Меры уголовно-процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РБ, рассмотреть их суть, содержание и основания применения.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения;

2. Проанализировать их классификацию;

3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения;

4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания;

5. Проанализировать меры пресечения;

6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения……..4

Глава 2. Задержание: понятие, виды и их содержание, основания и их процессуальный порядок применения…………………………………………..8

Глава 3. Меры пресечения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения, изменения и отмены………………...13

Глава 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения……...23

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемых источников……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

   3. Меры уголовно-процессуального принуждения  отличаются от других видов  государственного принуждения тем,  что они регулируются уголовно-процессуальным  правом, являются частью уголовного  процесса. Этим признаком данные  меры отличаются от уголовного  наказания, административного, дисциплинарного, гражданско-правового и другого принуждения.

   Меры процессуального принуждения - это предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства принудительного и пресекательного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами в отношении участников уголовного судопроизводства, при наличии оснований и в порядке, установленном законом, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц в целях выполнения задач уголовного судопроизводства. 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Задержание: понятие, виды и их содержание, основания и их процессуальный порядок  применения.

   Согласно  ст.107 задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.  

   Задержание  следует определить как меру уголовно-процессуального  принуждения, которая: а) применяется  к подозреваемому, обвиняемому и осужденному; б) производится по непосредственно возникшему подозрению или постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс; в) состоит из трех этапов (стадий) – захвата лица, доставления его в орган уголовного преследования, кратковременного содержания под стражей в местах и условиях, определенных законом; г) завершается освобождением задержанного, применением к нему другой меры принуждения либо наказания, определенного вступившим в законную силу приговором суда. Данным определением, в отличие от содержащегося в ч. 1 ст. 107 УПК, уточняется юридическая природа, структура и порядок осуществления задержания, круг субъектов, которые могут ему подвергаться, а также указываются возможные процессуальные последствия применения этой меры принуждения.

   Непосредственные  цели задержания – обеспечение надлежащего поведения лица (подозреваемого, обвиняемого, осужденного), к которому оно применяется, и его участия в уголовном процессе. Под мотивами задержания следует понимать внутренние побуждения должностного лица, которое его применяет, соответствующие целям этой меры принуждения.

   Путем задержания и совершение в последующем  неотложных действий органы уголовной  ответственности имеют возможность  получить сведения относительно обстоятельств  преступления, личности подозреваемого, соучастников и мотивов преступления.

   В ходе задержания нередко выявляются свидетели (очевидцы) преступления, потерпевшие, обнаруживаются вещественные доказательства и иные документы, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела. Задержанный лишается возможности продолжать преступную деятельность.

   Задержание  применяется только:

   1) к лицу, подозреваемому в совершении  преступления, за которое может  быть назначено наказание в  виде лишения свободы, направления  в дисциплинарную воинскую часть  или ареста;

   2) к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;

   3) к осужденному, в отношении  которого имеется представление  уполномоченного на то органа  об отмене приговора, определения,  постановления суда об условном  неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

   Выделяют такие виды задержания как:

   1)  задержание  по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;

   2) захват лица гражданином;

   3) задержание обвиняемого для предъявления обвинения;

   4)  задержание обвиняемого до заключения его под стражу;

   5) задержание осуждённого до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

   Ст.108УПК-  задержание  по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления. Лицо может быть задержано действующим в пределах своей компетенции органом уголовного преследования.

   Основаниями, способствующие задержанию лица, являются:

   1) лицо застигнуто при совершении  общественно опасного деяния  или непосредственно после его  совершения;

   2) очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном статьей 109 УПК;

   3) если на этом лице, при нем,  на его одежде или других  используемых им вещах, в его  жилище, иных используемых им  помещениях, на рабочем месте  или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;

   4) если имеются другие достаточные  основания подозревать в совершении  преступления лицо при условии,  что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность;

   5) ч.1’ст.108 при отсутствии выше указанных оснований по решению Генерального прокурора Республики Беларусь, Министра внутренних дел Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований, действующими в пределах своей компетенции (с письменного соглашения генерального прокурора).

   Задержание  по первому основанию может быть произведено до возбуждения уголовного дела. Вопрос о возбуждении уголовного дела решается в течении 12 часов с момента фактического задержания.

   В случае применения в отношении лица меры процессуального пресечения, обвинение  должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента фактического задержания. Задержание лица, подозреваемого в совершении особо тяжкого или тяжкого преступления по основаниям ч.1 ст. 108 не может длиться более 10 суток с момента фактического задержания.

   Захват  лица, совершившего преступление, гражданином(ст.109). Рассматривается как фактическое задержание и означает захват лица и принудительное доставление его в органы дознания, к следователю или прокурору. Его могут осуществлять как работники правоохранительных органов, так и их общественные помощники, потерпевшие и другие граждане.

   Согласно  ч.2 ст.109 каждый гражданин имеет право захватить и принудительно доставить в орган власти лицо, застигнутое им при совершении преступления или попытке скрыться непосредственно после его совершения.  

   Задержание  обвиняемого для предъявления обвинения (ст.111).

    Заключение обвиняемого для предъявления обвинения применяется в случаях, если лицо находится в другой местности или его местонахождение неизвестно. 
Такое задержание не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания. Задержанному может не предъявляться обвинение в указанный срок, если до истечения 72 часов с момента задержания он освобожден из-под стражи с применением меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или без применения в отношении его меры пресечения.

   Задержание  обвиняемого до заключения его под стражу (ст.112).

   В случае если обвиняемый нарушил условия  примененных к нему меры пресечения или данного им письменного обязательства, выносится постановление о его задержании и решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом задержание не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания.

   Задержание  осуждённого до разрешения вопроса  об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст.113).

     Основаниями для задержания осужденного  до разрешения вопроса об отмене  условного неприменения наказания,  отсрочки исполнения наказания  или условно-досрочного освобождения  от отбывания наказания должны  являться достаточные данные, свидетельствующие о том, что осужденный скрылся от уполномоченного органа и суда, либо находится в другой местности либо место его нахождения неизвестно. Указанные основания следует излагать в представлении, направленном в суд уполномоченным на то органом и содержащем ходатайство о применении к осужденному задержания. Если судом будет принято такое решение, то об этом должно выноситься мотивированное постановление(определение), исполнение которого орган дознания немедленно уведомляет суд . Если осуществляется задержание осужденного, то срок задержания определяется судом в пределах 7 суток с момента фактического задержания.

   Обязательным  условием для задержания осужденного в порядке ст. 113 УПК является наличие сразу двух процессуальных актов. Во-первых, вступившего в законную силу приговора суда, определившего этому лицу наказание с применением ст. 77 или 78 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо постановления суда об условно-досрочном освобождении от наказания или отсрочке отбывания наказания в соответствии со ст. 90 и 93 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Во-вторых, представления уполномоченного на то органа об отмене вышеназванных мер и направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором.

   С целью предотвращения необоснованного  задержания подозреваемых лиц в законе целесообразно дифференцировать основания применения этой меры принуждения на два вида: основания для подозрения и основания для задержания.

   Основания для подозрения указывают на причастность лица к совершению преступления и дают право на его захват и доставление в орган уголовного преследования. Эти основания, которые предусмотрены действующим законодательством лишь для задержания по непосредственно возникшему подозрению (ч. 1 ст. 108 УПК), следует изложить в протоколе захвата и доставления лица.

   Основания для задержания должны свидетельствовать  о возможности ненадлежащего  поведения доставленного лица и  указывать на необходимость в  его кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. Такими основаниями являются достаточные данные о том, что это лицо: а) может скрыться или скрылось от органа уголовного преследования или его местонахождение неизвестно; б) не имеет постоянного места жительства на территории Республики Беларусь или проживает в другой местности, или не установлена его личность; в) может воспрепятствовать проведению проверки или предварительного расследования уголовного дела, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, которые могут иметь значение для дела; г) может совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние. Основания для задержания, наряду с основаниями для подозрения, необходимо изложить в мотивированном постановлении о задержании подозреваемого.

   В связи с этим обосновывается вывод  о том, что основаниями для  задержания подозреваемого, обвиняемого и осужденного выступают обстоятельства, перечисленные в ч.1 ст.117 УПК, которые вызывают необходимость обеспечения надлежащего поведения названных участников уголовного процесса.

   Задержанный подлежит освобождению, если не подтвердилось  сообщение о совершенном им общественно опасного деяния; отпали основания для содержания лица под стражей; если задержание было осуществлено с нарушением закона; истек срок задержания. Освобожденное лицо не может быть вновь задержано по тому же подозрению.

    
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Меры пресечения: понятие, виды и их содержание, основания и  процессуальный порядок применения, изменения и  отмены.

   В ходе предварительного расследования лица, совершившие преступления, ведут себя подчас ненадлежащим образом; не являются по вызову следователя, дознавателя; воздействуют на свидетелей путем их уговора, подкупа с целью изменения ими показаний в пользу обвиняемого; с этой же целью угрожают свидетелям, потерпевшим, совершают новые преступления и т. п. Для предупреждения подобных противоправных действий либо пресечения совершаемых уголовно-процессуальным законом предусмотрены меры пресечения.

   Меры  пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Информация о работе Меры уголовно-процессуального принуждения