продукта.

Наступление данного этапа означает, что пришёл момент, когда рынок начинает перенасыщаться данным товаром. Происходит устойчивое падение объёмов продаж и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так из-за изменений в технологии, смены вкусов и предпочтений потребителей, а также вследствие появления на рынке более совершенных товаров, предлагаемых конкурентами

Кардинальным способом выхода из кризисной  ситуации является реформирование предприятия  на основе планомерно осуществляемой санации его деятельности.  При  наличии значительных активов МИП, находящийся в состоянии затухания  может рассчитывать  на получение  залогового кредита банков.  Другими  источниками  финансирования санационных  мер на этой фазе могут стать средства от реализации активов МИП, включая  и его нематериальные активы (патенты, лицензии и т.п.).

19. Бизнес-планирование

Одной из наиболее распространенных форм подготовки предпринимательской  концепции в инновационной сфере  является практика составления бизнес-планов. Бизнес-план представляет собой обобщенный взгляд на цели предпринимательской  инициативы, стратегию развития инновационной  идеи в ближайшие годы, оперативные  способы реализации стратегических намерений, баланс потенциала, ресурсов и источников их получения. Плановый горизонт предпринимательской концепции, отраженный в бизнес-плане, охватывает обычно 3-5 лет. Это тот промежуток времени, в течение которого инновационная  идея может получить распространение  и принести предпринимательский  успех. Бизнес-план должен составляться в обязательном порядке при создании нового МИП (МИП-малое инновационное предприятие). Он разрабатывается и при развертывании работ по каждому инновационному проекту.

Информация о работе Шпаргалка по «Инновационный менеджмент»