Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО ПСК «Сибирь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволяет определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по АХД 09.11.2012 1-4 часть.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Данные табл. 3.6. свидетельствуют  о незначительном  увеличении рентабельности расходов с 0,027% в предыдущем году до -0,0611% в отчетном году. Положительной тенденцией является превышение темпов роста доходов над темпами роста расходов. Также необходимо отметить незначительное увеличении доходов на 1 руб. расходов соответственно с 1,027 тыс. руб. до 1,061 тыс. руб., что составило 103,31% по сравнению с предыдущим годом.

Для выявления конкретных факторов, оказавших воздействие  на изменение обобщающего показателя – рентабельности произведенных  расходов (0.0340%), необходимо провести факторный анализ рентабельности расходов. Составим мультипликативную модель зависимости рентабельности расходов от факторов:

P/Расх = (P/N) · (N/Дох) · (Дох/Расх), или f = x·y·z,    (3.6)

Расчет влияния факторов можно выполнить, применив метод  цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Тогда:

∆f(x) = ∆x·y0·p0;                                                                                                   (3.7)

∆f(y) = ∆y·x1·p0;                                                                                                  (3.8)

∆f(z) = ∆p·x1·y1;                                                                                                   (3.9)

∆f = ∆f(x) + ∆f(y) + ∆f(z),                                                                                 (3.10)

∆f(x) = 3,304%;

∆f(y) = -0,096%;

∆f(z) = 0,196%;

Итого: ∆f = 3,304%+ (-0,096+0,196)% = 3,40%

Выполненные расчеты  дают основание утверждать, что на уменьшение рентабельности расходов на 3,40% в отчетном году по сравнению с предыдущим годом существенное влияния оказали уменьшение доли выручки от продаж на 1 руб. доходов (-0,096%) и увеличение доходов на 1 руб. расходов 0,196%.

Несмотря на практическую значимость проведенного комплексного анализа доходов и расходов, организации  необходимо углубить его составлением еще одной аналитической таблицы, обобщившей некоторые финансовые показатели, рассчитанные по данным формы №2 и 1 (табл. 3.7)

 

 

Таблица 3.7-Динамика финансовых показателей предприятия, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

Отчетный год

Предыдущий год

Изменение (+,-), (гр.1 - гр.2)

Темп роста, % (гр.1 : гр.2)

1

Выручка от продаж (N)

262235

235751

26484

111,23

2

Среднегодовая величина совокупных активов (А)

113149

94570

18579

119,65

3

Среднегодовая стоимость оборотный  активов (ОА)

89674

70599

19075

127,02

4

Среднегодовая величина краткосрочных обязательств (КО)

65999

58680

7319

112,47

5

Среднегодовая величина собственного капитала (СК)

47078

35815

11263

131,45

6

Среднегодовая величина внеоборотный активов (ВА)

23476

23971

-495

97,94

7

Среднегодовая величина долгосрочных обязательств (ДЗК)

73

76

-3

96,10

8

Среднегодовая величина собственного оборотного капитала (СОК = СК - ВА+ДЗК)

23675

11920

11755

198,62

9

Чистая прибыль (Р)

16038

6489

9549

247,16

10

Рентабельность активов (P/A), %, f

14,17

6,86

7,31

206,57

11

Рентабельность продаж (P/N), %,x

6,12

2,75

3,36

222,20

12

Оборачиваемость оборотных активов (N/ОА), обороты (y)

2,92

3,34

-0,41

87,57

13

Коэффициент текущей ликвидности (ОА/KO) (z)

1,36

1,20

0,16

112,93

14

Удельный вес краткосрочных  обязательств в собственном оборотном  капитале (КО/СОК), коэф., q

2,79

4,92

-2,14

56,63

15

Коэффициент маневренности собственного оборотного капитала (СОК/СК) (m)

0,50

0,33

0,17

151,10

16

Коэффициент финансовой независимости (СК/А) (n)

0,42

0,38

0,04

109,86

17

КОСС = (СК - ВА)/ОА, норматив = 0,1

0,26

0,17

0,10

156,89


Данные таблицы показывают, что в отчетном году все абсолютные показатели увеличились по сравнению  с предыдущим годом. Однако не для  всех показателей это увеличение можно рассматривать как положительную  тенденцию (например, приращение заемного капитала). Увеличение абсолютных показателей повлекло за собой изменение относительных. Для более углубленного анализа составим модель зависимости рентабельности активов от факторов, комплексно воздействующих на ее изменение. Вся исходная информация и условные обозначения, входящие в формулы, приведены в табл. 3.7.

P/A = (P/N) · (N/OA) · (OA/KO) · (KO/COK) · (COK/CK) · (CK/A)

Или f = xyzqmn;                                                                                              (3.11)

∆f(x) = ∆x·y0·z0·q0·m0·n0;                                                                                  (3.12)

∆f(y) = ∆y·x1·z0·q0·m0·n0;                                                                                 (3.13)

∆f(z) = ∆z·x1·y1·q0·m0·n0;                                                                                   (3.14)

∆f(q) = ∆qx1y1z1m0n0;                                                                                       (3.15)

∆f(m) = ∆mx1y1z1q1n0;                                                                                     (3.16)

∆f(n) = ∆nx1y1z1q1m1;                                                                                        (3.17)

∆f = ∆f(x) + ∆f(y) + ∆f(z) + ∆f(q) + ∆f(m) + ∆f(n),                                            (3.18)

Используя данные табл. 3.7, рассчитаем влияние факторов (x, y, z, q, m, n) на изменение рентабельности активов (+7,31%):

∆f(x) = + 8,38%;

∆f(y) = -1,89%;

∆f(z) = +1,73%;

∆f(q) = -6,54%;

∆f(m) = +4,36%;

∆f(n) = + 1,27%;

Итого: ∆f = +7,31%

Расчеты показывают, что рентабельность активов увеличилась на 7,31% главным образом за счет роста рентабельности продаж (+8,38%)  ,      коэффициент текущей ликвидности 1,73%  положительное  влияние оказал коэффициент маневренности собственного капитала 4,36% .                          

 

      1. Анализ прибыли от реализации продукции

 

На величину прибыли  от реализации продукции влияют следующие  факторы:

  1. Объем выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг);
  2. Структуры реализации;
  3. Себестоимости проданных товаров, продукции;
  4. Цены реализации

Для проведения факторного анализа используем данные из табл. 3.3 и аналитической табл. 3.8, исходные данные которых позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов.

Таблица 3.8-Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж по данным ф. №2

№ п/п

Показатель и его условное обозначение

Предыдущий год

Реализация отчетного года по ценам  и затратам предыдущего года

Отчетный год

А

Б

1

2

3

1

Выручка от продаж товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб, N

235751

261682

262235

2

Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг), тыс.руб., Sпер

221404

245758

231276

3

Коммерческие расходы, тыс.руб., КР

     

4

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб., Р

14347

14777

30959

5

Темп роста выручки от продаж, рассчитанный в ценах предыдущего года, %

235751

261682

110,99 


Используя данные табл.3.9, рассчитаем влияние факторов на изменение  прибыли от продаж, которое составило  16612 тыс. руб.

  1. Расчет прироста прибыли от продаж (∆Р): 30959 – 14347 = 16612 тыс. руб.
  2. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах: (261682 : 235751) · 100% = 110,99%; тогда темп прироста объема продаж составил 10,99%.
  3. Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж: 10,99% (110,99 – 100) / Рпред.г = (10,99 · 14347) / 100 = 1577 тыс. руб.

Итак, влияние первого  фактора  - изменение объема продаж на прирост прибыли от продаж составило + 1577 тыс. руб.

  1. Расчет изменения себестоимости проданных товаров, продукции и услуг: 231276 – 245758 = -14482 тыс. руб. это означает, что прибыль от продаж увеличится на эту сумму в связи с уменьшением себестоимости продукции, товаров (работ, услуг), т.е. составит 14482 тыс. руб., т.е. второй фактор оказал влияние на +14482 тыс. руб.
  2. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги. Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов: 262235 – 261682 = +553 тыс. руб. это свидетельствует о том, что продавали продукцию, товары и услуги по более высоким ценам и получили в связи с этим прибыль +553 тыс. руб.
  3. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции на изменение прибыли от продаж: для этого выполним специальный расчет: 14777 – (14347 · 1.11099) = 1162 тыс. руб. расчеты показывают, что изменение в структуре продаж были значительными и оказали влияние на величину прибыли от продаж, т.е. влияние пятого фактора равно -1225,64                                                                                                                                                                                                                                                               тыс. руб.

Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли  от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом:

16612 тыс. руб. = 1577 + 14482 + 553 + (-11225,642) = 16612тыс. руб.

Комплексный факторный  анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась  за счет влияния трех факторов: изменения объема продаж (+1577 тыс. руб.)  снижения себестоимости (+14482 тыс. руб.)., а изменение структуры продаж – привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму -1162 тыс. руб.

 

 

3.3. Анализ рентабельности  предприятия

В экономическом анализе существует система показателей рентабельности, которые условно разделяют на две группы: показатели рентабельности деятельности организации и показатели рентабельности использования различных активов.

Таблица 3.9 -Показатели рентабельности предприятия

Показатель

Отчетный год

Предыдущий год

Абсолютное изменение (+,-), %

Рентабельность основной деятельности, %

8,85

4,27

4,58

Рентабельность продаж, %

6,93

3,01

3,92

Рентабельность внеоборотного  капитала, %

7,19

2,63

4,56

Рентабельность оборотного капитала, %

15,44

8,59

6,85

Рентабельность совокупных активов, %

12,71

6,47

6,24

Рентабельность собственного капитала, %

29,11

16,61

12,50

Рентабельность заемного капитала, %

22,60

10,63

11,97


Исходя из результатов  табл. 3.9 можно сделать вывод, что предприятие улучшило свою деятельность. Так как увеличился показатель рентабельности основной деятельности и рентабельности продаж на 4,58% и 4.56% соответственно. Вместе с этим возросли показатели рентабельности капитала. Например, показатель рентабельности оборотного капитала вырос с 8,59% до 15,44%. Также повысился показатель рентабельности заемного капитала, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

Для проведения данного  анализа необходимо изучить показатели выпуска и реализации продукции, выявить резервы целесообразно изменений количественного и качественного объема производства и реализации продукции; оценить динамику производимой продукции; определить факторы влияющие на анализируемы показатели и оценить степень их влияния, в конечном итоге разработать мероприятия по изменению объема производства и реализации продукции. В анализе необходимо рассчитать следующие показатели:

    • объем производства и реализации продукции в целом по предприятию по номенклатуре и ассортименту;
    • структура товарной продукции;
    • качество  товарной продукции;
    • ритмичность производства и реализации продукции;

Для анализа производственных результатов используются статистическая отчетность Ф-1П; ведомость №16; движение готовых изделий, их отгрузка и реализации; форма №2 отчет о прибылях и убытках; бизнес план предприятия; планы – графики и т.д.

 

4.1. Оценка динамики производства и реализации продукции

 

Оценка динамики проводится по сопоставимым оптовым ценам без  НДС и акцизов.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.1-Динамика производства и реализации продукции

Показатели

Пред. год

Отч. год 

Отклонение (+,-) 

Темпы роста, % 

план

факт

от пр. года

от плана

по плану

Факт

Объем продукции в оптовых ценах  предприятия (без НДС и акцизов), тыс. руб.:

         - в действующих ценах соответствующего  года

224311

223390

227635

3324

4245

 

101,90

 

101,4

         - в фиксированных (сопоставимых) ценах

231965

109531

93465

-138500

-16066

 

85,33

 

40,29

Объем реализованной продукции, тыс. руб.:

         - в действующих ценах соответствующего года

235751

247392

262235

26484

14843

 

106,00

 

111,2

         - в фиксированных (сопоставимых) ценах

243796

121300

107671

-136124

-13628

 

88,76

 

44,16

Индекс цен на продукцию  предприятия

0,967

2,0395

2,4355

1,47

0,40

 

119,42

 

251,8

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО ПСК «Сибирь»