Государственное управление в сфере экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Экологические проблемы развития России и правовая защита окружающей природной среды.
Задачи Проанализировать экологические проблемы России. Выяснить причины нарастания экологической напряженности.
Изучить государственное управления в сфере экологии .Функции экологического управления
Изучить ответственность за экологические правонарушении.
Изучить охрану окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

Работа содержит 1 файл

Государственное управления в сфере экологии.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной  экологической опасности любой  деятельности (принцип презумпции потенциальной  экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).

     Заказчиком  данных работ является юридическое  или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному  виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.

     Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду).

     Проведение  оценки воздействия на окружающую среду  обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).

     Законодателем предусмотрены специфические требования к отдельным объектам хозяйственной деятельности относительно охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов. Среди таких объектов следует отметить следующие:

     объекты энергетики;

     военные и оборонные объекты, вооружения и военной техники;

     объекты сельскохозяйственного назначения;

     мелиоративные системы и гидротехнические сооружения;

     автомобильные и иные транспортные средства;

     нефтегазодобывающие производства, объекты переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

     потенциально  опасные химические вещества;

     радиоактивные вещества и ядерные материалы;

     химические  вещества в сельском и лесном хозяйстве;

     отходы  производства и потребления;

     защитные  и охранные зоны.

     Отдельно  выделяются также требования в области  охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции  городских и сельских поселений, охраны окружающей среды от негативного биологического воздействия, охраны озонового слоя атмосферы, охраны окружающей среды от негативного физического воздействия, а также при приватизации и национализации имущества.

     Иными словами, фактически требования в области  охраны окружающей среды должны соблюдаться  при любом действии, возможном оказать определенное воздействие на природные ресурсы или окружающую среду в целом.

     Среди нормативных правовых актов, регулирующих особенности хозяйственной деятельности и использования объектов хозяйственной и иной деятельности, следует назвать: Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленностей"; Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении"; Федеральный закон от 22 марта 2003 г. N 34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации"; Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"; Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель"; Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ряд других.

     Так, в соответствии со ст. 40 Федерального закона "Об охране окружающей среды" регулируются особенности требований в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики. Помимо соблюдения общих требований ст. 34-39 данного закона, необходимы следующие мероприятия: оснащение высокоэффективными средствами защиты от выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства - при строительстве тепловых электростанций; должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов и особенности рельефов местностей - для гидроэлектростанций; должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

     Энергетика  в целом представляет собой область  хозяйства, охватывающего энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу, сохранение (в том числе экономию) и использование различных видов энергии (Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь. Казань: Природа, 2000. С. 462).

     Среди блоков топливно-энергетического комплекса  можно выделить: нефтегазовый комплекс, угольную промышленность, атомную энергетику, электроэнергетику.

     В соответствии со ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законами. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

     1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

     2) размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.

     Для обеспечения деятельности организаций  и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

     Поскольку в целях  энергетики используются не только земельные  ресурсы, но и водные объекты, необходимо остановиться на нормах Водного кодекса Российской Федерации.

     Водопользователи, использующие водные объекты для промышленности и энергетики, обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также обеспечивать сохранение температурного режима водных объектов. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций, а также в случае превышения установленного в лицензии на водопользование лимита водопотребления вправе ограничивать, приостанавливать или запрещать использование водных объектов для промышленности и энергетики по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации. Подземные водные объекты могут в установленном порядке использоваться для промышленности и энергетики с соблюдением требований рационального использования и охраны подземных вод. Подземные водные объекты, пригодные для питьевого водоснабжения, также могут использоваться для промышленности и энергетики, однако приоритетным является использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Основания для реализации данного права выглядят следующим образом: на территории, где отсутствуют поверхностные водные объекты, которые могут быть использованы для хозяйственных и других целей, и имеются достаточные запасы подземных вод, пригодных для питьевого водоснабжения, органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и с государственным органом управления использованием и охраной недр могут в исключительных случаях разрешать использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением (ст. 137, 133 Водного кодекса Российской Федерации).

     В качестве примера  правового регулирования отношений  в области охраны окружающей среды  при эксплуатации объектов энергетики можно привести ст. 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации". Так, организация - собственник системы газоснабжения или уполномоченная им эксплуатирующая организация после завершения намеченных работ на земельном участке, переданном такой организации, обязана:

     1) рекультивировать земельный участок и передать его землевладельцу, землепользователю или арендатору по акту в установленном порядке;

     2) при расположении систем газоснабжения в лесах организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, обязаны содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;

     3) проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством;

     4) при возникновении аварии, катастрофы организация - собственник такой системы или уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земельного участка, по территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств;

     5) границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке документов.

     Охранная зона объектов системы газоснабжения - это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

     При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также должны осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок.

     Размещение  ядерных установок, в том числе  атомных станций, осуществляется при  наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерацией и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок. Проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации.

     Ядерными  установками, в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" являются сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

     В целях предотвращения вредного воздействия  на здоровье человека и окружающую среду производство и оборот этилированного автомобильного бензина с 1 июля 2003 г. в Российской Федерации были запрещены.

     Внимание законодателя не обошло и сохранение окружающей среды на землях городских и сельских поселений в части требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений. Так, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

     Здания, строения, сооружения и иные объекты  должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и  градостроительных требований.

     Мерами, способствующими соблюдению требований в области охраны окружающей среды, при этом являются: санитарная очистка, обезвреживание и безопасное размещение отходов производства и потребления, соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, восстановление природной среды, рекультивация земель, благоустройство территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Информация о работе Государственное управление в сфере экологии