Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы состоит в следующем: дать общую характеристику правового регулирования особо охраняемых природных территорий.

Содержание

Введение………………...………………………………………………………3
Глава 1. Правовой статус особо охраняемых природных территорий……...5
§1.1 История развития законодательства об особо охраняемых природных территориях…………………………………………………………………………..5
§1.2 Современное правовое регулирование особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации……………………………………………..11
Глава 2. Виды особо охраняемых природных территорий…………………18
§ 2.1 Классификация особо охраняемых природных территорий…………18
§ 2.2 Правовой режим национальных и природных парков
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………...………………………………………………………3

    Глава 1. Правовой статус особо охраняемых природных территорий……...5

    §1.1 История развития законодательства об особо охраняемых природных территориях…………………………………………………………………………..5

    §1.2 Современное правовое регулирование  особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации……………………………………………..11

    Глава 2. Виды особо охраняемых природных  территорий…………………18

    § 2.1 Классификация особо охраняемых природных территорий…………18

    § 2.2 Правовой режим национальных и природных парков

    Заключение…………………………………………………………………….27

    Список  использованной литературы………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы исследования. Природные территории часто подвергаются оценке с точки зрения их коммерческой пользы, которая, понятно, оказывается невысокой. Нередко природные территории более привлекательны как объекты реализации сугубо частных интересов - как места элитного строительства или организации элитного отдыха. Но и дирекции территорий в поисках средств для обеспечения реализации прямых функций особо охраняемых природных территорий ищут возможные варианты сочетания режима охраны и коммерческой деятельности. Она обнаруживается в расширении туризма и рекреации на территориях. Одновременно и следствием, и причиной происходящего можно считать то, что последовательная государственная экологическая политика, которая давала бы внятные ответы о роли системы особо охраняемых природных территорий в новых условиях, пока не сформирована. Но это связано и с отсутствием в России единой до конца выверенной концепции создания системы особо охраняемых природных территорий (природно-заповедного фонда). Сложившаяся ситуация приходится на непростой период и в правовом регулировании заповедного дела, и в функционировании особо охраняемых природных территорий, и в правоприменении, что подтверждает актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

    Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие при создании и последующем использовании объектов на особо охраняемых природных территориях.

    Предмет курсовой работы – правовой статус особо охраняемых природных территорий.

    Цель  настоящей курсовой работы состоит в следующем: дать общую характеристику правового регулирования особо охраняемых природных территорий.

    Названная цель предопределила следующие главные задачи работы:

    - проследить историю развития  законодательства об особо охраняемых природных территориях;

    - проанализировать современное правовое  регулирование  особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации;

    - дать характеристику видов особо охраняемых природных территорий;

    - охарактеризовать правовой режим национальных и природных парков.

    При написании курсовой работы мы пользовались современными законодательными и теоретическими источниками.

    При написании курсовой работы использованы общенаучные и частно-научные методы познания: исторический, при котором рассматриваются идеи создания особо охраняемых природных территорий на разных исторических этапах развития; сравнительного правоведения, с помощью которого используются знания о функционировании особо охраняемых природных территорий в р. Бурятия; формально-юридический, основанный на изучении нормативного материала, законов и другие методы. Структуру курсовой работы определили цели и задачи исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСОБО  ОХРАНЯЕМЫХ

    ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 

    § 1.1  История развития законодательства

    об  особо охраняемых природных территориях 

    Общественная потребность выделения категории особо охраняемых природных территорий определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них - экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные. В Древней Руси выделение таких территорий как особо охраняемых диктовалось также военными соображениями.

    Наложение охранного режима на природные объекты - один из старейших способов ограничения их использования. Первоначально, как известно, режим охраны на том или ином природном участке устанавливался без определенной системы или общих оснований. Первые запретные территории либо имели религиозное значение, либо обеспечивали охрану мест охоты, добычи зверя, рубки древесины. Если учесть, что экономическое развитие и становление российской государственности во многом было связано с освоением природных ресурсов, в определенный период времени это было закономерно.

    Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название «заповедовать» («заповедный» - неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедование как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. Потребность в этом появилась несколько веков назад. Уже с XVI века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. («Засека» - преграда из срубленных и наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами1.

    В XVII веке по указу царя Алексея Михайловича, страстного любителя соколиной охоты, заповедными были объявлены семь островов у Мурманского побережья, где водились добываемые для царской  охоты лучшие кречеты. Объявлялись  заповедными и места царской охоты, где не позволялось охотиться никому, кроме царя. Так, в Шацком уезде запрещалось охотиться на оленей, а в подмосковных местах в Соколиной роще и под селом Хвили (Фили) запрещалось бить зверей и птиц2.

    Заповедование служило не только защите личных интересов царя, но и явилось средством защиты экономических интересов государства. Так, именно казенные интересы заставили московское правительство объявить заповедными с середины XVII века целые районы Сибири. Это было связано с тем, что соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост. Соболиная охота в этих местах запрещалась.

    Петр I своими указами запретил уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Он объявил заповедными некоторые особо ценные леса и деревья.

    История объявления того или иного участка  природы заповедным местом или запретной  территорией оказывается гораздо  более долгой в сравнении с  идеей совместить образование охраняемых территорий с природоохранными целями. Историю заповедного дела в нашей стране принято отсчитывать со времени образования в 1916 г. Баргузинского заповедника. Но и создание Баргузинского заповедника, как указывают источники, было осуществлено преимущественно для охраны соболя, т.е., по сути, в хозяйственных целях. Однако со временем, в конце XIX - начале XX в., в России впервые было заявлено о научном значении природных территорий. При этом специалистами в области естественных и гуманитарных наук обсуждались не только научные, но и этические и социальные вопросы заповедного дела3. В США почти в это же время стали создаваться национальные парки - в основном для отдыха и просвещения населения, а также в целях охраны от истощения и уничтожения природных ресурсов как основания для создания охраняемой территории.

    Как наиболее разработанные и имеющие  сторонников называются такие цели образования особо охраняемых природных территорий, как заповедное дело, в основе которого - разработанный российскими специалистами научный подход к изучению и охране природы; цели рекреации и образования, ставшие основой создания национальных и природных парков по всему миру и у нас в стране; цель сохранения биоразнообразия, получившая распространение практически одновременно и в связи с идеями устойчивого развития. Идеей сохранения биоразнообразия в наибольшей степени подчеркивается ценность природы, вне зависимости от того, используется она людьми для науки, рекреации или имеет какое-то еще общественное значение.

    Таким образом, с начала XX в. на государственном  уровне сформировалось представление о том, что создание особо охраняемых природных территорий должно отвечать важным для всего общества целям. Но одновременно сами цели, закрепляемые законодательно, оказались неодинаковыми. В результате не удалось избежать споров о том, что же все-таки следует считать главным в деле образования природных территорий. Споры эти, заметим, не прекращаются и по сей день. Со времени законодательного закрепления основ и порядка создания территорий к обсуждению оснований создания особо охраняемых природных территорий присоединились специалисты в области права.

    На  разных исторических этапах образования особо охраняемых природных территорий в России идеи их создания находили отражение и в законодательстве. При этом нельзя сказать, что в СССР, а затем и в России особо охраняемые природные территории создавались исключительно для реализации какой-то одной задачи (рекреационной, научной или иной). В качестве обоснования создания территорий в нормативных актах отражались все известные и общественно значимые на определенный исторический период цели.

    Начиная с первых актов 1920-х гг. и заканчивая последними природоохранными законами СССР и РСФСР, на законодательном  уровне подчеркивалось, что создание природных территорий преследует не одну или две, а множество связанных целей и задач. Так, Декретом СНК РСФСР от 16 сентября 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков»4, а позднее Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 5 октября 1925 г. «Об охране участков природы и ее отдельных произведений, имеющих преимущественно научное или культурно-историческое значение»5 устанавливалось, что отдельные природные участки могут быть объявлены неприкосновенными памятниками природы, если они имеют научную и культурно-историческую ценность. При этом предусматривалось создание не только заповедников как научных учреждений, но и заказников и национальных парков. Законом РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР»6 было подтверждено не только научно-исследовательское, но и природоохранное значение заповедников и заказников. Постановлением Госплана СССР и ГКНТ от 27 апреля 1981 г. N 77/106 были утверждены Типовые положения о государственных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и дендрологических парках, зоологических парках, заказниках и природных национальных парках7, которыми достаточно подробно определялось назначение и режим каждой из территорий. Заметим, в данном случае в основе создания практически каждой из территорий, согласно типовым положениям о них, лежала не одна цель, а определенное сочетание научных, просветительских, эстетических и собственно природоохранных целей.

    Таким образом, одновременно признавалась и  имела законодательное закрепление охрана в границах особо охраняемых природных территорий природных ресурсов как объектов хозяйствования, были созданы основы развития охраняемых природных территорий, имеющих преимущественно рекреационное и просветительское назначение, национальных парков. Кстати, начало образования национальных парков было положено в республиках СССР только в конце 1970-х гг. Первым национальным парком в РСФСР стал в 1983 г. Сочинский национальный парк.

    Тем не менее определенное время формирование природно-заповедного фонда в  стране происходило под существенным влиянием идеи приоритета научных целей  создания природных территорий. Из этого делался вывод, в частности, о ведущем значении заповедников среди иных видов особо охраняемых природных территорий.

    Расхождения в идеологии и законодательном регулировании организации особо охраняемых природных территорий стали в известной степени причиной формирования нескольких точек зрения на содержание заповедного дела (заповедования, заповедания) в стране. Сторонники одной из них видели смысл заповедного дела в обеспечении именно научной деятельности (Ф.Р. Штильмарк8), другие видели в заповедании особое организационное управленческое средство изъятия природных комплексов из хозяйственной деятельности для обеспечения совокупности общественно значимых целей, не исключая научные, как например В. В. Петров9. Вторая точка зрения основана в том числе и на направлениях развития природоохранного законодательства того периода. Режим заповедования определялся им как метод осуществления задач и функций природных территорий. Задачи заключались в сохранении эталонов природы и естественных экологических систем для изучения естественных процессов в природе, контроля за изменениями биосферы под влиянием хозяйственной деятельности, разработки научных основ природопользования, пропаганды охраны природы10. При этом автор, споря с Ф. Штильмарком, который считал неверным такое широкое толкование концепции заповедования, ссылался именно на эволюцию законодательства России об ООПТ с начала XX в..

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий