Правовой режим использования и охраны недр

Дата добавления: 17 Декабря 2010 в 12:51
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (26.92 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.docx

  —  29.25 Кб

ТЕМА 10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 

И ОХРАНЫ НЕДР

 

План 

  

1.        Понятие правового  режима использования  и охраны недр. Законодательство  о недрах. 

2.        Право собственности  на недра и право  недропользования. 

3.        Правовые меры  охраны недр. 

4.        Управление недропользованием и охраной недр. 

5.        Ответственность  за нарушение законодательства  о недрах. 

  

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО  РЕЖИМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  И  

ОХРАНЫ  НЕДР. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕДРАХ 

В юридическом смысле недра представляют собой часть  земной коры, которая расположена  под поверхностью суши и дном водоемов и простирается до глубин, доступных  для геологического изучения и освоения. 

Из вышеприведенного определения следует, что недра  не имеют четко обозначенной нижней границы. Они простираются вглубь, вплоть до ядра Земли. Таким образом, образуется конус, основанием которого является поверхность  земного шара в пределах территории Украины, заполненный органическими  и неорганическими веществами, находящимися в твердом, жидком и газообразном состоянии, в простейших структурах или сложных соединениях. На поверхности  земли недра фактически соприкасаются  с землей, например, при осуществлении  открытой разработки угля. Практически  отношения по использованию и  охране недр ограничиваются пределами  глубины возможной досягаемости человека. 

Таким образом, из всего  вышеизложенного можно заключить, что правовой режим использования  и охраны недр представляет собой  совокупность правовых норм, регламентирующих соответствующий круг общественных отношений по использованию, воспроизводству  и охране недр. 

В Украине отношения, связанные с использованием и  охраной недр регламентируются Конституцией Украины, Законом Украины «Об  охране окружающей природной среды», Кодексом Украины о недрах и другими  актами законодательства Украины, которые  принимаются в соответствии с вышеуказанными. Основным законодательным актом, регулирующим указанные отношения, является Кодекс Украины о недрах, который имеет ярко выраженную целевую направленность, основанием которой является рациональное использование, воспроизводство и охрана недр, а также обеспечения комплексного подхода к разрешению многих вопросов, возникающих при регулировании вышеуказанной группы общественных отношений. 

Ст. 2 Кодекса Украины  о недрах (далее КоН Украины) определяет, что задачей законодательства о недрах является регулирование горных отношений с целью обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в материальном сырье и других нужд общественного производства, охраны недр, гарантирования при осуществлении пользования недрами безопасности людей, имущества и окружающей природной среды, а также охраны прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан. Таким образом, полезность недр для человека состоит в том, что они являются источником материального сырья, полезных ископаемых и других материалов. Недра служат также объектом для проведения научных исследований. Наряду с этим, они используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций, таких, например, как склады, хранилища, линии метро, трубопроводы и т.д. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в последующих параграфах, при изучении отдельных видов пользования недрами. 

Далее следует определить, что представляет собой государственный  фонд недр и государственный фонд месторождений полезных ископаемых. Ст. 5 КоН Украины устанавливает, что государственный фонд недр включает в себя как участки недр, которые используются, так и участки недр, не изъятые для пользования, в том числе континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. 

В свою очередь, месторождения  полезных ископаемых представляют собой  нагромождения минеральных веществ  в недрах, на поверхности земли, в  источниках вод и газов, на дне  водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания являются пригодными для промышленного использования. 

В этой статье также  дается определение техногенных  месторождений полезных ископаемых, которые представляют собой места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют  промышленное значение. Такие месторождения  могут возникнуть также вследствие потерь при сохранении, транспортировке  и использовании продуктов переработки  минерального сырья. 

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что все  месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, с  запасами, оцененными как промышленные, составляют Государственный фонд месторождений  полезных ископаемых, а все предварительно оцененные месторождения полезных ископаемых – резерв данного фонда. Государственный фонд месторождений  полезных ископаемых является частью государственного фонда недр. 

Государственный фонд месторождений полезных ископаемых формируется Государственным комитетом  Украины по геологии и использованию  недр. В свою очередь, Государственный  фонд недр формируется Государственным  комитетом Украины по геологии и  использованию недр совместно с  Государственным комитетом Украины  по надзору за охраной труда. 

Одной из основных составляющих Государственного фонда недр являются полезные ископаемые. Ст. 6 КоН Украины устанавливает, что полезные ископаемые по своему назначению подразделяются на полезные ископаемые общегосударственного и местного значения. Отнесение полезных ископаемых к полезным ископаемым общегосударственного или местного значения осуществляется Кабинетом Министров Украины по представлению Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр. 

В соответствии с  Перечнем полезных ископаемых общегосударственного значения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12.12.1994 г. №827, к полезным ископаемым общегосударственного значения можно отнести: природный  газ; уголь; горючие сланцы; черные и  цветные металлы (такие, например, как  железо, марганец, алюминий, магний, свинец, сурьма и ряд других); благородные  металлы (платина, серебро, золото); неметаллы (огнеупорное сырье, химическ5ое, агрохимическое сырье, горнорудное сырье, сырье ювелирное

строительное и  т.д.); подземные и поверхностные  воды (минеральные, пресные, промышленные, минеральные грязи и др.); инертные газы (аргон, гелий, криптон, неон). 

Вышеуказанное постановление  устанавливает также Перечень полезных ископаемых местного значения, к числу  которых относятся: сырье для  химической мелиорации почв (известняк, гипс, сапропель и др.); сырье для  строительной извести и гипса (мел, гипс, известняк и др.); сырье для  бутового камня (гранит, мигматит, порфирит, туф и т.д.); сырье песчано-гравийное (ракушка, галька, гравий, песок и  т.д.); кирпично-черепичное сырье (аргиллит, глина легкоплавкая, сланец, суглинок, лес и др.). 

  

  

2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ  НА НЕДРА И ПРАВО  

НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ 

В соответствии со ст. 4 КоН Украины, недра являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Сделки или действия, которые в прямой или косвенной форме нарушают право собственности народа Украины на недра, являются недействительными. Далее подчеркивается, что народ Украины осуществляет право собственности на недра через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и местные Советы. Кроме того, отдельные полномочия по распоряжению недрами законодательством Украины могут предоставляться соответствующим органам государственной исполнительной власти. 

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что на территории Украины недра  могут предоставляться только в  пользование. Осуществлять это право  недропользования могут: предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные граждане и лица без гражданства. 

Недра предоставляются  в пользование для следующих  целей: 

-         геологического изучения, в том  числе исследовательско-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения; 

-         добычи полезных ископаемых; 

-         строительства и эксплуатации  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для  подземного хранения нефти, газа  и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ  и отходов производства, сброса  сточных вод; 

-         создания геологических территорий  и объектов, которые имеют важное  научное, культурное, санитарно-оздоровительное  значение (научные полигоны, геологические  заповедники, заказники, памятники  природы, лечебные, оздоровительные  учреждения и др.); 

-         удовлетворения иных нужд. 

В соответствии со ст. 15 КоН Украины, недра предоставляются в постоянное или временное пользование. Постоянным признается пользование недрами без заранее установленного срока. Временное пользование недрами может быть краткосрочным (до пяти лет) и долгосрочным (до двадцати лет). В случае необходимости сроки временного пользования недрами могут быть продлены. 

Течение срока пользования  недрами начинается со дня получения  специального разрешения (лицензии) на пользование недрами, если в данном документе не указаны иные сроки. 

Теперь необходимо выяснить, что представляет собой  лицензирование и в чем заключается  порядок предоставления специального разрешения на пользование недрами. Ст. 16 КоН Украины определяет, что лицензирование деятельности пользования недрами – это единый порядок предоставления специальных разрешений (лицензий) на пользование участками недр для соответствующей цели. 

Специальные разрешения (лицензии) на пользование недрами  в пределах конкретных участков предоставляются  специализированным предприятиям, учреждениям  и организациям, а также гражданам, которые имеют соответствующую  квалификацию, материально-технические  и экономические возможности  для пользования недрами. Предоставление лицензий на пользование недрами  осуществляется после предварительного согласования с соответствующим  Советом вопроса о предоставлении земельного участка для определенных нужд, кроме случаев, когда в предоставлении земельного участка нет нужды. 

В случае выполнения отдельных видов работ, связанных  с пользованием недрами, лицами, не указанными в специальном разрешении (лицензии), ответственность за выполнение условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями), несет субъект, который получил соответствующую  лицензию. 

Специальные разрешения (лицензии) на пользование недрами  предоставляются Государственным  комитетом Украины по геологии и  использованию недр по согласованию с Министерством охраны окружающей природной среды Украины, как  правило, на конкурсной основе в порядке, установленном Кабинетом Министров  Украины. 

Для осуществления  права пользования недрами необходимо получение горного отвода. Горный отвод – это часть недр, предоставляемая  пользователям для промышленной разработки месторождений полезных ископаемых и целей, не связанных  с добычей полезных ископаемых. Пользование  недрами за пределами горного  отвода запрещается. 

Ст. 17 КоН Украины устанавливает, что горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, строительства и эксплуатации подземных сооружений и других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляются Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда. В свою очередь, горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения предоставляются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими Советами и подлежат регистрации в органах государственного горного надзора. 

При предоставлении горных отводов решаются вопросы  правильности раздела месторождений  полезных ископаемых на отдельные горные отводы, с целью предупреждения нахождения за пределами горных отводов менее  ценных участков месторождений и  непригодных для самостоятельной  разработки, соблюдения требований безопасности во время проведения горных и взрывных работ при разработке месторождений  полезных ископаемых и при использовании  недр для других целей, не связанных  с добычей полезных ископаемых, недопущения опасности для людей, имущества и окружающей природной среды. Порядок предоставления горных отводов устанавливается Кабинетом Министров Украины. 

В соответствии со ст. 19 КоН Украины, недра предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, при наличии у них специального разрешения (лицензии) на пользование участком недр. Право на пользование недрами удостоверяется актом о предоставлении горного отвода. 

Страницы:123следующая →
Описание работы
В свою очередь, месторождения полезных ископаемых представляют собой нагромождения минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания являются пригодными для промышленного использования.
В этой статье также дается определение техногенных месторождений полезных ископаемых, которые представляют собой места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также вследствие потерь при сохранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья.
Содержание
1. Понятие правового режима использования и охраны недр. Законодательство о недрах.


2. Право собственности на недра и право недропользования.


3. Правовые меры охраны недр.


4. Управление недропользованием и охраной недр.


5. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.