Государственное управление в сфере экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Экологические проблемы развития России и правовая защита окружающей природной среды.
Задачи Проанализировать экологические проблемы России. Выяснить причины нарастания экологической напряженности.
Изучить государственное управления в сфере экологии .Функции экологического управления
Изучить ответственность за экологические правонарушении.
Изучить охрану окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

Работа содержит 1 файл

Государственное управления в сфере экологии.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     г) публикация международных правовых актов, участницей которых является Российская Федерация, резолюций и иных актов конференций о

процедурах  обеспечения доступа общественности к экологической информации или правах, касающихся участия общественности в принятии экологически значимых решений;

     д) информирование общественности о возможностях направления ин-

     формации  в международные организации по вопросам, касающимся несоблюдения норм международного права окружающей среды.

     1.5.2. Добровольное предоставление общественности информации организациями, деятельность которых оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. Меры государственного поощрения предоставления такой информации.

     1.6. Предоставление экологической информации по заявлениям граждан и их организаций. Предоставление экологической информации независимо от гражданства, подданства или места жительства гражданина и без учета необходимости доказывать его правовой или другой интерес к этой информации. Другие формы предоставления экологической информации.

     1.7. Порядок, формы и объем предоставления экологической информации. Случаи бесплатного предоставления экологической информации.

     1.8. Случаи отказа в предоставлении  экологической информации:

     a) если государственный орган, в  который направлена просьба, не располагает запрашиваемой экологической информацией;

     б) если просьба является явно необоснованной или сформулирована в слишком  общем виде;

     в) если просьба касается материалов, находящихся на заключительном этапе  их подготовки, или внутренней переписки  государственных органов, когда такое исключение предусматривается законодательством или сложившейся практикой, при этом учитывается заинтересованность общественности в получении такой информации;

     г) если разглашение такой информации отрицательно повлияет на:

     конфиденциальность  работы государственных органов в тех случаях, когда такая конфиденциальность предусматривается национальным законодательством; международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность; отправление правосудия, возможность для лиц подвергаться справедливому судебному разбирательству или способность государственных органов проводить расследование уголовного или дисциплинарного характера; конфиденциальность коммерческой и промышленной информации в тех случаях, когда такая конфиденциальность охраняется законом в целях защиты законных экономических интересов; права интеллектуальной собственности; конфиденциальность личных данных и / или архивов, касающихся физического лица, когда соответствующее лицо не дало согласия на предоставление такой информации общественности в соответствии с положениями национального законодательства; интересы третьей стороны, представившей запрашиваемую информацию, если эта сторона не связана правовым обязательством поступать подобным образом или если на эту сторону не может быть возложено такого обязательства, и в тех случаях, когда эта сторона не дает согласия на разглашение соответствующего материала; окружающую среду, к которой относится эта информация, например на места обитания и размножения редких или исчезающих видов флоры и фауны.

     1.9. Экологическая информация, не подлежащая  засекречиванию.

     2. Экологическое планирование.

     2.1. Понятие экологического планирования  как деятельности по разработке и реализации системы плановой и предплановой документации (стратегии, программы, планы и др.).

     2.2. Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Экологическая доктрина Российской Федерации как документ, определяющий основные

     направления государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов.

     Экологические программы. Виды программ. Комплексные и отраслевые программы. Общие и специальные программы. Краткосрочные и долгосрочные программы. Межгосударственные программы. Государственные программы: федеральные программы экологического развития Российской Федерации. Планы действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды.

       Корпоративные и производственные планы мероприятий по охране окружающей среды.  

     Мониторинг  окружающей среды (экологический мониторинг).  

     Понятие экологического мониторинга. Экологический мониторинг как система наблюдений за состоянием

     окружающей  среды Российской Федерации, в том числе в районах расположения источников загрязнения и иного негативного воздействия на нее, за состоянием отдельных компонентов природной среды (атмосферы, водных объектов, земель, почв, лесов, животного мира и проч.), за уровнем загрязнения окружающей среды и ее компонентов, включая радиоактивное загрязнение. Экологический мониторинг как составная часть глобального экологического мониторинга.

     Своевременное выявление изменений, их оценка, предупреждение и устранение последствий негативных процессов как цель экологического мониторинга.

     Основные задачи экологического мониторинга: а) наблюдение за

происходящими в окружающей среде физическими, химическими, биологическими процессами; б) наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов; в) наблюдение за последствиями влияния такого загрязнения на растительный и животный мир, г) обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде и прогнозами ее состояния.

      3.3. Виды экологического мониторинга. Федеральный, региональный и локальный мониторинг. Глобальный экологический мониторинг.

     3.4. Содержание экологического мониторинга.  Соотношение экологического мониторинга с мониторингом земель, мониторингом водных объектов, мониторингом объектов животного мира, лесным и лесопатологическим мониторингом, с мониторингом объектов животного мира, включая мониторинг водных биоресурсов. Соотношение экологического мониторинга с социальногигиеническим мониторингом, мониторингом социально-трудовой сферы, мониторингом объектов градостроительной деятельности, мониторингом безопасности гидротехнических сооружений, предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России, мониторингом факторов, определяющих возникновение угроз экологической безопасности России, и др.

     4. Основные функции органов внутренних дел в области охраны природы. Основные задачи прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Основные направления деятельности природоохранной прокуратуры. Ответственность за экологические правонарушения

      Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, является контролем в области охраны окружающей среды (экологическим контролем) (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

     Экологический контроль может быть не только государственным. В соответствии с законодательством  выделяются следующие виды экологического контроля:

     - государственный экологический контроль;

     - производственный экологический контроль;

     - муниципальный экологический контроль;

     - общественный экологический контроль.

     Выделяют  также общий экологический контроль, осуществляемый высшими органами государственной власти и управления, и специальный - проводимый органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды.

     Любой из указанных видов контроля должен проводиться в целях:

     - обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;

     - соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

     - обеспечения экологической безопасности.

     Для определения объектов хозяйственной  и иной деятельности, природных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, был принят Правительством РФ в рамках постановления от 29 октября 2002 г. N 777 Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).

     Права, обязанности и ответственность  государственных инспекторов в  области охраны окружающей среды  определены в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Среди них можно выделить следующие: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических лиц и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; иные определенные законодательством полномочия.

     Экологический контроль является одним из средств  управления охраной окружающей среды.

     Основные  признаки государственного экологического контроля следующие:

     1) осуществляется от имени государства;

     2) осуществляется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;

     3) носит вне- и надведомственный характер;

     4) представляет собой одну из функций государственного экологического управления;

     5) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 257-258).

     "В  условиях ухудшения окружающей  среды и изменения социально-экономических условий жизни Российское государство принимает меры к усилению государственного экологического контроля и его правовой базы. В утвержденных Правительством РФ положениях о специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей среды, о других министерствах, государственных комитетах и ведомствах предусматриваются полномочия, призванные обеспечить постоянный, систематический и всеобщий экологический контроль" (Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА (НОРМА-ИНФРА-М), 2002. С. 192).

     Производственный  экологический контроль согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (ст. 67) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

     Производственный  экологический контроль, как правило, осуществляется экологической службой  юридических хозяйствующих лиц  и субъектов. Данный вид контроля "включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том  числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности" (Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 259).

     Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический  контроль) производится на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Информация о работе Государственное управление в сфере экологии