Государственное управление в сфере экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Экологические проблемы развития России и правовая защита окружающей природной среды.
Задачи Проанализировать экологические проблемы России. Выяснить причины нарастания экологической напряженности.
Изучить государственное управления в сфере экологии .Функции экологического управления
Изучить ответственность за экологические правонарушении.
Изучить охрану окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

Работа содержит 1 файл

Государственное управления в сфере экологии.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, основными природоохранными требованиями при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов являются (ст. 38 Федерального закона "Об охране окружающей среды"):

     соблюдение  природоохранных требований по ранее  утвержденному проекту строительства;

     соблюдение  природоохранных требований, предусмотренных  в актах по приемке в эксплуатацию;

     оснащение вводимых в эксплуатацию объектов техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления;

     оснащение вводимых в эксплуатацию объектов техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

     оснащение вводимых в эксплуатацию объектов средствами контроля за загрязнением окружающей среды;

     восстановление  природной среды;

     рекультивация земель;

     благоустройство территорий.

     При эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации и ликвидации) зданий, строений, сооружений и иных объектов природоохранными требованиями являются (ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды"):

     соблюдение  утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды;

     восстановление  природной среды;

     рациональное  использование и воспроизводство природных ресурсов;

     соблюдение  нормативов качества окружающей среды;

     проведение  мероприятий по восстановлению природной  среды;

     рекультивация земель;

     благоустройство территории в соответствии с законодательством.

     Выполнять указанные мероприятия обязаны как юридические, так и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов. Соблюдение нормативов качества окружающей среды должно осуществляться на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

     Нормативами качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды") являются нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

     Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в  соответствии с законодательством  в области охраны окружающей среды  и при наличии утвержденной в  установленном порядке проектной документации.

     При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы  мероприятия по восстановлению природной  среды, в том числе воспроизводству  компонентов природной среды, в  целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

     Перепрофилирование  функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление в области охраны окружающей среды.

     Отдельные природоохранные требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности содержатся не только в комплексном Законе, а также в специальных законах. Так, например, ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" содержит следующие требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности:

     обеспечение непревышения нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами;

     обеспечение соблюдения строительных норм и правил в части нормативов площадей озеленения территорий;

     учет  фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности;

     установление  санитарно-защитных зон организаций  с учетом рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном  воздухе и в соответствии с  санитарной классификацией организаций;

     меры  по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию;

     обеспечение непревышения технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

     Кроме того, данным Законом запрещаются  проектирование, размещение и строительство  объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может  привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды. Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

     Газоочистными установками, рассчитанными для  применения в стационарных источниках, например, являются следующие:

     сухие механические пылеуловители (гравитационные, сухие инерционные, ротационные);

     мокрые  пылеуловители (инерционные, пенные, конденсационные), скрубберы (механические, ударно-инерционные, пенные, насадочные, центробежные), скрубберы Вентури и т.п.;

     промышленные  фильтры (рукавные, волокнистые, карманные, зернистые);

     электрические пылеуловители (электрофильтры);

     аппараты  термической и термокаталитической  очистки газа от газообразных примесей (печи сжигания, каталитические реакторы);

     аппараты  сорбиционной (химической) очистки  газа от газообразных примесей (адсорберы, абсорберы и т.п.).

     Таким образом, газоочистные установки представляют собой комплекс сооружений, оборудования и аппаратов, предназначенных для  осуществления процессов очистки и обезвреживания загрязняющих веществ из отходящих газов или превращения их в безвредное состояние, где происходит процесс улавливания или обезвреживания веществ, загрязняющих атмосферный воздух.

     Согласно  ст. 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе:

     согласовывать места строительства объектов хозяйственной  и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

     планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

     соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др.

     Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" также содержит особые требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, помимо обозначенных в комплексном Законе. Так, при проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами и др.

     Закон предоставил  право государственным инспекторам  в области охраны окружающей среды приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды. (ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

     Согласно  ст. 56 комплексного Закона при нарушении предусмотренных в его гл. VII природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80).

     Федеральный закон "Об охране окружающей среды" содержит также требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики; при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники; при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений и др.

     Законодателем введено также понятие оценки воздействия на окружающую среду как вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

     4 июля 2000 г. было зарегистрировано в Минюсте РФ за N 2302 Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом министра Минприроды России от 16 мая 2000 г. N 372.

     В соответствии с этим Положением оценка воздействия намечаемой хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду представляет собой (далее - оценка воздействия на окружающую среду) процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

     Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или  смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

     Оценка  воздействия на окружающую среду  проводится для намечаемой хозяйственной  и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической  экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

     Результатами  оценки воздействия на окружающую среду  являются:

     информация  о характере и масштабах воздействия  на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

     выявление и учет общественных предпочтений при  принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

     решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов  проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

     Результаты  оценки воздействия на окружающую среду  документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

Информация о работе Государственное управление в сфере экологии