Аграрная реформа Столыпина: проведение, подготовка, результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Возможно, пересмотр действий и результатов реформы Столыпина заставил бы по-другому взглянуть на проводимые в настоящее время преобразования в земельных отношениях и найти тот самый, «бескровный» путь решения этой многосложной, щекотливой для России проблемы.
В данной работе будет рассмотрено содержание столыпинской аграрной реформы, ее сущность и значение, последствия, а также изучена биография самого П.А.Столыпина.

Содержание

Введение.


1. Крестьянская Россия на рубеже веков.

2. Петр Аркадьевич Столыпин.

3. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

4. Результаты реформы.


Заключение.


Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Аграрная реформа Столыпина 1.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

     В Министерстве государственных имуществ положение П.А.Столыпина было рутинным, и в 1889 году он опять перешёл в  МВД. Его назначили Ковенским  уездным предводителем дворянства. О деятельности П.А.Столыпина на посту уездного предводителя мало что известно. Вспоминая те годы, П.А.Столыпин писал, что он «служил себе просто, исполнял свои обязанности, не мудрил». По его инициативе и под его наблюдением уездное попечительство о народной трезвости построило в Ковно «Народный Дом». Первый этаж занимала «чайная трезвости», на втором этаже располагался просторный зрительный зал, в котором предполагалось устраивать народные чтения, спектакли и концерты. Строительство было окончено в 1899 году – в тот год, когда П.А.Столыпин оставил пост уездного предводителя.

     П.А.Столыпину  удалось превратить свои имения в  образцовые хозяйства с многопольным севооборотом и развитым животноводством. Но дети не хотели знать никаких других имений, кроме Колноберже.

     Поэтому самые малодоходные из имений были проданы, а другие свои владения П.А.Столыпин объезжал один раз в год. К 1902 году общая площадь имений составляла 7450 десятин земли, но, несмотря на это, П.А.Столыпин не входил в разряд крупнейших латифундистов, зато занимал видное место в среде российского поместного дворянства.

     В 1899 году П.А.Столыпин был назначен на должность Ковенского губернского предводителя дворянства, которая в губернской иерархии стояла на первом месте после губернаторской. В 1902 году – новое назначение - губернатором Гродненской губернии. Но полной самостоятельности на этом посту он не получил: Гродненский губернатор подчинялся Виленскому генерал-губернатору.

     Уже в марте 1903 года П.А.Столыпин был  назначен губернатором Саратовской  губернии, большей по размерам и не подчинявшейся генерал-губернатору. С 1905 года Саратовская губерния стала одним из очагов революционного движения, где происходили массовые крестьянские бунты. По воспоминаниям дочери Столыпина, он не желал использовать армию при подавлении бунтов, а старался появиться там сам и убедить людей разойтись по-хорошему. Столыпин стремился объединить всех противников революции. Были собраны средства; организована контрпропаганда революционных идей; были открыты народные клубы и библиотеки, кассы взаимопомощи; оказывалась бесплатная медицинская помощь. Кроме того, для борьбы с революционерами Столыпин привлекал черносотенные организации. В конце 1905 года, в момент наивысшего подъема революции, все же пришлось применять и армию. Уже тогда в Саратове на него было совершено несколько покушений.

     В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел в кабинет  И.Л.Горемыкина. Сразу же после выборов  между достаточно левой Думой (из 450 депутатов – 170 кадеты, 100 трудовиков и всего 30 умеренных и правых) и реакционным правительством Горемыкина возник конфликт.

     И Дума, и правительство выдвигали  друг к другу требования, которые не могли быть выполнены. Горемыкин просто игнорировал Думу, никогда не показывался на заседаниях и призывал других министров следовать его примеру. Его кабинет не приготовил ни одного серьезного законопроекта для рассмотрения в Думе.

     Основная  борьба между Думой и правительством сосредоточилась на аграрном вопросе  и проблеме смертной казни.

     Дума, подогреваемая предвыборными обещаниями и желаниями избирателей, настаивала сначала на принятии амнистии, потом на отмене смертной казни. А за неимением внесенного правительством проекта аграрной реформы, разрабатывала и обсуждала собственные проекты, которые предусматривали насильственное отчуждение земель у помещиков.

     Окончательным поводом к роспуску стало постановление 4 июля, в котором Государственная Дума заявила, что «от принудительного отчуждения частновладельческих земель не отступит, отклоняя все предложения с этим не согласованные».

     Правительство, в свою очередь, опубликовало сообщение, отвергавшее принцип насильственного отчуждения земли у помещиков с отговоркой – сначала «необходимо придти к бесповоротному убеждению в полной невозможности достигнуть тех же результатов без насильственной ломки существующих правоотношений».

     9 июля 1906 года Первая Государственная  Дума была распущена. Окончательное  решение принимал император, с  участием И.Л.Горемыкина и П.А.Столыпина.

     После роспуска Думы был отправлен в  отставку и кабинет Горемыкина.

     Председателем Совета Министров с сохранением поста Министра внутренних дел был назначен Петр Аркадьевич  Столыпин. 
 

     3. Аграрная реформа П.А.Столыпина. 

     Если  вкратце охарактеризовать сущность столыпинской аграрной реформы, то можно  сказать, что она заключалась в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян. Подразумевалось, что число крестьянских собственников и площадь земли в их руках будут возрастать, а община и помещики будут ослабевать. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно. Так оно и было, многие помещики уже продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам.

     Задача  состояла в том, правильно ли было уповать на эволюционность этого, или  надо было действовать более решительно. Для решения этого вопроса  существовало три пути: отнять землю  у помещиков; ничего не делать; подтолкнуть  помещиков и крестьян к реформе без нарушения права частной собственности.

     Именно  третий вариант и выбрал П.А.Столыпин. Он прекрасно понимал, что грубая, агрессивная политика не только не даст положительных результатов, но и может еще больше усугубить  и без того напряженную обстановку.

     Столыпин  видел решение имеющегося кризиса  в том, чтобы дать возможность крестьянам получить сначала временно, а затем закрепить за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка. Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разоренные помещики, не желающие или не способные эффективно вести  хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции.

     Столыпинская аграрная реформа в корне отличалась от идеи левых политиков конфисковать землю у помещиков и просто раздать ее. Во-первых, такой подход был неприемлем с точки зрения норм цивилизованной частной собственности. Во-вторых, то, что дается даром, в России редко используется эффективно. Традиционный в более позднее советское время «отнять и поделить» никогда никому не приносил пользы. Нельзя создать ответственного собственника, нарушая права собственности других.

     Таким образом, Столыпин придерживался чисто  экономических принципов реформирования экономики, хотя и полагал, что невежественных крестьян для их же пользы следует всячески подталкивать к выходу из общины, в том числе иногда и административными методами.

     Естественно, существование общины и доминирование  помещиков было отражением политической системы тогдашней России. В этом смысле против Петра Столыпина выступали не только левые, которые хотели насильственной экспроприации земли для передачи крестьянам, но и правые, которые видели в реформе прямую угрозу существующему политическому строю. Петру Аркадьевичу приходилось бороться с собственным классом, со своими коллегами по правящей верхушке.

     Был и еще один вопрос, который был  составной частью аграрной реформы. В начале ХХ века в России остро стояла проблема нехватки земли, и любая реформа должна была затронуть эту проблему. Эта проблема встала на повестку дня, прежде всего, из-за отсутствия реформ, крайне низкой производительности труда, неправильной агротехники, чересполосицы. Весь мир продвинулся вперед, а Россия стояла на месте. В результате с ростом численности населения все больше ощущалась нехватка земли, так называемое аграрное перенаселение, что усиливало социальную напряженность в деревне.

     В марте 1906 года вышел указ о землеустроительных комиссиях, и временные правила о них были внесены в Думу. Но законом они стали лишь 29 марта 1911года (это не сдержало работу по землеустройству). Двенадцатого августа 1906 года Крестьянскому поземельному банку передали для продажи малоземельным крестьянам удельные земли и затем 27 августа 1906 года – казенные земли (правда, значительная их часть уже была в аренде у крестьян).

     Восприняв идеи В.И.Гурко и других специалистов, 10 октября 1906 года Столыпин докладывал и самостоятельно защищал проект реформы на заседании Совета министров. Однако все члены правительства находили, что «община не заслуживает далее покровительства закона». Разногласия были лишь по вопросу: проводить законопроект о реформе указом царя или дождаться созыва Государственной думы? Меньшинство министров – В.Н.Коковцов, Б.А.Васильчиков, Н.Д.Оболенский – считали необходимым опереться на народное представительство, то есть внести вопрос на рассмотрение Государственной думы.

     9 ноября 1906 года проект «Особого журнала» Совета министров был доложен царю Николаю II, который написал на нем положительную резолюцию: «Согласен с мнением председателя и 7 членов». Реформа получила четкие очертания.

     Она начала осуществляться с принятия двух важнейших указов царя. Первый был выпущен в развитие Указа от 3 ноября 1905 года об уменьшении выкупных платежей крестьян с 1 января 1906 года наполовину, а с 1 января 1907 года - полностью. Второй - в развитие Указа о помощи Крестьянского банка малоземельным крестьянам в покупке земли (правда, этот указ практически не исполнялся).

     9 ноября 1906 года последовал Указ о крестьянском землевладении и землепользовании. Этот важнейший указ дал каждому владельцу общинного надела право закрепить его себе в личную собственность. При этом в общинах, где не было переделов в течение 24 лет, за крестьянином закреплялся весь его надел, а в остальных за излишки сверх расчетной доли каждого члена общества надо было платить обществу по первоначальной средней выкупной цене за десятину.

     В указе говорилось, что выход из общины осуществляется в месячный срок после подачи заявления по приговору общины простым большинством голосов, причем община устанавливает конкретный участок земли и необходимую доплату. Если общество в указанный срок не делает такого приговора, то все полномочия переходят земскому начальнику или соответствующему ему должностному лицу.

     Выходящий из общины мог также требовать, чтобы ему выделяли участок в одном месте (а не в разных местах), а при невозможности этого - получить в качестве компенсации за разрозненные участки некоторые деньги. Чересполосица в основном сохранялась.

     Циркуляр  Министерства внутренних дел от 9 декабря 1906 года устанавливал, что если крестьянин подал заявление о выходе после решения схода об очередном переделе, но до его утверждения уездным съездом, то он закрепляет надел в прежнем размере. То есть фактически государство прекратило переделы, так как каждый теряющий хорошую землю мог выйти из общины и тем самым остановить передел. На этот циркуляр было столько жалоб, что в декабре 1907 года его отменили, но свою положительную роль он сыграл.

     Наконец, 14 июня 1910 года был издан Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении, который фактически в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы в течение 24 лет. Теперь разверстывать стали целые селения. Это было желание ускорить процесс земельной реформы, но породило много скандалов и противоречий, так как уже нельзя было осуществлять передел земли.

     Реформа подразумевала огромную техническую  работу по развертыванию тысяч деревень, что могло привести к огромному числу спорных ситуаций. Нужны были детальные инструкции, многие тысячи хорошо подготовленных землемеров.

     Кроме этого, параллельно чисто аграрным вопросам правительство пыталось двигать  реформы и в других сферах жизни. Например, Указ от 5 декабря 1906 года ввел свободу избрания места жительства для крестьян, отменил телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов, упразднил право земских и крестьянских начальников арестовывать и штрафовать крестьян за административные нарушения.

     Окончание революции 1905 года и разгон Второй Государственной думы кардинально изменили политическую обстановку в стране, и темпы выхода из общины увеличились. Конфискация помещичьих земель больше не стояла на повестке дня.

     В 1908 году число укрепившихся крестьян выросло в 10 раз по сравнению с 1907 годом (свыше 500 тыс. человек), а в 1909 году был достигнут абсолютный рекорд - 579 тыс. крестьян, покинувших общину. Далее эти цифры по понятным причинам начали снижаться, особенно с началом Первой мировой войны.

     В целом из общины за период реформы  выделились миллионы домохозяев. К 1 января 1916 года из 9,2 млн. общинных дворов вышло 2,5 млн. крестьян-общинников (более четверти) и почти 15% общинных земель (17 млн. десятин). В том числе на отруба и хутора вышло более 1,3 млн. домохозяев (2,7 млн. десятин), что также было несомненным успехом, хотя и не решило всех проблем российского сельского хозяйства. Всего за годы реформы из общины вышло около 3 млн. человек - около трети домохозяев. Вместе с ними из общины вышло 22% всей земли.

Информация о работе Аграрная реформа Столыпина: проведение, подготовка, результаты