Шпаргалка по «Инновационный менеджмент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к зачету по дисциплине «Инновационный менеджмент».

Работа содержит 1 файл

Инновации зачет.docx

— 140.82 Кб (Скачать)


1. Основные понятия инновационной  деятельности

 

Инновационный менеджмент – это  одно из направлений процесса управления. Главная задача инновационного менеджмента  – управление процессами разработки и внедрения инноваций. Девиз инновации – новое и иное.

Инновационный менеджмент охватывает все стратегические и оперативные  задачи управления, планирования, организации  и контроля инновационных процессов  на предприятии. В широком смысле он должен пониматься как менеджмент, ориентированный на изменения. Такой  менеджмент отличается по своей сути от процессов принятия решений в  других производственных областях, поскольку  инновационные решения не являются рутинными, а предполагают наличие  широкого понимания проблем предприятия  и творческих способностей работников.

Слово «Инновация» является синонимом  нововведения или новшества и  может использоваться наряду с ними. В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; В другом - процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Более правильно определить сущность инноваций как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей. При этом важнейшим признаком инноваций в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, понятие «инновации» распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Инновация в сфере услуг - это  новшество в самой услуге, в  ее производстве, предоставлении и  потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами  здесь могут служить появление  застежек типа "молния", шариковых  авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут  соперничать в своем влиянии  с такой идеей, как продажа  в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для  потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Обобщающее определение инновации это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности Человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект.

"""*■■

Инновационная продукция - результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг).

Инвестиции – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие с целью получения прибыли;

Инжиниринг – одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой - предоставление услуг по доведению НИР и ОКР до стадии производства;   Это - инженерно-консультативные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области менеджмента и маркетинга.

Классический инжиниринг рассматривается  как профессиональная деятельность по предоставлению Заказчикам целого комплекса инженерных услуг, включающих и моделирование технологических  процессов, и проектирование зданий и сооружений, подготовку, обеспечение  и техническое сопровождение  процесса строительства, надзор за возведением, монтажом, пуско-наладкой и эксплуатацией  промышленных и хозяйственных  объектов. Но главное отличие инжиниринга от узкого проектирования состоит в том, что все эти услуги предоставляются не только на основе передовых научных достижений, но и обязательно включают в себя элемент интеллектуальной Новизны.  

НИР – научно-исследовательская работа;

ОКР – опытно-конструкторская работа;

НИОКР – научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа;

Коммерциализация – процесс выведения новшества на рынок;

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.  Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до товара (конкретного продукта, технологии или услуги).  Превращение идеи в товар проходит этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Или упрощенная схема: наука-техника-производство-потребление.

Инновационная инфраструктура – совокупность организаций и учреждений, способствующих эффектиному развитию инноваций, например бизнес-инкубаторы, технопарки, консалтинговые, юридические и др. компании

Инновационно-технологический  центр – имущественный комплекс, предназначенный для нормального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг;

Бизнес-инкубатор – организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологическим компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала;

Технопарк - объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, имеющее целью создание общей системы экономико-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности;

Кластер - сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных в своей деятельности организаций, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, банков, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных сферах, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу;

Нанотехнологии - собирательный термин, объединяющий инженерное управление свойствами элементов и частиц весьма малых размеров. Важнейшими следствиями для свойств физического мира, состоящего из таких частиц, является их высокая проницаемость и развитая поверхность.  И то и иное свойство служит источником, обуславливающим изменение многих иных характеристик, включая скорость химических реакций, величину электропроводности, а также плотную трёхмерную компоновку органических и неорганических материалов.

Основной задачей наноиндустриии является управляемый механосинтез, составление структур из атомов, пока не вступят в действие химические связи.  Для обеспечения механосинтеза  необходим наноманипулятор, способный  захватывать отдельные  атомы  и молекулы и манипулировать ими  в радиусе до 100 нм (10-9м). Наноманипулятор может управляться встроенным нанокомпьютером.  Результатом нанотехнологий может стать появление сверхпрочных, сверхлегких и негорючих материалов, а также материалов, способных к мультимедиаобращению с пользователем.

 

2. Типы технологических  инноваций

 

Инновации можно подразделить на технологические, экологические, организационно-производственные, управленческие, военные, экономические, социально-политические. 

Технологические инновации нацелены на создание и применение новой технологии, они охватывают новые продукты и  процессы, а также их значительные технологические изменения.

Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются  два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных  продуктов,  ориентированы на использование  новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

Процессные инновации - это освоение новой или значительно усовершенствованной  продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования и применяемых методов производства. Следует отметить отличие американской и японской системы инноваций: в  США 1/3 всех инноваций относится  к процессным, а 2/3 - к продуктовым; в Японии -обратное соотношение.

Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения; псевдоинновации (или рационализирующие инновации).

Базисные инновации в корне меняют процесс или содержание сферы человеческой деятельности. Внедрение нового продукта определяется как продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Примером базисных инноваций могут служить, например, замена индикаторов на основе светодиода индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.

Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта), значительно меняют процесс производства и высвобождают существующие объемы ресурсов и труда. Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники или технологии, созданию новых моделей машин и разновидности материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства, дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек её производства и поэтому обязательно реализуется.

Повышение КПД двигателя внутреннего  сгорания или переход от катушечных магнитофонов к кассетным - примеры  улучшающей инновации. Принцип звуковоспроизведения остался тот же: магнитная головка  – магнитная пленка, но внешний  вид значительно изменен, изделие  стало более удобным и практичным. Радикальность инноваций определяет степень усилий по ее осуществлению.

Псевдоинновации (или рационализирующие инновации), направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозят технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект). Часто псевдоинновации отличаются сомнительной степенью востребованности потребителем, например чайник с двумя носиками.

3. Фазы инновационного процесса 

(жизненный цикл инноваций)

Инновационный процесс состоит  из нескольких частей (фаз), которые  в совокупности составляют жизненный  цикл инноваций.

Рассмотрим состав и содержание фаз инновационного процесса относительно продуктовой инновации, которая  является наиболее значимой среди других видов инноваций.

Как правило, выделяются пять фаз инновационного процесса:

Фундаментальная наука – Прикладная наука – Разработка (Проектирование) – Производство – Потребление (Эксплуатация)

Содержание отдельных фаз следующее.

1. Фаза «Фундаментальная наука».

К этой фазе относятся фундаментальные научные  исследования Фундаментальные исследования – это базовая часть науки, они являются стартовым звеном всего инновационного цикла.

Информация о работе Шпаргалка по «Инновационный менеджмент»