Государственное управление в сфере экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Экологические проблемы развития России и правовая защита окружающей природной среды.
Задачи Проанализировать экологические проблемы России. Выяснить причины нарастания экологической напряженности.
Изучить государственное управления в сфере экологии .Функции экологического управления
Изучить ответственность за экологические правонарушении.
Изучить охрану окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

Работа содержит 1 файл

Государственное управления в сфере экологии.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     Причины экологического кризиса водных объектов связаны с теоретической необоснованностью и практической несостоятельностью господствовавшей почти 50 лет концепции, базирующейся на двух ложных постулатах:

     - неизбежность образования сточных  вод, содержащих производственные  отходы (в ФРГ еще в конце 60-х гг. 92% предприятий работали на оборотном водоснабжении; в настоящее время удельный вес оборотных вод в общем объеме водопотребления на производственные цели в России составляет в среднем 74%);

     - допустимость сброса сточных  вод в природные водоемы, используемые фактически для доочистки сточных вод, т.е. в качестве биологических очистных сооружений. В этой концепции явно преувеличивалась способность водотоков и водоемов к самоочищению. Оно представляет собой мощный механизм переработки преимущественно аллохтонной органики естественного происхождения, образующейся в самом водоеме и поступающей с площади водосбора. Поступление же веществ техногенного происхождения в природные воды ведет к нарушению функционирования биоценозов и ухудшению качества вод. За последнее время произошла большая деградация земельных ресурсов.

     Среди техногенных нагрузок серьезную  проблему представляют отходы. На территории страны в отвалах, полигонах, хранилищах и несанкционированных свалках  накоплено порядка 80 млрд т твердых  отходов производства и потребления. В хранилищах, складах, могильниках, свалках и других объектах содержится более 1,1 млрд т токсичных и экологически опасных промышленных отходов. В сельском хозяйстве существует проблема по двум группам отходов: запрещенным и пришедшим в негодность пестицидам - имеется 13355 т пестицидов, подлежащих обезвреживанию, и отходам животноводства, которых ежегодно накапливается 140 - 150 млн т.

     Лесные  ресурсы. Россия располагает площадью, равной около 1,2 млрд га (более 20% мировой площади лесов), и почти 25% мировых запасов древесины. Однако расчетная лесосека используется нерационально. Систематически допускаются перерубы хвойных пород и лишь наполовину используется расчетная лесосека по лиственным породам деревьев. Велики отходы при заготовке и использовании леса. При переработке теряется около 20% древесины. Лесовосстановительные работы отстают от рубки леса ежегодно на 1,1 млн га. Значительный ущерб наносят пожары.

     Идет  процесс истощения лесов от загрязнения  атмосферы вредными выбросами. Заметную роль в снижении устойчивости лесных насаждений оказывают вредители и болезни леса. Происходит увеличение площади очагов вредителей леса.

     Продолжается  деградация и обеднение растительного  покрова, особенно естественных кормовых угодий в связи с высокими пастбищными нагрузками и неудовлетворительным уходом за сенокосами. Так, в Новосибирской области биологическая продуктивность сенокосов снизилась в 2 - 3, а хозяйственная - в 3 - 4 раза.

     Свидетельством  общего биологического истощения страны является уменьшение видового разнообразия флоры и фауны. Под угрозой исчезновения находится каждый десятый вид птиц, каждый пятый вид растений и млекопитающих и каждый четвертый вид земноводных и пресмыкающихся, 553 вида высших растений и 463 вида животных.

     В настоящее время 16 - 18% территории страны - зоны экологического кризиса. Здесь  произошли глубокие, а в ряде случаев необратимые нарушения природных комплексов. Характеристика аналогичной ситуации в региональном аспекте представлена в табл. Безграмотное хозяйствование в Калмыкии в течение десятилетий привело к тому, что республика стала зоной экологического бедствия - с 1 августа 1994 г. здесь введено чрезвычайное положение. Один из основных источников загрязнения природной среды в республике - производственный комплекс Волгограда. Наиболее острые проблемы: деградация пастбищ (этот процесс охватил 83% территории); ухудшение качества питьевой воды (содержание в ней солей в 20 раз превышает мировые стандарты); рост заболеваемости и смертности населения, обусловленный ухудшением среды обитания (возросла смертность недоношенных и аномальных детей; у новорожденных отмечаются раковые заболевания, болезни крови и др.).

     В условиях повышенной экологической  опасности проживает 30% россиян. Известно, что в зонах экологического кризиса продолжительность жизни на 10 - 15 лет меньше, чем по стране в целом. "Вклад" экологического фактора в ухудшение здоровья людей оценивается на уровне 10 - 30%, при этом по онкологическим заболеваниям - около 50%. Изменения медико-биологических показателей здоровья населения свидетельствуют о снижении рождаемости, увеличении смертности и существенном снижении естественного прироста населения.

     Сохраняется тенденция роста показателей  онкологических заболеваний. За считанные  годы продолжительность жизни россиян; сократилась более чем на 20 лет. Еще в 1989 г. она равнялась 69,8 годам.

     Наметившаяся  в 1980-е гг. тенденция к ухудшению  здоровья детей, видимо повлечет за собой  ухудшение состояния здоровья подрастающего  поколения во всех возрастных группах и скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов. Воспроизводстве последующих поколений. 

     Причины нарастания экологической напряженности

      

     Выяснение причин усиления экологической напряженности  необходимо для поиска выхода из затяжной кризисной ситуации. Среди долговременных негативных тенденций, сложившихся в прошлом, наиболее неблагоприятное воздействие на состояние окружающей среды в России оказывают следующие.

       Антиэкологическая политика, истоки  которой берут начало в конце  20-х гг.. Когда вслед за ликвидацией НЭПа стала складываться централизованная система управления. Она открывала возможности для реализации любого заданного направления развития хозяйства. Такое направление было избрано и названо индустриализацией на базе электрификации. Экономическая политика, основанная на идеологии покорения природы, приводила к масштабным нарушениям окружающей среды. Это со всей очевидностью демонстрируют эпопея освоения целинных земель, создание зоны по выращиванию хлопчатника и широкомасштабная добыча нефти и газа.

       Экстенсивное развитие экономики,  сопровождающееся одноцелевым использованием  природных ресурсов, огромными объемами  добычи и продажи сырья, отсутствием  системы переработки бытовых  и производственных отходов, освоением  новых и списанием нарушенных сельхозугодий. Избыточная материале- и энергоемкость производства обусловливает увеличение вредных выбросов в окружающую среду, а также прогрессирующее падение эффективности природоэксплуатирующих отраслей, вызывает необходимость постоянно увеличивать долю финансовых и материальных ресурсов, направляемых в эти отрасли только для поддержания достигнутых объемов производства. Более 80% добываемых ресурсов тратится на поддержание ресурсодобываюших и ресурсоемких обрабатывающих производств; выплавка 1 т стали "съедает" до 20 т первичных ресурсов (включая вскрышные и вмещающие породы). Более 75% отходов производства имеют ту или иную степень токсичности для окружающей среды и здоровья человека.

       Деформированная структура народного  хозяйства с превалированием природоэксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы; гипертрофированное развитие ресурсоемких, "грязных" производств - энергетики, металлургии, горнодобывающей промышленности.

     Монополизм  государственной собственности на природные ресурсы и средства производства лишал природопользователей стимулов к охране окружающей среды, сводил к формальностям государственный контроль за экологической ситуацией. Получалось так: государство само через свои предприятия эксплуатировало природные ресурсы, само себя контролировало через соответствующие органы и само себя наказывало, в том числе и материально, за нарушения законодательства, которое оно же, государство, принимало.

       Милитаризация экономики - это  господство военно-промышленного комплекса (ВПК), "закрытого" и потому бесконтрольного в отношении используемых технологических процессов, размещения и расширения мощностей, потребления производственных, в том числе природных ресурсов. Территории, занятые различными объектами ВПК, в несколько раз превышают территории, занимаемые всеми заповедниками страны.

       Износ производственных фондов; вплоть до конца 80-х гг. не  менее 70-80% всех производственных капитальных вложений направлялось не на перманентную реконструкцию и техническое обновление производственного аппарата, как нормального способа экономического развития, а на новое строительство и расширение мощностей. В результате сегодня степень износа технологического оборудования в базовых отраслях народного хозяйства достигает 85 - 90%; на подавляющем большинстве предприятий используется отсталая ресурсорасточительпая экологически агрессивная технология; на многих предприятиях отсутствуют очистные сооружения.

       Устаревшее и неэффективное природоохранное  оборудование на завершающих  стадиях технологических цепочек.

       Чрезмерная химизация сельского  хозяйства. В течение нескольких  десятилетий химические способы  защиты сельскохозяйственных культур  от болезней и вредителей признавались  наиболее перспективными методами  повышения продуктивности сельскохозяйственного производства. В нашей с гране до последнего времени это представление служило "обоснованием" для выделения значительных средств па производство пестицидов в ущерб развитию альтернативных, экологически чистых технологий ведения сельского хозяйства.

       Бесплатность природных ресурсов, вытекающая из вульгарного толкования трудовой теории стоимости К. Маркса, вела к увеличению удельных норм расхода природных ресурсов при производстве продукции. Самыми варварскими методами у природы отбиралось все лучшее, а остальные отбрасывалось, поскольку было бесплатным. Расчеты показывают, что природоемкость отечественной продукции по многим видам в 2 - 3 раза выше, чем в развитых странах.

       Слабая правовая и экономическая  защита природы. Существовавшее  экологическое законодательство слабо защищало природу от хищнической ее эксплуатации. Отсутствовал единый комплексный закон об охране окружающей природной среды, а действующее природоресурсное законодательство было далеко от совершенства. Сложившаяся система экологических норм и правил не способствовала рациональному природопользованию и в большинстве случаев не могла предотвратить экологический ущерб. Экономические меры воздействия не давали желаемых результатов.

       Просчеты в развитии и размещении  производительных сил. Во время войны осуществлялась эвакуация заводов на восток; ни о каком учете природного фактора при выборе места их расположения и речи не было. Позже, когда стали очевидными ошибки размещения, были предприняты попытки "подтянуть природу" к промышленному производству, например, перебросить часть стока рек и др.

       Рост городского населения, рост  предложения товаров и услуг  государственного и частного  секторов экономики за счет  потребления природных ресурсов.

       Отсутствие в стране стройной  системы экологического образования и воспитания, формирования экологического мировоззрения; преобладание потребительской психологии; слабое развитие экологической культуры и этики. Нехватка квалифицированных специалистов в области охраны окружающей среды. Их не хватает и для укомплектования природоохранных служб, и на производстве (особенно на предприятиях повышенной экологической опасности), и в органах управления, и в отраслевых и академических институтах, и при организации внешнеэкономической деятельности.. Особо острая потребность в специалистах системного комплексного уровня подготовки, способных видеть проблемы в целом, а не отдельные аспекты, и принимать решения на основе всестороннего анализа экологических факторов.

       Искаженность системы оценок  экологической выгоды и экологических издержек, ведущая к убыточности природосбережения: отсутствие институтов и собственного опыта экологического регулирования хозяйственной деятельности.

     Начало  радикальных реформ в стране усилило  постоянно действующие факторы  разрушения природной среды, и прибавило новые, среди них:

       Распад СССР ухудшил реальные  возможности решения проблем  охраны окружающей среды как  на межгосударственном уровне, так  и в самой России.

     Нарушение межреспубликанских хозяйственных  связей отрицательно сказалось на выпуске природоохранного оборудования, реагентов для очистки сточных вод и отходящих газов, другой продукции, необходимой для охраны окружающей среды. Возникли трудности при решении межреспубликанских экологических проблем, вызванных подъемом уровня Каспийского моря, необходимостью охраны вод в приграничных и трансграничных водоемах и переносом загрязнений через атмосферу и др.

     Усилился  конфликтный характер отношений  при использовании природных  ресурсов (например, по продаже туркменского природного газа Украине, российских энергоресурсов и цветных металлов Прибалтике и т.п.). Произошло свертывание и децентрализация долгосрочного) финансирования, что привело к измельчению экологических усилий, к политике бессистемного "латания дыр" на местах.

Информация о работе Государственное управление в сфере экологии