Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:32, реферат

Описание работы

В настоящее время, в России, выходит достаточно много литературы в этой области. Наиболее проработаны вопросы экологизации экономики в таких книгах, как «Экология» Т.А. Акимова, В.В. Хаскина, 2002, и «Экология и безопасность жизнедеятельности» под редакцией Л.А. Муравья, 2000. Методология и проблемы экологического менеджмента наиболее раскрыты в следующих книгах «Экологический менеджмент» С.В. Макарова, Т.В. Гусевой, 1998, и «Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности» Т.В. Гусевой, А.Е. Хачатурова и др., 1999.

Содержание

Введение 3
Раздел I. Концепция устойчивого развития общества 5
1.1. Экологическое равновесие – эколого-экономический фундамент развития общества 5
1.2. Мир в поисках концепции устойчивого развития 6
1.3. Обеспечение экологической безопасности 9
Раздел II. Роль государства в управлении экосистемами 12
2.1. Контроль качества среды обитания – основа управления экосистемами 12
2.2. Формирование механизма природопользования в рыночной экономике 15
2.3. Перестройка экономики на основе политики экологизации 19
Раздел III. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества 24
3.1. Нормативная база экологического менеджмента 24
3.2. Понятия, функции и задачи экологического менеджмента и экологического управления 27
3.3. Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента 31
Заключение 37
Приложение 1. Функции и соответствующие им задачи в области ЭМ и ЭУ 39
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Экологический менеджмент.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

     С каждым годом все острее становится проблема ликвидации загрязнений окружающей среды в результате аварий и катастроф. Об их колоссальном эколого-экономическом ущербе свидетельствуют данные только по многочисленным авариям на нефтепроводах. Возможным экономическим механизмом предотвращения или смягчения последствий аварий является экологическое страхование страхование ответственности предприятий-источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды.

     Таким образом, как следует из теории и  практики последних десятилетий, решать экологические проблемы только на базе государственного регулирования или только рынка не удается. Имеется ряд принципиальных причин, определяющих "провалы" рынка и неэффективность государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В связи с этим наиболее приемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

     Коренная  перестройка системы общественных ценностей должна происходить по линии включения в их число  стоимости ресурсов природы, выраженной в денежном эквиваленте.

2.3. Перестройка экономики на основе  политики экологизации

     Экологизация  экономики — необходимое условие  и одновременно главная составная  часть экоразвития. В сущности, она  означает экологизацию всего социально-экономического уклада и развития общества. Ее главными слагаемыми являются [1]:

  • Включение экологических условий, факторов и объектов, в том числе возобновляющихся ресурсов, в число экономических категорий как равноправных с другими категориями богатства.
  • Подчинение эксплуатации ресурсов и экономики производства экологическим ограничениям и принципу сбалансированного природопользования, существенное расширение и уточнение системы платности природопользования.                |1
  • Отказ от затратного подхода к охране окружающей среды и включение природоохранных функций непосредственно в экономику производства; переход производства к стратегии качественного роста на основе технологического перевооружения под эколого-экономическим контролем.
  • Изменение и эколого-экономическая ориентация структуры потребностей и стандартов благосостояния.

     Экологизация  экономики сопровождается сдвигом  центра экономического анализа с  затрат и промежуточных результатов  на конечные результаты экономической  деятельности и далее на прогнозируемые тенденции развития.

     Одной из трудностей современной экономической  теории является включение экологических  факторов в число экономических  категорий. Для этого необходимо преодолеть сопротивление экономистов и добиться, чтобы при расчетах ВНП и других базовых параметров экономики обязательно учитывались различные стороны влияния производства и потребления на состояние окружающей среды. Следует учесть, однако, что препятствием здесь служат не столько традиции или непонимание, сколько отсутствие рыночной стоимости свойств и качеств окружающей среды, как и отсутствие их развернутого рынка. Есть только его зачатки в виде наценок на повышенное экологическое качество товаров и услуг, а также в элементах рекреационного и туристического бизнеса. Что касается платежей, квот и лицензий, связанных с эксплуатацией природных ресурсов и загрязнением среды, то эти механизмы относятся не к свободному рынку, а к государственному регулированию природопользования.

     Осуществление  основных требований экологизации экономики, введение экологических функций в категории макроэкономики и полная реализация платности природопользования предполагают радикальные структурные изменения в экономике, направленные на снижение ее природоемкости. Они должны включать следующие взаимосвязанные преобразования:

  1. Количественную и качественную перестройку экономики ресурсов энергетики и промышленности, ориентированную на их максимальные экономию и эффективность использования.
  2. Изменение отраслевой и технологической структуры производства с постепенным исключением из нее производства значительной части вторичных средств потребления и минимизацией ресурсоемкости и отходности производства средств производства и потребления.
  3. Поэтапное включение в механизмы и факторы ценообразования всех экологических издержек хозяйственной деятельности и стоимостной оценки риска экологических поражений.
  4. Отказ от диктата предложения в экономике и торговле; исключение той части маркетинга, которая навязывает и стимулирует избыточные ассортимента вторичных средств потребления.

     Следствиями выполнения этих требований должны стать:

  • Замедление и прекращение количественного экономического роста (в расчете на душу населения) и переход к стратегии качественного роста производства.
  • Перераспределение трудовых ресурсов из сфер материального производства и обслуживания государств в сферу обслуживания людей, включающую науку, образование, здравоохранение и правовую защиту.
  • Изменение структуры потребностей людей с ограничением сферы факультативных потребностей.
  • Уменьшение экономического и социального неравенства людей.

     Рассмотрим  содержание этих возможностей. [1]

     Изменения в экономике ресурсов должны базироваться на представлениях о соотношении ресурсов биосферы и техносферы, и на экологически ориентированных принципах современной ресурсологии. Реализация этих принципов по существу означает применение высокого биосферного экологического налога на ресурсы, что влечет за собой подорожание всей ресурсной базы экономики

     Изменения в отраслевой и  технологической структуре производства в плане экологизации экономики предполагают:

  1. Изменение соотношения между главными категориями производства: уменьшение производства средств производства при сохранении или увеличении объема производства средств потребления как менее природоемкого.
  2. Постепенное исключение производства антиэкологичных излишеств сферы потребления. Так, только прекращение производства и «переплавка» тяжелых вооружений — военных кораблей, самолетов, танков, орудий, ракет и т.п. — может, по оценкам специалистов, «облегчить» мировую экономику на 15—18%. Почти такой же эффект может быть достигнут за счет 50%-го сокращения производства и эксплуатации легковых автомобилей, которые крайне антиэкологичны, неэффективны и становятся еще большим излишеством в эпоху совершенствования средств связи.
  3. Техническое и технологическое перевооружение производства с целью минимизации его ресурсоемкости и отходности и увеличения средозащитной эффективности.

     Сокращение  производства неизбежно ведет к  серьезным социальным коллизиям. Часто они становятся главным препятствием для закрытия или радикального перепрофилирования предприятий по экономическим и экологическим мотивам. Поэтому экологизация экономики должна включать продуманную политику изменения рынка труда и перевода значительной массы трудовых ресурсов из сферы производства в сферу обслуживания, емкость которой и разнообразие приложения в ней активности людей неизмеримо больше, чем принято думать.

     Изменение ценообразования. Поскольку экологическое налогообложение касается не только производителей, но и покупателей, полная реализация платности природопользования в условиях открытой экономики неизбежно ведет к увеличению расхождения между ценами и покупательной способностью. Вследствие этого должно происходить вытеснение с рынка наиболее природоемких товаров и услуг.

     Отказ от диктата предложения  в экономике –  одно из наиболее острых нарушений экономической традиции. Контроль и ограничение свободы маркетинга направляется на то, чтобы исключить вредные последствия навязчивой рекламы сомнительных вторичных средств потребления и избыточных ассортиментов товаров и услуг. Диктату предложения следует также противопоставить высокую потребительскую культуру людей.

     Об  изменении структуры  потребностей. Одна из труднейших проблем социальной экологии, затрагивающая сам базис экономики и имеющая непосредственное отношение к ее экологизации, — это изменение структуры и стереотипа потребностей людей. Безграничность и неутолимость материальных потребностей очень трудно преодолеть. Но к этому необходимо стремиться, иначе экологизация экономики будет не только мучительной, но и невозможной. Этот принцип вряд ли может быть понят и принят в обществе подневольной нищеты, но там, где реализованы возможности богатого выбора и хорошо поставлено экологическое воспитание и просвещение, он может иметь некоторое значение.

     Уменьшение  экономического и  социального неравенства  людей не может быть достигнуто на фоне продолжающегося количественного роста экономики.

     Сближение уровней душевого потребления возможно лишь за счет значительного снижения масштабов экономики развитых стран и очень умеренного встречного движения экономики развивающихся стран. Отказ от такой стратегии, который сегодня видится несомненным, приведет только к усугублению экономического и социального неравенства, разрушению экосферы и коллапсу человечества. П.Г. Олдак в книге «Колокол тревоги» (1990) пишет [1]:

     Давайте признаем очевидное, если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, пищу нельзя есть, то весь наш прогресс — технический, экономический, социальный — теряет свой положительный  знак.

     Выводы  к разделу II.

  1. Контроль и сознательная регуляция людьми изменений природной среды в целом пока налажены недостаточно, и это становится опасным для сохранения системы «общество – природа». Все более отчетливо проявляется необходимость для современного общества согласовывать темпы и характер своего развития с возможностями биосферы, в которую общество структурно включено как часть в целое.
  2. Важное качество рынка состоит в его возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. Деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствуют о сбоях в рыночном механизме. Цены, складывающиеся на "экологических" рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ и услуг, не отражают реальные общественные издержки и выгоды использования экологических ресурсов.
  3. Несмотря на недостатки государственного вмешательства, роль государства в охране окружающей среды велика и сейчас, и будет нарастать в дальнейшем. В частности, государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно оптимального уровня производства (без учета экстерналии) к социально оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества.
  4. Существенна роль государства в установлении различного рода нормативов, стандартов в охране окружающей среды, особенно для особо опасных для природы и здоровья человека веществ. Государству принадлежит ведущая роль в осуществлении альтернативных вариантов решения экологических проблем, структурной перестройке экономики в условиях рынка, о чем свидетельствует опыт развитых стран последних двух десятилетий.
  5. Будущее за разумным сочетанием, балансом государственного и рыночного подходов, за смешанным подходом в зависимости от экологической ситуации, особенностей экономики и т.д.
  6. Проблемы отношения к природе сливаются с проблемами радикального преобразования общества в направлении обеспечения все более полной гармонии людей, как в организации своей собственной жизни, так и в развитии отношений с природой.

 

    Раздел  III. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества

     Сегодняшняя экологическая ситуация в России и тенденции ее изменения определяются прежде всего характером деятельности экономических объектов. Административно-командная  система управления прошлых лет не смогла обеспечить минимизацию воздействия производства на окружающую среду. По данным Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году», за пятилетний период (1993-1997 годы) средние концентрации типичных для большинства отраслей промышленности загрязняющих веществ в воздухе снизились на 5-13%, в то время как декларированные (отчетные) промышленные выбросы этих веществ в атмосферу сократились на треть (с 21,5 тысячи тонн до 15,0 тысяч тонн в 1997 году). Воздействие на окружающую среду в Российской Федерации напоминает “айсберг”, где на “официальной” поверхности находится лишь его незначительная декларируемая часть - около 15-20% в общей сумме, то есть декларируемое воздействие не описывает наблюдаемые фактические изменения в состоянии окружающей среды в стране и их последствия (экспертные оценки).

     Все более очевидной становится необходимость  поиска новых, приемлемых в российских условиях путей минимизации антропогенного воздействия. В развитых странах мира развитие добровольной экологической деятельности и систем экологического менеджмента зарекомендовало себя как один из весьма перспективных, качественно новых подходов к решению проблемы загрязнения окружающей среды.

     В «Повестке дня на XXI век», принятой в Рио-де-Жанейро в 1992г., подчеркивается, что «экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства». [5]

3.1. Нормативная база экологического менеджмента

      В рамках разработки подходов к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество стремится  создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году был принят новый «Экологический Акт», за которым в 1992 году последовал Стандарт в области экологического менеджмента BS 7750, подготовленный и выпущенный Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации промышленности. Данный Стандарт не предписывает и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятий, но содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом. На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствии с принципами BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам стандарт, детально разработанный и сопровожденный объемистыми учебными пособиями, послужил основой для подготовки международных документов.

Информация о работе Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества