Меры уголовно-процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РБ, рассмотреть их суть, содержание и основания применения.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения;

2. Проанализировать их классификацию;

3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения;

4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания;

5. Проанализировать меры пресечения;

6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения……..4

Глава 2. Задержание: понятие, виды и их содержание, основания и их процессуальный порядок применения…………………………………………..8

Глава 3. Меры пресечения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения, изменения и отмены………………...13

Глава 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения……...23

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемых источников……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

   Отстранение от должности заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли, или заниматься деятельностью, которой они занимались, о чем выносится соответствующее постановление (определение), подлежащее немедленному исполнению. Постановление о временном отстранении от должности направляется по месту его работы. За период отстранения от должности подозреваемый или обвиняемый получает ежемесячное государственное пособие, если они не занимаются иной оплачиваемой деятельностью. В случае применения в отношении подозреваемого или обвиняемого, временно отстраненных от должности, меры пресечения в виде заключения под стражу выплата ежемесячного государственного пособия приостанавливается.

   Временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурора или его заместителя, а также постановлением иных уполномоченных на то органов, когда в этой мере отпадает необходимость. Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, отменяется только с согласия Президента Республики Беларусь, если указанные лица в установленном порядке не освобождены от должности.

   Для обеспечения исполнения приговора  в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества может быть наложен арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.

   О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление. Все описываемое имущество должно быть перечислено в описи с точным указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и, по возможности, их стоимости. По общему правилу при наложении ареста на имущество должен присутствовать специалист-товаровед, определяющий степень износа, качество и стоимость описываемых вещей. При наложении ареста на принадлежащие подозреваемому, обвиняемому денежные средства или иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе и на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест. Наложение ареста на имущество отменяется постановлением (определением) органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в этой мере отпадает необходимость.

   Участники уголовного судопроизводства наделены не только процессуальными правами, но и процессуальными обязанностями, неисполнение которых может повлечь наложение денежного взыскания.

   Денежное  взыскание налагается судом. Дознаватель, следователь или прокурор составляют протокол о допущенном нарушении, направляют его в районный суд, который обязан рассмотреть его в течение 5 суток с момента его поступления в суд. В судебное заседание вызывается нарушитель и лицо, составившее протокол, или прокурор.  Неявка без уважительных причин не препятствует рассмотрению протокола. Суд выносит мотивированное постановление о наложении денежного взыскания, об обращении залога в доход государства либо отказывает в его наложении. О принятом решении извещается лицо, составившее протокол и нарушитель копией постановления.

   При наложении денежного взыскания  суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение постановления на срок до 3 месяцев.

   Заключение.

   Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность  применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона или для предупреждения такого неисполнения. 
Меры уголовно-процессуального характера применяются в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц.

     Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что меры уголовно-процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленном законом порядке в отношении подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, и направленные на предупреждение или пресечение неправомерных действий, препятствующих расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела, надлежащему исполнению приговора.

   Меры  уголовно-процессуального принуждения  не одинаковы по своему характеру, и  их применение преследует разные цели. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные или судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования). Четвертые служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество).

   Институт  уголовно-процессуального принуждения  является необходимым и социально  обусловленным средством выполнения государством функции защиты общества от преступных посягательств, выявления и наказания преступников, обеспечения надлежащего уголовно-процессуального производства, исключения противодействия расследованию.

   Ограничения прав - довольно жесткий способ достижения целей, однако, это вызвано крайней  необходимостью. В демократическом государстве всякое ограничение прав личности - вынужденное действие, обусловленное необходимостью обеспечить равновесие между этим правом, презумпцией невиновности и интересами общества и государства.      

   Правильность  ограничения прав личности достигается, если нормы принуждения применяются только при наличии веских оснований, под которыми правоприменителем понимаются данные, отвечающие требованиям достаточности, относимости и допустимости, способные убедить в том, что принуждение необходимо. Для обеспечения правомерности и эффективности ограничения прав личности не меньшую роль играет и безукоризненное соблюдение законодательно установленной процедуры. Однако сами нормы должны соответствовать не только международным стандартам в этой области, но и отвечать требованиям морали и нравственности.

   В сегодняшней ситуации эффективная  организация уголовного преследования  возможна лишь при наличии в распоряжении правоохранительных органов мер  государственного принуждения. С преступным миром нужно бороться такими действенными средствами, которые позволяли бы быстро раскрывать совершенные или готовящиеся преступления, а также, гораздо важнее, заранее и вовремя их предотвращать. 

    
 
 
 

    
 

 
 
 
 

Список  используемых источников.

1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. N 2875-XII. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. и в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь "О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь" вступила в силу со дня ее опубликования. // "Звязда", N 276, 1996.

2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи.

3. Конвенция (Международный акт) от 26.05.1995 "О правах и основных свободах человека (СНГ)" // "Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь", N 1, 1997.

4. Конвенция (Международный акт) от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод" // "Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь", N 1, 1997.

5. Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года в ред. Законов Республики Беларусь от 11.05.2000 № 377-З, от 04.01.2003 № 173-З, от 14.07.2003 № 220-З, от 22.07.2003 № 227-З…от 14.01.2010 №105-З // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 2010, № 15, 2/1657).

6. Уголовный Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. N 275-З // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 2009, N 148, 2/1578, N 173,2/1594.

7. Закон Республики Беларусь 16 июня 2003 г. N 215-З «О порядке и условиях содержания лиц под стражей». Принят Палатой представителей 13 мая 2003 года. Одобрен Советом Республики 29 мая 2003 года. В ред. Закона Республики Беларусь от 28.11.2003 N 250-З. // "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 14.07.2003, N 76, 2/964.

8. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 июня 1995 г. N 7 «О судебной проверке законности заключения под стражу или продления срока содержания под стражей // "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 20.07.2000, N 66, 6/246.

9. Борико  С.В. Уголовный процесс: Уч. Пособие. - Мн.: «Амалфея», 2000.- с.384.

10. Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Уфа: Изд-во БашГУ. 2003. -  с.136 .

11. Даньшина Л.И. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование в уголовном процессе России: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство “Экзамен”,2003. - с. 109.

12. Мытник П.В. Уголовный процесс: Судеб, стадии: Лекции / П.В. Мытник.- Мн.: Тесей, 2001.-  с.288.

13. Петрухин И. Л. Уголовно-процессуальное принуждение // Уголовный процесс: Учебник / под ред. И. Л. Петрухина. М., 2001.- с.255.

14. Рыбак, С.В. О предельном сроке действия меры пресечения в отношении подозреваемого: теория и практика едины // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2009.- №2.- С.48-50. 
 

    
 

 
 

 

 

Информация о работе Меры уголовно-процессуального принуждения