Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:38, курсовая работа
Цель моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РБ, рассмотреть их суть, содержание и основания применения.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения;
2. Проанализировать их классификацию;
3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения;
4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания;
5. Проанализировать меры пресечения;
6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения……..4
Глава 2. Задержание: понятие, виды и их содержание, основания и их процессуальный порядок применения…………………………………………..8
Глава 3. Меры пресечения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения, изменения и отмены………………...13
Глава 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения……...23
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемых источников……………………………………………..28
3.
Меры уголовно-процессуального
Меры
процессуального принуждения - это предусмотренные
уголовно-процессуальным законом средства
принудительного и пресекательного характера,
применяемые уполномоченными на то государственными
органами и должностными лицами в отношении
участников уголовного судопроизводства,
при наличии оснований и в порядке, установленном
законом, для предупреждения и пресечения
неправомерных действий этих лиц в целях
выполнения задач уголовного судопроизводства.
Глава 2. Задержание: понятие, виды и их содержание, основания и их процессуальный порядок применения.
Согласно ст.107 задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.
Задержание следует определить как меру уголовно-процессуального принуждения, которая: а) применяется к подозреваемому, обвиняемому и осужденному; б) производится по непосредственно возникшему подозрению или постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс; в) состоит из трех этапов (стадий) – захвата лица, доставления его в орган уголовного преследования, кратковременного содержания под стражей в местах и условиях, определенных законом; г) завершается освобождением задержанного, применением к нему другой меры принуждения либо наказания, определенного вступившим в законную силу приговором суда. Данным определением, в отличие от содержащегося в ч. 1 ст. 107 УПК, уточняется юридическая природа, структура и порядок осуществления задержания, круг субъектов, которые могут ему подвергаться, а также указываются возможные процессуальные последствия применения этой меры принуждения.
Непосредственные цели задержания – обеспечение надлежащего поведения лица (подозреваемого, обвиняемого, осужденного), к которому оно применяется, и его участия в уголовном процессе. Под мотивами задержания следует понимать внутренние побуждения должностного лица, которое его применяет, соответствующие целям этой меры принуждения.
Путем
задержания и совершение в последующем
неотложных действий органы уголовной
ответственности имеют
В ходе задержания нередко выявляются свидетели (очевидцы) преступления, потерпевшие, обнаруживаются вещественные доказательства и иные документы, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела. Задержанный лишается возможности продолжать преступную деятельность.
Задержание применяется только:
1)
к лицу, подозреваемому в совершении
преступления, за которое может
быть назначено наказание в
виде лишения свободы,
2) к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;
3)
к осужденному, в отношении
которого имеется
Выделяют такие виды задержания как:
1) задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;
2) захват лица гражданином;
3) задержание обвиняемого для предъявления обвинения;
4) задержание обвиняемого до заключения его под стражу;
5) задержание осуждённого до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
Ст.108УПК- задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления. Лицо может быть задержано действующим в пределах своей компетенции органом уголовного преследования.
Основаниями, способствующие задержанию лица, являются:
1)
лицо застигнуто при
2) очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном статьей 109 УПК;
3) если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;
4)
если имеются другие
5) ч.1’ст.108 при отсутствии выше указанных оснований по решению Генерального прокурора Республики Беларусь, Министра внутренних дел Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований, действующими в пределах своей компетенции (с письменного соглашения генерального прокурора).
Задержание по первому основанию может быть произведено до возбуждения уголовного дела. Вопрос о возбуждении уголовного дела решается в течении 12 часов с момента фактического задержания.
В случае применения в отношении лица меры процессуального пресечения, обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента фактического задержания. Задержание лица, подозреваемого в совершении особо тяжкого или тяжкого преступления по основаниям ч.1 ст. 108 не может длиться более 10 суток с момента фактического задержания.
Захват лица, совершившего преступление, гражданином(ст.109). Рассматривается как фактическое задержание и означает захват лица и принудительное доставление его в органы дознания, к следователю или прокурору. Его могут осуществлять как работники правоохранительных органов, так и их общественные помощники, потерпевшие и другие граждане.
Согласно ч.2 ст.109 каждый гражданин имеет право захватить и принудительно доставить в орган власти лицо, застигнутое им при совершении преступления или попытке скрыться непосредственно после его совершения.
Задержание обвиняемого для предъявления обвинения (ст.111).
Заключение обвиняемого
для предъявления обвинения применяется
в случаях, если лицо находится в другой
местности или его местонахождение неизвестно.
Такое задержание не может длиться свыше
72 часов с момента фактического задержания.
Задержанному может не предъявляться
обвинение в указанный срок, если до истечения
72 часов с момента задержания он освобожден
из-под стражи с применением меры пресечения,
не связанной с содержанием под стражей,
или без применения в отношении его меры
пресечения.
Задержание обвиняемого до заключения его под стражу (ст.112).
В случае если обвиняемый нарушил условия примененных к нему меры пресечения или данного им письменного обязательства, выносится постановление о его задержании и решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом задержание не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания.
Задержание осуждённого до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст.113).
Основаниями для задержания
Обязательным условием для задержания осужденного в порядке ст. 113 УПК является наличие сразу двух процессуальных актов. Во-первых, вступившего в законную силу приговора суда, определившего этому лицу наказание с применением ст. 77 или 78 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо постановления суда об условно-досрочном освобождении от наказания или отсрочке отбывания наказания в соответствии со ст. 90 и 93 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Во-вторых, представления уполномоченного на то органа об отмене вышеназванных мер и направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором.
С целью предотвращения необоснованного задержания подозреваемых лиц в законе целесообразно дифференцировать основания применения этой меры принуждения на два вида: основания для подозрения и основания для задержания.
Основания для подозрения указывают на причастность лица к совершению преступления и дают право на его захват и доставление в орган уголовного преследования. Эти основания, которые предусмотрены действующим законодательством лишь для задержания по непосредственно возникшему подозрению (ч. 1 ст. 108 УПК), следует изложить в протоколе захвата и доставления лица.
Основания для задержания должны свидетельствовать о возможности ненадлежащего поведения доставленного лица и указывать на необходимость в его кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. Такими основаниями являются достаточные данные о том, что это лицо: а) может скрыться или скрылось от органа уголовного преследования или его местонахождение неизвестно; б) не имеет постоянного места жительства на территории Республики Беларусь или проживает в другой местности, или не установлена его личность; в) может воспрепятствовать проведению проверки или предварительного расследования уголовного дела, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, которые могут иметь значение для дела; г) может совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние. Основания для задержания, наряду с основаниями для подозрения, необходимо изложить в мотивированном постановлении о задержании подозреваемого.
В связи с этим обосновывается вывод о том, что основаниями для задержания подозреваемого, обвиняемого и осужденного выступают обстоятельства, перечисленные в ч.1 ст.117 УПК, которые вызывают необходимость обеспечения надлежащего поведения названных участников уголовного процесса.
Задержанный подлежит освобождению, если не подтвердилось сообщение о совершенном им общественно опасного деяния; отпали основания для содержания лица под стражей; если задержание было осуществлено с нарушением закона; истек срок задержания. Освобожденное лицо не может быть вновь задержано по тому же подозрению.
Глава 3. Меры пресечения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения, изменения и отмены.
В ходе предварительного расследования лица, совершившие преступления, ведут себя подчас ненадлежащим образом; не являются по вызову следователя, дознавателя; воздействуют на свидетелей путем их уговора, подкупа с целью изменения ими показаний в пользу обвиняемого; с этой же целью угрожают свидетелям, потерпевшим, совершают новые преступления и т. п. Для предупреждения подобных противоправных действий либо пресечения совершаемых уголовно-процессуальным законом предусмотрены меры пресечения.
Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.
Информация о работе Меры уголовно-процессуального принуждения