Правовой режим использования и охраны недр

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:51, реферат

Описание работы

В свою очередь, месторождения полезных ископаемых представляют собой нагромождения минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания являются пригодными для промышленного использования.
В этой статье также дается определение техногенных месторождений полезных ископаемых, которые представляют собой места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также вследствие потерь при сохранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья.

Содержание

1. Понятие правового режима использования и охраны недр. Законодательство о недрах.


2. Право собственности на недра и право недропользования.


3. Правовые меры охраны недр.


4. Управление недропользованием и охраной недр.


5. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

Работа содержит 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.docx

— 29.25 Кб (Скачать)

Пользование недрами  осуществляется без предоставления горного отвода или специального разрешения (лицензии) в случаях, предусмотренных  законодательством Украины. Например, ст. 20 КоН Украины устанавливает, что для геологического изучения, в том числе для исследовательско-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, недра предоставляются в пользование без предоставления горного отвода после получения специального разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельности. Также в качестве примера можно привести ст. 23 КоН Украины, в которой устанавливается, что собственники земли и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специального разрешения (лицензии) и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров и пресные подземные воды до 20 метров, а также использовать недра для хозяйственных и бытовых нужд. 

Далее в указанной  статье подчеркивается, что добыча полезных ископаемых местного значения и торфа с применением специальных  технических средств, которые могут  привести к нежелательным изменениям окружающей природной среды, согласовывается  с местными Советами и органами Министерства охраны окружающей природной среды  Украины на местах. 

Ст. 24 КоН Украины устанавливает основные права и обязанности пользователей недрами. В частности, к числу прав недропользователей можно отнести следующие: 

-         осуществление на предоставленном  им участке недр геологическое  изучение, комплексную разработку  месторождений полезных ископаемых  и других работ в соответствии  с условиями специального разрешения (лицензии); 

-         право распоряжаться добытыми  полезными ископаемыми, если иное  не предусмотрено законодательством  или условиями специального разрешения (лицензии); 

-         право осуществлять на условиях  специального разрешения (лицензии) консервацию предоставленного в  пользование месторождения полезных  ископаемых или его части; 

-         право на первоочередное продление  срока временного пользования  недрами. 

Лица, осуществляющие пользование недрами имеют также  ряд обязанностей, к числу которых  можно отнести следующие: 

-         использовать недра в соответствии  с целями, для которых они были  предоставлены; 

-         обеспечивать полноту геологического  изучения, рациональное, комплексное  использование и охрану недр; 

-         обеспечивать безопасность людей,  имущества и окружающей природной  среды; 

-         приводить земельные участки,  нарушенные при пользовании недрами,  в состояние, пригодное для  дальнейшего их использования  в общественном производстве; 

-         выполнять другие требования, касающиеся  пользования недрами, которые  устанавливаются законодательством  Украины. 

Ст. 26 КоН Украины устанавливает, что право пользования недрами прекращается в следующих случаях: 

-         если на данный момент отсутствует  потребность в осуществлении  права пользования недрами; 

-         в случае окончания установленного  срока пользования недрами; 

-         прекращения деятельности пользователей  недрами, которым они были предоставлены  в пользование; 

-         пользование недрами с применением  методов и способов, которые негативно  влияют на состояние недр, приводят  к загрязнению окружающей природной  среды или вредным последствиям  для здоровья населения; 

-         использование недр не для  тех целей, для которых они  были предоставлены, нарушения  других требований, предусмотренных  разрешением (лицензией) на пользование  участком недр; 

-         если пользователь без уважительных  причин на протяжении двух  лет не приступил к пользованию  недрами; 

-         в случае изъятия в установленном  законодательством порядке предоставленного  в пользование участка недр. 

Право пользования  недрами прекращается органом, который  предоставил недра в пользование, а в вышеуказанных случаях, предусмотренных  пунктами 4,5,6, в случае несогласия со стороны пользователей – в  судебном порядке. При этом вопрос о  прекращении права пользования  земельным участком разрешается  в установленном земельным законодательством  порядке. 

Также указанная  статья устанавливает, что законодательством  могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права пользования  недрами. 

В свою очередь, ст. 27 КоН Украины устанавливает, что собственники земли и землепользователи могут быть лишены права добычи полезных ископаемых местного значения, торфа и пресных подземных вод, а также права пользования недрами для хозяйственных и бытовых нужд в случае нарушения ими порядка и условий пользования недрами на предоставленных им в собственность или пользование земельных участках местными Советами или другими специально уполномоченными органами в порядке, предусмотренном законодательством Украины. 

  

3. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ  ОХРАНЫ НЕДР 

Для правовой охраны недр первостепенное значение имеет  проблема собственности на недра, поскольку  именно от нее в конечном счете зависит размежевание компетенций между специально уполномоченными государственными органами. Как уже подчеркивалось выше, недра являются исключительной собственностью народа Украины, т.е. таким образом, участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, залога и т.д. В свою очередь, лица, осуществляющие право пользования недрами обязаны проводить мероприятия по их охране. 

В частности, ст. 56 КоН Украины предусматривает, что основными требованиями в области охраны недр являются: 

-         обеспечение полного и комплексного  геологического изучения недр; 

-         соблюдение установленного законодательством  порядка предоставления недр  в пользование и недопущение  самовольного пользования недрами; 

-         рациональное изъятие и использование  запасов полезных ископаемых  и имеющихся в них компонентов; 

-         недопущение вредного воздействия  работ, связанных с пользованием  недрами, на хранилища запасов  полезных ископаемых, горных выработок  и скважин, которые эксплуатируются  или законсервированы, а также  подземных сооружений; 

-         охрана месторождений полезных  ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, которые  негативно влияют на качество  полезных ископаемых и промышленную  ценность месторождений или усложняют  их разработку; 

-         предупреждение необоснованной  и самовольной застройки площадей  залегания полезных ископаемых  и соблюдение установленного  законодательством порядка использования  этих площадей для других целей; 

-         предупреждение загрязнения недр  при подземном хранении нефти,  газа и других веществ и  материалов, захоронении вредных  веществ и отходов производства, сбрасывании сточных вод; 

-         а также соблюдение других  требований, предусмотренных законодательством  об охране окружающей природной  среды. 

В случае нарушения  положений, предусмотренных вышеуказанной  статьей, а также других требований в области охраны недр, установленных  законодательством Украины пользование  недрами может быть ограничено, временно запрещено (приостановлено) или прекращено органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, а также  органами государственного горного  надзора, государственного геологического контроля или другими, специально уполномоченными  на то государственными органами в  порядке, установленном законодательством  Украины. 

Наряду с вышеперечисленными требованиями по охране недр, Кодекс Украины  о недрах устанавливает ряд дополнительных условий, при несоблюдении которых  законом предусматривается соответствующая  юридическая ответственность. Например, ст. 58 КоН Украины определяет, что запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других объектов без предварительного геологического изучения участков недр, которые подлежат застройке. Также устанавливается, что застройка площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения, а также строительство на участках их залегания сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются в исключительных случаях только по согласованию с соответствующими территориальными геологическими предприятиями и органами государственного горного надзора. При этом должны осуществляться мероприятия, которые бы обеспечивали возможность добычи из недр полезных ископаемых. 

Порядок застройки  площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения устанавливается  Кабинетом Министров Украины. 

В свою очередь застройка  площадей залегания полезных ископаемых местного значения, а также размещение на участках их залегания подземных  сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых, допускается по согласованию с соответствующими местными Советами. 

Законодательство  Украины о недрах устанавливает  особый режим охраны участков недр, которые представляют собой особую научную или культурную ценность. В частности, ст. 59 КоН Украины определяет, что редкие геологические отслоения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, которые составляют особую научную или культурную ценность, могут быть отнесены в установленном законодательством порядке к объектам природно-заповедного фонда. 

Далее подчеркивается, что в случае выявления при  пользовании недрами редких геологических  отслоений и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических  и других объектов, которые представляют интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить  работы на соответствующем участке  и поставить в известность  об этом заинтересованные государственные  органы. 

В качестве объекта  особой охраны выступает континентальный  шельф. В Украине отсутствует  комплексный нормативно-правовой документ, регламентирующий порядок использования  и охраны вышеуказанного объекта. Данный пробел ликвидируется за счет применения положений международных договоров  с иностранными государствами, в  качестве одной из сторон которых  выступает Украина. 

Континентальный шельф  Украины включает в себя морское  дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Украины на всем протяжении естественного  продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной  окраины материка. В свою очередь  подводной окраиной материка является продолжение континентального массива  Украины, включающего поверхность  и недра континентального шельфа, склона и подъема. 

В соответствии с  действующими международно-правовыми  договорами и соглашениями, подписанными и ратифицированными нашим государством, Украина обладает следующими полномочиями по распоряжению континентальным шельфом: 

-         имеет суверенные права на  разведку шельфа и разработку  его минеральных и живых ресурсов; 

-         исключительное право разрешать  и регулировать буровые работы  на континентальном шельфе для  любых целей; 

-         исключительное право сооружать,  а также разрешать и регулировать  создание, эксплуатацию и использование  различных установок и сооружений; 

-         имеет юрисдикцию в отношении  морских научных исследований, защиты  и сохранения морской среды,  прокладки и эксплуатации подводных  кабелей и трубопроводов и  т.д. 

  

4. УПРАВЛЕНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ  И ОХРАНОЙ НЕДР 

В соответствии со ст. 11 КоН Украины, государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр осуществляют: Кабинет Министров Украины, Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Государственный комитет Украины по геологии и использованию недр, Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда, Совет Министров Республики Крым, другие государственные органы, местные Советы и органы и органы исполнительной власти на местах в соответствии с законодательством Украины. 

Информация о работе Правовой режим использования и охраны недр