Государственное управление в сфере экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Экологические проблемы развития России и правовая защита окружающей природной среды.
Задачи Проанализировать экологические проблемы России. Выяснить причины нарастания экологической напряженности.
Изучить государственное управления в сфере экологии .Функции экологического управления
Изучить ответственность за экологические правонарушении.
Изучить охрану окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

Работа содержит 1 файл

Государственное управления в сфере экологии.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     В целях охраны окружающей среды городских  и сельских поселений создаются  защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

     Зеленые зоны представляют собой, в соответствии с земельным законодательством, составную часть пригородных зон (земель, находящихся за пределами черты городских поселений, составляющих с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию, и не входящих в состав земель иных поселений), которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.

     Даже при осуществлении природоохранных мероприятий возникают вторичные требования по соблюдению требований в области охраны окружающей среды. Так, например, мелиорация земель сама по себе уже является мероприятием по улучшению природного ресурса - земли. Мелиорация земель представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культурнотехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают типы мелиорации земель: гидромелиорация (состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды), агролесомелиорация (состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений), культуртехническая мелиорация (расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, от камней и иных предметов и др.), химическая мелиорация (мероприятия по улучшению химических и физических свойств почв) (ст. 1-9 Федерального закона "О мелиорации земель").

     При этом указанные мероприятия должны производиться при соблюдении мер  по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию  вод, охране земель, почв, лесов и  иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем (ст. 43 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

     Вышеуказанные требования также должны соблюдаться  при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (ст. 2 Федерального закона "О мелиорации земель"). Гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов (ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений"). Отдельно расположенные гидротехнические сооружения - инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту (ст. 2 Федерального закона "О мелиорации земель").

     Существенными запретами в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности являются также:

     1) производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов на территории Российской Федерации без проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 47 Федерального закона "Об охране окружающей среды");

     2) ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов, кроме случаев, установленных Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 48 Федерального закона "Об охране окружающей среды");

     3) применение токсических химических препаратов, не подвергающихся распаду (ст. 49 Федерального закона "Об охране окружающей среды");

     4) производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации;

     5) отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

     6) размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

     7) захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов (ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

     Критерии  отнесения опасных отходов к  классу опасности утверждены приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", что наглядно продемонстрировано в таблице;

     8) превышение нормативов допустимых физических воздействий (ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

 

     Заключение 

     Переход к устойчивому развитию Российской федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной  пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:

      - формирование регионального хозяйственного  механизма, регулирующего социально-экономическое  развитие, в том числе природопользование  и антропогенное воздействие  на окружающую среду;

      - выполнение природоохранных мероприятий  на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

      - осуществление мер по оздоровлению  населения, развитию социальной  инфраструктуры, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;

      - развитие сельского хозяйства  на основе экологически прогрессивных  агротехнологий, адаптированных к  местным условиям, реализация мер  по повышению плодородия почв  и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

      -реконструкцию региональной промышленной  системы с учетом хозяйственной  емкости локальных экосистем.  Переход к новой системе ценностей.  В период перехода к устойчивому  развитию человечество встанет перед необходимостью провести переоценку своих целей, заново определить пути их достижения и выработать новую систему принципов, в основе которых лежит благосостояние будущих поколений.

     Специалисты полагают, что грядущие перемены в  обществе проявятся, прежде всего в следующем: снизятся расходы на военные цели; произойдут изменения структуре занятости: тенденция роста городов и увеличения доли городского населения сменится на противоположную; с углублением процесса перехода к экологически ориентированной экономике принцип устойчивого развития будет постепенно заслонять экономический рост как фокус экономической политики; изменятся критерии оценки прогресса; произойдет трансформация личных приоритетов и ценностей; усилится международное сотрудничество.

     Для нормального пропитания населения  Земли, численность которого будет  на 60% больше чем сегодня, неизбежно  потребуется прекратить использование 1/3 мирового урожаи зерна на корм скоту  и птице, как это делается сейчас. Поскольку мяса станет меньше и оно будет дороже, эта зерновая добавка к рациону людей ослабит остроту проблемы питания. Несмотря на появление новых технологий и преимуществ биотехнологии, процесс фотосинтеза, осуществляемый зелеными растениями, остается основой удовлетворения потребностей человека. В настоящее время человечество использует уже 40% годового объема продуктов этого процесса на суше, оставляя лишь 60% для миллионов других биологических видов и защиты основных функций экосистемы. Следовательно, необходимо безотлагательно замедлить рост численности населения и объем его потребления.

     В будущем способы применения энергии  в связи с этим, по-видимому, будут  очень отличаться от существующих и  по способам использования новых  источников энергии, и по развитию существующих источников. Эти изменения скажутся на природе загрязнения атмосферы. Необходимо поэтому обдумать, каковы будут будущие решения по удовлетворению потребности в энергии и какое влияние эти решения окажут на качество воздуха и на контроль его загрязнения. Одновременно внимание должно быть уделено изменяющемуся отношению общественности к качеству воздуха, что может потребовать повышение строгости контроля новых и существующих источников загрязнения.

     Такие возобновляемые альтернативные ресурсы, как энергия солнца, ветра и  морских волн, привлекательны с точки зрения ресурсов и экологической чистоты, однако пока не удовлетворительны в экономическом отношении, за исключением отдаленных районов.

     Экологический кризис и необходимость поиска путей  выхода из него диктуют необходимость законодательного обеспечения экологической политики РФ.

     Безопасность  граждан РФ ( в том числе и  экологическая) снижается, это проявляется  в ухудшении качества среды обитания, снижения продолжительности жизни, увеличении заболеваемости, ухудшении  генофонда населения, увеличения зон экологического бедствия, деградации природных ресурсов, загрязнения всех сред жизни, росте социальной напряженности населения.

     Поэтому необходима система радикальных  мер по оздоровлению среды обитания. РФ приняла концепцию перехода к устойчивому развитию, которая подразумевает учет исчерпаемости природных ресурсов, экологической емкости биосферы в целом.

     Для этого необходимо: прекратить планировать  и осуществлять хозяйственные и  технические проекты, не обеспечивающие сохранность и поддержание как глобального, так и регионального природного равновесия. Кроме того необходимо при решении экологических проблем внедрять концепцию уровня приемлемого риска. В последние годы увеличилось количество федеральных и местных законов и подзаконных актов, отраслевых нормативных документов, регулирующих использование природных ресурсов, что создает определенную путаницу, старая правовая система социальных ценностей разрушена, новая не создана, растет правовой нигилизм, разрушено нравственное поведение в природе, ответственность за ее использование.

     В 1991 году принят закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" это  важнейший закон прямого действия, в настоящее время он дополняется и перерабатывается. согласно закону иностранные граждане обязаны соблюдать требования Закона и нести ответственность за их нарушение определены экологические права человека ( чистая, здоровая природная среда, использование ее для своих потребностей) закон является источником экологического права, бурно развивающегося раздела юриспруденции РФ признает и применяет многие международные законы и договоры, если не установлены иные правила и т.д.

Информация о работе Государственное управление в сфере экологии