Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:32, реферат

Описание работы

В настоящее время, в России, выходит достаточно много литературы в этой области. Наиболее проработаны вопросы экологизации экономики в таких книгах, как «Экология» Т.А. Акимова, В.В. Хаскина, 2002, и «Экология и безопасность жизнедеятельности» под редакцией Л.А. Муравья, 2000. Методология и проблемы экологического менеджмента наиболее раскрыты в следующих книгах «Экологический менеджмент» С.В. Макарова, Т.В. Гусевой, 1998, и «Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности» Т.В. Гусевой, А.Е. Хачатурова и др., 1999.

Содержание

Введение 3
Раздел I. Концепция устойчивого развития общества 5
1.1. Экологическое равновесие – эколого-экономический фундамент развития общества 5
1.2. Мир в поисках концепции устойчивого развития 6
1.3. Обеспечение экологической безопасности 9
Раздел II. Роль государства в управлении экосистемами 12
2.1. Контроль качества среды обитания – основа управления экосистемами 12
2.2. Формирование механизма природопользования в рыночной экономике 15
2.3. Перестройка экономики на основе политики экологизации 19
Раздел III. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества 24
3.1. Нормативная база экологического менеджмента 24
3.2. Понятия, функции и задачи экологического менеджмента и экологического управления 27
3.3. Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента 31
Заключение 37
Приложение 1. Функции и соответствующие им задачи в области ЭМ и ЭУ 39
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Экологический менеджмент.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

3.3. Стимулирование внедрения системы  экологического менеджмента

     На  международной арене сочетание  понятий «бизнес», «предпринимательство»  и «экологически целесообразная деятельность» в статьях, документах, постановлениях приобрело популярность с начала семидесятых годов, после Конференции ООН в Хельсинки (1972).

     Позднее, в 1992 году, в Хартии Торгово-промышленной палаты «Бизнес и окружающая среда» сформулированы 16 принципов, которыми было рекомендовано руководствоваться  предпринимателям в отношении охраны окружающей среды. Все они построены так, чтобы подчеркнуть ответственность производственного сектора за происходящие в окружающей среде изменения и поддержать инициативы предприятий и организаций, направленные на внедрение эффективных систем экологического менеджмента, более чистых технологических процессов, на гармонизацию экономической и экологической деятельности.

     Тогда же, в начале девяностых годов, была разработана и принята политика Европейского Союза «К общей ответственности», характеризовавшаяся первоочередным вниманием к ключевым секторам экономики и общества, предусматривавшая приоритет новых, рыночных подходов к минимизации и регулированию воздействия на окружающую среду, и обеспечение широкого доступа к информации. Ядро Политики составлял принцип общей ответственности и поддержки добровольной экологической деятельности. [5]

     Итак, добровольная экологическая деятельность предприятий оказалась в фокусе внимания международных организаций, правительств, общественности лишь в  конце 80-х - начале 90-х годов. Безусловно, яркие примеры инициатив «Beyond the Compliance» («Опережая требования») были известны и раньше. Так, химические предприятия за рубежом добровольно следуют особому Кодексу Ответственности (Responsible Care), который предполагает разработку и последовательное выполнение обязательств единой политики в области охраны здоровья, безопасности и охраны окружающей среды (Health, Safety, Environment). Кодекс Ответственности предъявляет к химическим предприятиям более жесткие требования, чем большинство национальных и международных стандартов.

     В русском языке «добровольный» означает «совершаемый по собственному желанию, без принуждения». Рассматривая с  этой точки зрения деятельность предприятий, можно вспомнить инициативы советских  керамиков, в восьмидесятые годы взявших на себя ответственность за переработку отходов гальванических процессов. Цветная черепица «из отходов» пользовалась хорошим спросом в Молдавии и на Украине. Заводы строительной керамики строили отменные пансионаты, заводили фазанов, украшали цеха фонтанами (впрочем, заботясь об улучшении условий труда). Без государственных дотаций. Фраза «Из отходов - в доходы» стала переходящим лозунгом учебников по малоотходному производству.

     Объединяет  две группы примеров то, что инициативы в обоих случаях были целесообразными и экологически, и экономически. Клеймо тяжести, затратности, дополнительности природоохранной деятельности, к которому так часто прибегают в последние годы российские промышленники, неприменимо ни к развивающемуся и поныне опыту химических предприятий, ни к истории черепицы времен застоя.

     Практически во всех упоминавшихся уже документах, во всех без исключения описанных  примерах к добровольной деятельности подходят с позиции создания особых систем - систем экологического менеджмента.

     Несмотря  на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207, через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство «третьей стороны о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.

     Среди других причин, по которым предприятию  может понадобиться сертификация, можно  назвать такие [4]:

  • Улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований;
  • Экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • Увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • Желание завоевать рынки «зеленых» продуктов;
  • Улучшение системы управления предприятием;
  • Интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

     Кто же заинтересован в наличии экологических  аспектов деятельности предприятий?

     В России заинтересованность в вопросах состояния окружающей среды и  в экологических аспектах деятельности предприятий проявляет все растущее число общественных и профессиональных организаций, потребителей, инвесторов. Например, в разработанном и принятом «Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации» еще на 1999-2001 годы, пожалуй, впервые, если рассматривать государственные документы, подчеркнута необходимость вовлечения заинтересованных сторон в процесс разработки и реализации национальных и региональных планов действий.

     Но  Планы только тогда станут действенными, когда предприятия, производственники  будут брать на себя добровольные обязательства в отношении природоохранной деятельности. Это убедительно доказано десятилетним опытом работы по Национальным планам экологической политики Нидерландов. [4] То есть, в отношении экологической деятельности, стороны становятся взаимно заинтересованными: государственные органы должны рассматривать предприятия, компании, деловые круги в целом в качестве сторон, заинтересованных в развитии региональных и национального планов действий. В свою очередь, руководители предприятий не могут не учитывать экологические интересы населения, государственных органов, партнеров, инвесторов, конкурентов.

     Особенности интересов сторон в развитии систем экологического менеджмента и аспекты  их влияния в качестве компонентов  внешней среды на предприятие отражены в таблице № 2.

     Отметим, что приведенные в таблице  инструменты влияния и пути взаимодействия вовсе не относятся к области  фантастики. Практически каждая позиция  имеет подтверждение, по крайней  мере, на уровне намерений, инициатив, начальных стадий разработки. Государство уже заявило о «... необходимости стимулирования снижения экологически неблагоприятных воздействий за счет создания соответствующих экономических механизмов». Руководители некоторых субъектов Федерации Европейской части России и Сибири разрабатывают детальные предложения в отношении таких механизмов, поддерживают экспериментальные проекты и местные инициативы, рассматривают возможности гибкого применения требований в отношении применения государственных контрольных мер.

        Таблица №2. Стороны, заинтересованные в развитии систем экологического менеджмента

Заинтересованная  сторона Инструменты влияния  и пути взаимодействия
Предприятия отрасли, региона, партнеры и смежники, промышленные и бизнес-ассоциации
  • Интегрированный подход к предотвращению воздействия, создание ассоциаций для объединения усилий по достижению конкретных целей.
  • Повышение качества поставляемых сырьевых компонентов, стабилизация поставок.
  • Создание экологически целесообразной продукции, объединенная программа маркетинга, маркировка продукции.
  • Комплексное, совместное решение проблемы повторного использования, удаления и размещения отходов.
  • Снижение воздействия продукции на окружающую среду в процессе потребления и последующей утилизации.
Органы  государственной власти, органы местного самоуправления, государственные природоохранительные органы
  • Гибкая система экономических стимулов для предприятий-экологических лидеров.
  • Поддержка экспериментальных проектов и инициатив на территориальном и региональном уровнях.
  • Гибкое применение требований в отношении применения государственных контрольных мер.
  • Разработка пакета региональных нормативно-правовых и местных нормативных документов.
Общественные  и профессиональные организации, население
  • Воздействие на лиц, принимающих решения, и потребителей с целью изменения характера потребления и производства.
  • Создание благоприятных условий, необходимых для выполнения предприятиями принятых обязательств.
  • Поддержка экспериментальных проектов и инициатив на территориальном и региональном уровнях.
  • Распространение экологической информации (в т.ч., об экологических аспектах деятельности предприятия).
  • Общественный экологический контроль.
  • Поддержка предприятий-экологических лидеров.
Потенциальные инвесторы, партнеры, кредитующие организации (в том числе, зарубежные)
  • Выдвижение требований в отношении достижения экологической состоятельности предприятий.
  • Определение условий кредитования или инвестирования с учетом результатов экологического аудита (в том числе, аудита прошлой деятельности).
  • Заключение договоров о сотрудничестве с условием внедрения, декларирования и сертифицирования системы экологического менеджмента предприятия в соответствии с требованиями международных стандартов (прежде всего, ISO 14001).
 

     Общественные  организации работают над рядом проектов, посвященных содействию добровольной экологической деятельности предприятий, проводят совместно со специалистами вузов, отраслевых институтов семинары, готовят образовательные программы.

     Есть  и примеры взаимодействия предприятий  на уровне отрасли, региона, территории. Так, решение проблемы использования некоторых отходов производства взяли на себя малые предприятия во Владимирской, Костромской, Ивановской областях. [5]

     Возможно, одним из первых примеров систематического применения обсуждаемых подходов на территориальном уровне станет в ближайшем будущем Байкальский регион, где в настоящее время формируется стратегия сохранения биоразнообразия. О степени успешности этого процесса судить пока рано, многое будет зависеть и от причин, связанных с высокой (отнюдь не экологической) политикой. Однако первые шаги уже сделаны – цели поставлены и обсуждены со всеми заинтересованными сторонами. И апелляция к заинтересованным сторонам дала неожиданный (с точки зрения официальных российских подходов) результат – не дожидаясь официальных указаний, желаемых льгот и других стимулов (как из области “кнута”, так и из области “пряника”), ряд предприятий и крупных компаний региона заявляет о своей приверженности принципам сохранения уникальной природы Байкала и готовности строить свою экологическую политику с учетом той высокой ответственности, которую налагает на них близость этого уникального озера. И не только заявляет, но и берет на себя дополнительные обязательства. И даже делает первые робкие шаги по пути их выполнения.

     На  сегодняшний день у российских предприятий  есть все предпосылки для развития деятельности в области экологического менеджмента. И, прежде всего, есть стремление к улучшению ситуации. Об этом свидетельствует  позиция руководителей и персонала заводов, которым далеко до совершенства. Об этом задумываются и те, к кому не предъявляют претензий ни общественность, ни государственные природоохранительные органы.

     Выводы  к разделу III.

  1. Стандарт ISO 14001 устанавливает требования к системе экологического менеджмента, которые позволяют любому предприятию сформулировать экологическую политику и цели в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства своей страны. В соответствии с приведенными рекомендациями любое предприятие может создать систему экологического менеджмента, развивать функции экологического менеджмента и обеспечивать подтверждение соответствия системы экологического менеджмента требованиям стандарта.
  2. Менеджмент надо рассматривать не просто как отдельную дисциплину, а как междисциплинарную область знания, аккумулирующую достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства, кибернетики. Если предпочтение отдается иерархии (как, например, в административно-командной системе советского общества или в армии, или в государственных органах), то речь идет об управлении, напротив, если, в основном, используются рыночные инструменты, то можно говорить о менеджменте.
  3. Деятельность в области экологического менеджмента уже на первых этапах своего развития (предотвращения воздействия на окружающую среду) способна приводить к существенным экономическим эффектам за счет рационального использования сырья, материалов, энергетических ресурсов; снижения потерь; повышения качества продукции; уменьшения брака; снижения экологических платежей и штрафных санкций; повышения производительности труда; уменьшения аварий и затрат на ликвидацию их последствий.
  4. Основные экономические выгоды предотвращения воздействия на окружающую среду и экологического менеджмента определяются разнообразными потенциальными преимуществами и дополнительными возможностями, связанными с подобной деятельностью.
  5. Предотвращение и сокращение воздействия на окружающую среду не просто выгодны, а необходимы всем, начиная от населения, проживающего вблизи промплощадки, и заканчивая международной общественностью. Государство считает сокращение воздействия одним из приоритетных направлений экологической политики.

Заключение

      Человеческое  общество как подсистема биосферы всецело зависит от благополучия системы в целом. Другими словами, глобальное нарушение экологического равновесия, переход биосферы в иное качественное состояние означали бы для человечества катастрофу. Социальные механизмы могут ее отдалить или приблизить, но не ликвидировать. Поэтому перед человечеством возникает настоятельная необходимость поддержать экологическое равновесие, которое, во-первых, жизненно необходимо человечеству и, во-вторых, представляет собою эколого-экономический фундамент развития общества.

      Необходимость устойчивого развития — объективная  реальность современной эпохи. Главная идея Концепции устойчивого развития — обеспечить гармоничное сочетание социально-экономических и экологических приоритетов развития общества сейчас и в будущем. Социально-экономическое развитие общества должно быть введено в экологически безопасные рамки, обусловленные природно-ресурсным потенциалом.

      Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях. Наиболее важный уровень – локальный. Конкретные действия в области экологической безопасности, предпринимаемые на уровне отдельных субъектов экономики, предопределяют возможность решения задач на региональных и глобальном уровнях.

      Контроль и сознательная регуляция людьми изменений природной среды в целом пока налажены недостаточно, и это становится опасным для сохранения системы «общество – природа». Все более отчетливо проявляется необходимость для современного общества согласовывать темпы и характер своего развития с возможностями биосферы, в которую общество структурно включено как часть в целое.

      Важное  качество рынка состоит в его  возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. Деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствуют о сбоях в рыночном механизме. Цены, складывающиеся на "экологических" рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ и услуг, не отражают реальные общественные издержки и выгоды использования экологических ресурсов.

      Несмотря  на недостатки государственного вмешательства, роль государства в охране окружающей среды велика и сейчас, и будет  нарастать в дальнейшем. В частности, государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно оптимального уровня производства (без учета экстерналии) к социально оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества.

Информация о работе Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества