Меры уголовно-процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РБ, рассмотреть их суть, содержание и основания применения.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения;

2. Проанализировать их классификацию;

3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения;

4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания;

5. Проанализировать меры пресечения;

6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения……..4

Глава 2. Задержание: понятие, виды и их содержание, основания и их процессуальный порядок применения…………………………………………..8

Глава 3. Меры пресечения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения, изменения и отмены………………...13

Глава 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения……...23

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемых источников……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

   При решении вопроса о санкции  на арест прокурор обязан тщательно 
ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях (ст. 126 УПК). В этом важная гарантия того, что применение столь строгой меры пресечения будет обоснованным, а в отношении несовершеннолетних станет возможным лишь в исключительных случаях, если необходимость ареста вызывается тяжестью совершенного преступления.

   Право санкционировать арест принадлежит прокурорам, перечисленным в ч.4 ст. 126 УПК.  

   Конституционные гарантии прав личности и эффективность  уголовного 
судопроизводства требуют строгого соблюдения установленных законом сроков содержания обвиняемых (подозреваемых) под стражей (ст. 127 УПК). 
Содержание под стражей обвиняемого не может продолжаться более двух 
месяцев.
Прокурор района, городской прокурор и приравненные к ним прокуроры или их заместители в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения могут продлить этот срок до трех месяцев. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями до шести месяцев.

   Продление срока содержания под стражей  свыше шести месяцев допускается  лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо  тяжких преступлений, а также лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющих постоянного места жительства в Республике Беларусь, при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы Республики Беларусь. В этом случае продление срока содержания под стражей осуществляется заместителями Генерального прокурора Республики Беларусь на срок до двенадцати месяцев, Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, – на срок до восемнадцати месяцев. Срок содержания под стражей лица, выдаваемого Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, свыше восемнадцати месяцев может быть продлен Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, на время, необходимое: для выдачи лица Республике Беларусь; для окончания предварительного расследования по уголовному делу после выдачи лица Республике Беларусь, но не более чем на шесть месяцев.

   Дальнейшее  продление срока не допускается, содержащийся под стражей 
обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

     В случае повторного применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого, обвиняемого по одному и тому же делу, а также по соединенному с этим или выделенному из него уголовному делу в ходе предварительного расследования срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, ранее проведенного под стражей.

   Орган дознания, следователь, прокурор и суд  обязаны при наличии у 
арестованного несовершеннолетних детей, оставшихся без надзора, передать их на попечение родственникам, другим лицам или учреждениям. Они должны также принять меры по охране его жилища и имущества, о чем уведомить заключенного.

     О применении заключения под стражу выносится мотивированное 
постановление (судом - определение), в котором указываются, в каком 
преступлении обвиняется или подозревается лицо, и основания для избранной меры пресечения. Постановление (определение) объявляется арестованному.

    С постановлением об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого вправе знакомиться и защитник, который принял на себя обязанность оказывать помощь своему подзащитному. Защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты, направленные на смягчение участия подозреваемого или обвиняемого, в том числе ходатайствовать об отмене или изменении избранной меры пресечения, а также обжаловать решение прокурора об избрании меры пресечения вышестоящему прокурору .

      Основания применения мер пресечения.

   Наличие доказательств, изобличающих лицо в  преступлении, еще недостаточно для  принятия решения об избрании меры пресечения. Мера пресечения может быть применена лишь в том случае, если имеются фактические данные, позволяющие сделать вывод, что лицо, обвиняемое или подозреваемое в совершении преступления, скроется от следствия и суда, или воспрепятствует установлению истины, или будет заниматься преступной деятельностью, или уклонится от исполнения приговора.

   Только  наличие совокупных данных, изобличающих определенное лицо в преступлении и  свидетельствующих о возможности  его ненадлежащего поведения, может  явиться основанием для применения к этому лицу меры пресечения.

   Для правильного и обоснованного  решения о мере пресечения необходимо дать оценку всех фактических обстоятельств  дела и на основании собранных  доказательств сделать вывод  о таком поведении обвиняемого (подозреваемого), которое дает основание применить к нему меру пресечения. Вывод о вероятном поведении обвиняемого (подозреваемого) должен базироваться на объективно установленных фактах, на реальных доказательствах, свидетельствующих о том, что обвиняемый (подозреваемый) может скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины, заниматься преступной деятельностью, уклониться от исполнения приговора. К лицам, обвиняемым (подозреваемым) в совершении наиболее тяжких преступлений, перечень которых установлен законодательством, мера пресечения, в виде заключения под стражу, может быть применена по мотивам одной лишь опасности преступления.

   В деле может и не быть доказательств  ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), однако сам характер преступления свидетельствует о большой вероятности такого поведения.

   В соответствии со ч.2ст.117 УПК при решении  вопроса о мере пресечения, помимо наличия оснований для избрания меры пресечения, законодатель обязывает  учитывать такие обстоятельства, как тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.

      Порядок применения, изменения и отмены меры пресечения.

   О применении, изменении либо отмене меры пресечения орган дознания, дознаватель, следователь, Министр внутренних дел Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, его заместитель – директор Департамента финансовых расследований или лица, исполняющие их обязанности, прокурор или судья выносят мотивированное постановление, а суд – определение, которые должны быть мотивированы, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены.

   Постановление или определение о мере пресечения должно быть объявлено лицу, в отношении  которого оно вынесено. При этом на постановлении делается отметка  с указанием времени ознакомления, удостоверяемая подписью обвиняемого (подозреваемого).

   Мера  пресечения отменяется в случаях, когда  отпадают основания ее применения, т. е. не находят подтверждения данные, изобличающие лицо в совершенном  преступлении либо свидетельствовавшие  о возможности его неправомерного поведения, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

   Большое значение для отмены или изменения  меры пресечения имеет изменение  обстоятельств, которые учитывались  при ее избрании: изменилось обвинение, отношение обвиняемого к содеянному, состояние его здоровья, семейное положение и т. п.

   Отмена  или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции или  по указанию прокурора либо его заместителя, допускаются лишь с согласия прокурора или его заместителя.

   Об  отмене при изменении меры пресечения объявляется обвиняемому. В зависимости  от вида меры пресечения о ее отмене или изменении уведомляются поручители, командование воинской части, родители несовершеннолетних или администрация  закрытого детского учреждения.

   Постановление об отмене или изменении меры пресечения в виде содержания под стражей  направляется администрации соответствующего места предварительного заключения для немедленного исполнения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды и их содержание, основания и  процессуальный порядок применения.

   Кроме задержания и мер пресечения, уголовно-процессуальный закон выделяет группу иных мер процессуального  принуждения. Иные меры процессуального принуждения – это меры, которые применяются в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства для обеспечения надлежащего хода производства. В систему иных мер процессуального принуждения включаются: обязательство о явке(ст.129);привод(ст.130); временное отстранение от должности(ст.131); наложение ареста на имущество(ст.132).

   Основными признаками иных мер уголовно-процессуального  принуждения являются: а) возможность  их принудительного обеспечения; б) применение к различным участникам процесса (помимо обвиняемого, подозреваемого, и к свидетелю, потерпевшему и др.).

   Данные  меры, в зависимости от случаев, указанных  в законе, могут применяться к  подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и другим лицам, участвующим в уголовном процессе.

   Цель  применения мер процессуального  принуждения - обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора.

   Обязательство о явке может быть взято в случаях  необходимости обеспечить явку участников процесса к органу, ведущему процесс. Оно состоит в письменном обязательстве лица своевременно явиться по вызову соответствующих должностных лиц, а в случае изменения места жительства - незамедлительно сообщить им об этом. Лицу разъясняется, что в случае нарушения обязательства о явке оно может быть доставлено приводом, о чем делается отметка в обязательстве. Если явке по вызову в назначенный срок препятствуют уважительные причины, то лицо должны сообщить об этом.

   Если  обязанность явки по вызовам представляет собой превентивно-обеспечительную меру процессуального принуждения, сущность которой состоит в письменном разъяснении обязанности являться по вызову (ст. 129УПК), то привод – это восстановительная мера уголовно-процессуального принуждения, состоящая в принудительном доставлении в органы дознания и предварительного следствия или суд для участия в процессуальных действиях лиц,не явившихся по вызову без уважительных причин.

   По  действующему уголовно-процессуальному  законодательству лица, вызванные в  установленном порядке по мотивированному постановлению органа дознания, следователя, прокурора, судьи или по определению суда в связи с производством по уголовному делу, обязаны явиться точно в назначенное время. При неявке без уважительных причин они могут быть подвергнуты принудительному приводу.

   Основанием  привода является состав уголовно-процессуального  правонарушения. Должны быть доказаны как минимум три обстоятельства:

   а) участник процесса не явился в назначенный  срок, что подтверждается протоколом процессуального действия;

   б) участник процесса был уведомлен  о вызове: имеется корешок повестки с его подписью, расписка в протоколе  судебного заседания и т.п.;

   в) данный участник не уведомил о наличии уважительных причин своей неявки.

   Нельзя  осуществлять привод в ночное время. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом. Привод производится органами милиции. Временно отстранить от должности в связи с расследованием уголовного дела возможно в отношении подозреваемого или обвиняемого (ст. 131 УПК РБ) в случаях, когда, находясь на должности, это лицо может помешать расследованию по делу путем воздействия на подчиненных ему лиц, вызываемых для допроса в качестве свидетелей, продолжать заниматься преступной деятельностью, уничтожать или вести фальсификацию документов, других доказательств и т.п.

Информация о работе Меры уголовно-процессуального принуждения