Правовой режим использования и охраны животного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - создание комплексного представления о понятиях, видах животного мира, правовой охране и ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
изучить и проанализировать понятие и содержание животного мира, ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира;
выявить особенности государственного управления в области использования и охраны животного мира;
определить виды права пользования животным миром.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………3
1. Животный мир как объект использования и охраны……………...…6
2. Особенности государственного управления в области использования и охраны животного мира………………………………………………………..9
3. Понятие, виды и содержание права пользования животным миром…………………………………………………………………….………13
4. Правовая охрана животного мира……………………………………..19
5.Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира………………………………………………...24
Заключение…………………………………………...………...…………34
Список использованной литературы…………………………………….36

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 176.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение……………………………………………………….……………3

     1. Животный мир как объект использования и охраны……………...…6

     2. Особенности государственного управления в области использования и охраны животного мира………………………………………………………..9

     3. Понятие,  виды и содержание права пользования животным миром…………………………………………………………………….………13

     4. Правовая охрана животного мира……………………………………..19

     5.Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира………………………………………………...24

     Заключение…………………………………………...………...…………34

     Список использованной литературы…………………………………….36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Животный  мир — это важный природный  ресурс, составная часть природной  среды и биологического разнообразия Земли, выступающий неотъемлемым звеном в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей среды в целом.

     Охрана  диких животных на Руси имеет далекое  прошлое. Наша страна всегда славилась  дремучими лесами, реками, чистыми  берегами и обилием диких животных. Животный мир издавна служил людям  в качестве источника пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Охота и звероводство были важнейшей отраслью хозяйства. В XI-XII вв. на Руси водилось множество туров, диких лошадей, лосей, оленей, кабанов и других животных, но особенно было много пушных зверей. Имели большой спрос меха таких ценных зверей, как бобр, соболь, куница, горностай и другие. Такие меха в ряде мест являлись своего рода ходовой монетой: шли на обмен различных предметов или изделий, а также для уплаты дани князю или завоевателям. Таким образом, добыча зверей шла очень интенсивно, что отрицательно сказывалось на восстановлении их численности.

     Начиная с XI в. стали появляться отдельные  положения об охране диких зверей. Так, в период княжества Ярослава Мудрого осуществлялись меры по  охране лесов, что в свою очередь способствовало сохранности диких животных. В своде законов того времени имелись отдельные указания и по охране зверей, а именно - бобра. Положения о регулировании охоты на бобра, соболя и куницу содержались в сборнике "Русская правда".

     На  Руси существовали своеобразные охотничьи  хозяйства. Они занимались охраной  и разведением ценных пушных зверей, особенно бобров, и имели своих  специалистов - ловчих.

     Князья  и другие крупные землевладельцы с возникновением права собственности  на землю стали захватывать участки  с лучшими охотничьими угодьями. Владельцы земель вводили запреты  на добычу отдельных видов зверей и птиц, рубку лесов и другие ограничения. Так, князь Ярослав Мудрый установил штраф за бобра, украденного из норы, в размере 12 гривен - цену, во много раз превышающую стоимость бобра, об этом свидетельствует запись в дошедшем до нас законодательном документе - «Русская правда». Что позволяет говорить о возникновении первых штрафных санкций за нарушение правил охоты 1.

     В наше время животный мир является неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

     Объектом  исследования контрольной работы является изучение понятия, видов и содержания животного мира, его правовой охраны и ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира.

     Предмет исследования - анализ животного мира как объекта использования охраны, его виды и содержание.

     Цель  данной работы - создание комплексного представления о понятиях,  видах животного мира, правовой охране и ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира.

     Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

     изучить и проанализировать понятие и содержание животного мира, ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира;

     выявить особенности государственного управления в области использования и охраны животного мира;

     определить  виды права пользования животным миром.

     Теоретическая, методологическая база исследования. При выполнении настоящей работы я пользовалась следующими источниками: Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О животном мире", Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред.от 08.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.12.2011), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 07.11.2011), Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 21.07.2011), Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 18.07.2011) и другие нормативные акты. Научной литературой, и другими нормативно-правовыми актами и юридической литературой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ 
 

     Животный мир в широком смысле слова - это все живые организмы животного происхождения, а не только дикая фауна. Следовательно, строго научное определение животного мира охватывает все разновидности животного мира, включая домашних животных, которые в научной литературе нередко выводятся за пределы указанного понятия и рассматриваются как товарно-материальные ценности - объекты права собственности. С приведенным определением животного мира можно согласиться лишь в строго определенных целях, предусмотренных Федеральным законом «О животном мире».

     Законодательство  об охране и использовании животного  мира и среды его обитания, основывающееся на положениях Конституции РФ, федеральных  законов об охране окружающей природной среды, которые состоят из Федерального закона «О животном мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира 2.

     Согласно  ст.4 Федерального закона «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

     На  континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российская Федерация  обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права. 
 

     Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида - федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации - осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О животном мире».

     К федеральной собственности могут  быть отнесены следующие объекты животного мира: редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации 3.

     От  имени Российской Федерации и  ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной  власти, указанные в Федеральном  законе «О животном мире», в пределах их компетенции, определенной соответствующими статутными актами.

     Объекты животного мира, изъятые из среды  обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

     Животный  мир на территории Российской Федерации  предоставляется в пользование  российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства.

     Предоставление  осуществляется в порядке, установленном  действующим законодательством (Федеральным  законом «О животном мире», гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ).

     Согласно  действующему законодательству (ст.34 Закона «О животном мире») юридические и  физические лица могут осуществлять следующие виды и способы пользования  животным миром: охота; рыболовство, включая  добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.

     Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам  Российской Федерации. Пользование  животным миром прекращается (полностью  или частично) в случаях: отказа от пользования; истечения установленного срока пользования; нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование им; возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны; использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей животным миром 4.

     Решение о прекращении пользования животным миром может быть обжаловано в  суде в установленном порядке.  
 
 
 

     2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА 
 

     Граждане  и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В этой связи они наделяются следующими правами: получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством РФ; проводить общественную экологическую экспертизу; осуществлять общественный контроль; проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания; содействовать реализации соответствующих государственных программ 5.

     Участие международных общественных организаций  в охране и использовании объектов животного мира на территории Российской Федерации регламентируется ее международными договорами.

     Как предусмотрено ст. 11 Федерального закона «О животном мире», государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Информация о работе Правовой режим использования и охраны животного мира