Меры уголовно-процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РБ, рассмотреть их суть, содержание и основания применения.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения;

2. Проанализировать их классификацию;

3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения;

4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания;

5. Проанализировать меры пресечения;

6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения……..4

Глава 2. Задержание: понятие, виды и их содержание, основания и их процессуальный порядок применения…………………………………………..8

Глава 3. Меры пресечения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения, изменения и отмены………………...13

Глава 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения……...23

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемых источников……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Понятие  и классификация мер процессуального  принуждения……..4

Глава 2. Задержание: понятие, виды и их содержание, основания  и их процессуальный порядок применения…………………………………………..8

Глава 3. Меры пресечения: понятие, виды и их содержание, основания и  процессуальный порядок применения, изменения и отмены………………...13

Глава 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды и их содержание, основания и  процессуальный порядок применения……...23

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемых источников……………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   В Конституции Республики Беларусь определены главные задачи уголовного процесса. В ст. 21 записано, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств (ст.24). Более конкретные задачи содержатся в ст. 7 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь (далее по тексту УПК РБ). В нем записано, что задачами уголовного процесса являются защита личности, его прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

   Выполнение  этих задач возложено на государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять уголовное преследование. Они в пределах своей компетенции обязаны принимать необходимые меры к обнаружению преступлений и выявлению лиц, их совершивших, возбуждению уголовных дел, привлекать виновных к предусмотренной законом ответственности и создавать условия для вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

   Реализуются эти задачи в установленной УПК  процедуре: при обнаружении поводов  и оснований возбуждается уголовное дело, проводятся следственные действия, после чего материалы дела направляются в суд, который в судебном заседании принимает окончательное решение. Установленный порядок должен обеспечивать укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений, защиту от необоснованного обвинения или осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в случае обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию, возмещение ему физического, морального и имущественного вреда, восстановление нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав.

   В то же время, необходимым условием применения мер уголовно-процессуального принуждения  является их законность и обоснованность, так как все эти меры, в той  или иной степени, ограничивают закрепленные Конституцией РБ права и законные интересы человека и гражданина. В принципе, можно сказать, что среди всех видов государственной деятельности уголовное судопроизводство больше других вторгается в сферу частной жизни, ограничивая права и свободы граждан. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Интересы общества и государства состоят в том, чтобы установить истину по уголовному делу, привлечь виновных к ответственности, преодолеть возможное сопротивление заинтересованных лиц и не допустить совершения преступления в будущем как уже привлеченными к ответственности лицами, так и другими гражданами. В результате права частных лиц могут быть ущемлены. Так, ведущие процесс органы заключают обвиняемого под стражу, подвергают свидетеля или потерпевшего приводу, проводят обыск в жилище, арестовывают имущество, контролируют телефонные переговоры и т. д.

   Цель  моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РБ, рассмотреть их суть, содержание и основания применения.    

   Для достижения данной цели решались следующие  задачи:

   1.     Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения;

   2.     Проанализировать их классификацию;

   3.     Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения;

   4.     Исследовать основания, порядок и сроки задержания;

   5.     Проанализировать меры пресечения;

   6.     Раскрыть иные меры процессуального принуждения.

   В зависимости от характера и целей  применения все меры процессуального принуждения в уголовно-процессуальном законе разделены на три группы: задержание, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения. 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения.

     Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона или для предупреждения такого неисполнения.

   Меры  уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.

   От  других мер государственного принуждения  они отличаются тем, что применяются  в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач судопроизводства; применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность; имеют особое содержание и характер.

   Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лиц, к которому они применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно и сознательно выполняют предписания норм права.

   Под мерами процессуального принуждения  понимают предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства принудительного  характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, ответственными за производство по уголовному делу, в порядке и лишь при наличии оснований, установленных законом к участнику уголовного процесса с целью предотвращения его неправомерного поведения, препятствующего проведению следственных или судебных действий, невыполнения им возложенных на него обязанностей, а также пресечения дальнейшей преступной деятельности подозреваемого, обвиняемого и выполнения иных задач уголовного судопроизводства.

   Конкретно взятая мера уголовно-процессуального  принуждения может быть применена  только при наличии ситуации обуславливающей  необходимость ее избрания. Наличие  или отсутствие такой ситуации определяется в каждом отдельном случае совокупностью  данных фактического характера, с которыми закон связывает использование той или иной меры процессуального принуждения. Именно совокупность фактических данных (доказательств), позволяющих сделать вывод о необходимости применения той или иной меры уголовно-процессуального принуждения, является достаточным основанием для ее применения.

     Уголовно-процессуальным законом подробно регламентируются основания, условия и порядок применения мер принуждения. Используется разрешительный тип правового регулирования, когда должностным лицам разрешено только то, что прямо предусмотрено законом. Устанавливается ответственность за незаконное применение мер принуждения.

   Целью процессуального принуждения являются защита правопорядка в сфере уголовного судопроизводства, предупреждение и  устранение нарушений законности, установление истины по каждому уголовному делу, устранение помех на пути к правильному его разрешению, охрана законных интересов граждан, учреждений и организаций, пострадавших от преступлений, и, в конечном счете - содействие борьбе с преступностью.

   Применение  каждой меры процессуального принуждения  всегда в итоге преследует цель - обеспечить быстрое и полное раскрытие  преступления, изобличение виновного, правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден (ст. 7 УПК).

   Обеспечение успешного осуществления задач  уголовного судопроизводства есть общая, конечная цель применения всех мер  процессуального принуждения. Эта цель представлялась бы чрезмерно расплывчатой и неопределенной, если бы она не конкретизировалась в непосредственных, ближайших целях, которые определяются нормами уголовно-процессуального закона, регулирующими применение отдельных мер процессуального принуждения.

   Действующее законодательство делит меры процессуального  принуждения на три группы:

   *Задержание подозреваемого.

   *Меры пресечения:

   - подписка  о невыезде и надлежащем поведении;

   личное  поручительство;

   наблюдение  командования воинской части;

   присмотр  за несовершеннолетним обвиняемым или  подозреваемым;

   залог;

   домашний  арест;

   заключение  под стражу.

   * Иные меры процессуального принуждения:

   обязательство о явке;

   привод;

   временное отстранение от должности;

   наложение ареста на имущество;

   денежное  взыскание.

   Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения  ограничивают конституционные права  и свободы граждан, нужны твердые  процессуальные гарантии, которые бы обеспечивали их законность и обоснованность. Конституция, действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливают важные процессуальные гарантии этого.

   Одной из гарантий является то, что меры процессуального  принуждения могут применяться  только по возбужденному уголовному делу. Для применения мер пресечения и некоторых иных мер процессуального принуждения необходимо привлечение лица в качестве обвиняемого (например, отстранение от должности).

     Закон исчерпывающе определяет круг должностных лиц, полномочных применять меры процессуального принуждения, а также устанавливает круг лиц, в отношении которых они могут быть применены лишь при наличии оснований, под которыми понимаются конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принудительного воздействия. Закон строго регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения.

   Строгое соблюдение этих гарантий должностными лицами и государственными органами по делам, находящимся в их производстве, позволит надежно охранять права  и свободы личности и обеспечить нормальный ход уголовного судопроизводства.

   Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения определяются следующими основными признаками:

   1. Принуждение, прежде всего, противостоит  свободному волеизъявлению. Поэтому  сущность принуждения состоит  в том, что оно осуществляется  помимо воли и желания участников процесса. В связи с этим для отграничения принудительного от не принудительных элементов используется критерий в виде психического отношения участника к возложенной на него обязанности. Добровольное выполнение обязанности исключает принуждение. Такой подход подчеркивает необходимость исключительного использования принуждения, когда метод убеждения не достиг искомого результата. Таким образом, к мерам принуждения относятся процессуальные действия и решения, осуществляемые против воли лиц, заинтересованных в исходе дела.

   2. Процессуальное принуждение –  разновидность государственного  принуждения. Субъектом его применения  всегда является государственный  орган или должностное лицо, ответственные  за производство по уголовному  делу, а объектом – частные  лица.

Информация о работе Меры уголовно-процессуального принуждения