Административно-правовой режим охраны границ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Основным признаком государства является наличие территории и четко обозначенных ее границ, в пределах которых в полном объеме реализуется суверенитет и независимость страны. Охрана Государственной границы РФ на суше, море, реках и иных водоемах возлагается на пограничную службу, (протяженность сухопутной границы Российской Федерации составляет 14 тысяч километров, морской – 38 тысяч, речной – 7 тысяч, озерной – 475 км.). Сегодня угрозы носят преимущественно невоенный характер.

Содержание

Введение
Понятие и содержание охраны государственной границы
Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы.
Административно-правовой режим охраны границ
3.1 Режим Государственной границы
3.2 Пограничный режим
3.3 Режим в пунктах пропуска через границу
3.4 Особые полномочия пограничный войск, войск ПВО и ВМФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Ад право.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

План

     Введение

  1. Понятие и содержание охраны государственной границы
  2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы.
  3. Административно-правовой режим охраны границ

     3.1 Режим Государственной границы

     3.2 Пограничный режим

     3.3 Режим в пунктах пропуска через границу

     3.4 Особые полномочия пограничный войск, войск ПВО и ВМФ

     Заключение

    Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение

    В  этой контрольной работе я  раскрыла аспекты касающиеся  административно-правовой защиты и охраны границы РФ.

   Основным признаком государства является наличие территории и четко обозначенных ее границ, в пределах которых в полном объеме реализуется суверенитет и независимость страны. Охрана Государственной границы РФ на суше, море, реках и иных водоемах возлагается на пограничную службу, (протяженность сухопутной границы Российской Федерации составляет 14 тысяч километров, морской – 38 тысяч, речной – 7 тысяч, озерной – 475 км.). Сегодня угрозы носят преимущественно невоенный характер. Угрозой является трансграничная преступность, международный терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция, контрабанда. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в Законе как пограничные меры (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ). О том, что состояние защитников границы сейчас чрезвычайно неудовлетворительное, свидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконно пересекающих Государственную границу РФ.[4] Сказанное свидетельствует о необходимости и актуальности анализа состояния правового обеспечения охраны Государственной границы РФ. Хотя эта тема и чрезвычайно актуальна сейчас, но данная проблема практически не исследуется в литературе. Существует много работ посвященных обеспечению безопасности в целом, но должного внимания явно не уделяется.  [5] [4]

1) Понятие и содержание охраны государственной границ

   Государственная граница Российской Федерации. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. [1]

   Процесс обретения Россией государственности включает процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы. Протяженность Государственной границы России на суше и по воде - 58 тысяч километров. Большая часть этой линии - бывшие границы СССР, но велика протяженность и новых границ - с бывшими союзными республиками.

  Понятие «государственная граница» включает в себя три критерия: фактический, юридический, технический . [3]

  Фактический критерий - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, то есть пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

   Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами Российской Федерации и бывшего СССР. 1 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»Закон РФ от 01.04. 1993г. №4730-1 «О государственной границе РФ» (в ред. от 30.12.2008г.) // РГ. №84. 04.05.1993г., РГ. 31.12.2008. [3]

  Технический критерий - это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее охраны.

   Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними. Охрана государственной границы - важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами. [3]

2)   Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе

  Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

  Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

 -обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

 -взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами; взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов. 

 Политическая охрана преследует цель не допустить незаконного пересечения границы людьми, транспортными средствами;

задача экономической охраны - предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества, контролирует лов рыбы, морских животных в водах РФ, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялись инфекции, опасные для людей, фауны и флоры.

    Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из Закона «О Государственной границе РФ» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. [1]

3. Административно-правовой режим охраны границ

  Охрана государственной границы предполагает функционирование соответствующих правовых режимов. Законом закрепляются следующие режимы:

  1) режим Государственной границы;

  2) пограничный режим;

  3) режим в пунктах пропуска через государственную границу;

  4) особые полномочия пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота.

Далее рассмотрим каждый режим по отдельности. [2]

  2.1 Режим Государственной границы

Режим Государственной  границы включает в себя правила:

  а) содержания Государственной границы;

  б) пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

  в) перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;

  г) пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

  д) ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

 е) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил (ст. 7 Закона «О Государственной границе»).

   Лица, воздушные суда, невоенные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие границу в нарушение установленных правил, признаются нарушителями государственной границы.

  Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории РФ, пересекающие границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности. В случаях, когда в отношении этих лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения политического убежища, пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли государственную границу. [3] [5]

   Прибывшие в пункты пропуска через государственную границу граждане Российской Федерации, утратившие документы на право въезда в Российскую Федерацию в период пребывания за границей, оставляются в пунктах пропуска через государственную границу на время, необходимое компетентным органам для установления их личности и уточнения обстоятельств утраты документов.

  Для разрешения вопросов соблюдения режима границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы Правительством назначаются пограничные представители РФ. Вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными представителями или представителями Министерства обороны РФ, разрешаются по дипломатическим каналам. [4]

2.2 Пограничный режим

  Пограничный режим включает правила:

 а) определения пограничной зоны. В нее включается полоса местности шириной до 5 километров вдоль границы на суше, морского побережья, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на них. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Исходя из характера отношений России с сопредельным государством, на отдельных участках границы пограничная зона может не устанавливаться;

 б) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне. Такие действия осуществляются по документам, удостоверяющим личность, выдаваемым Пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств, предприятий, учреждений и общественных объединений. Правилами могут устанавливаться место, время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств;

 в) хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с использованием земель, лесов, недр, вод, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы, мероприятия проводятся с разрешения Пограничных войск;

 г) учета содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. [4]

2.3 Режим в пунктах пропуска через границу

   Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 9 Закона О Государственной границе РФ).

  Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ в соответствии с Законом Закон РФ от 01.04. 1993г. №4730-1 «О государственной границе РФ» (в ред. от 30.12.2008г.) // РГ. №84. 04.05.1993г., РГ. 31.12.2208. и международными договорами РФ. [3] [6]

Информация о работе Административно-правовой режим охраны границ