Меры уголовного принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В течении нескольких последних лет все чаще и чаще говорят о построении правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека. На мой взгляд, здесь недопустимы противопоставление и конкуренция между публичным и личными интересами. Государство в погоне за укреплением законности в обществе не должно само становиться на путь беззакония, какими благородными целями оно не руководствовалось. В этой связи абсолютно недопустим какой-либо произвол со стороны правоохранительных органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Общая характеристика мер уголовно-процессуального при-
нуждения…………………………………………………………………………..4
1.1 Социальная обусловленность и значение мер уголовно-процессуального принуждения…………………………………………………………………..4
1.2 Признаки и понятие мер процессуального принуждения…………………6
1.3 Классификация мер уголовно-процессуального принуждения………….10
Глава II. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения……………………………………………………………………..12
2.1 Понятие задержания подозреваемого……………………………………...12
2.2 Основания, условия и порядок задержания……………………………….16
Глава III. Меры уголовно процессуального пресечения……………………...21
3.1 Юридическая природа мер пресечения…………………………………...21
3.2 Понятие, общие основания, условия и порядок применения мер уголовно-процессуального пресечения………………………………………..23
3.3 Характеристика отдельных мер пресечения………………………………26
Глава IV. Иные меры уголовно процессуального принуждения……………..37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.91 Кб (Скачать)

 Процессуально  подписка о невыезде и надлежащем  поведении оформляется вынесением  надлежащего постановления и  получением самой подписки, которая  дается обвиняемым или подозреваемым.  В подписке указывается фамилия,  имя, отчество субъекта, дата его  рождения, адрес проживания, наименование  органа предварительного следствия  или дознания, фамилия и инициалы  следователя, взявшего подписку. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется, что в случае  нарушения принятых им обязательств мера пресечения может быть заменена на более строгую. Об этом делается соответствующая запись в подписке.[30]                                         

3.3.4. Залог.  

 Залог - единственная, присущая современному российскому  уголовно-процессуальному законодательству  имущественная мера пресечения. Она воздействует на личность, ограничивая, прежде всего, ее  независимость и экономические  права. Однако сам факт нахождения  лица под залогом, а также  большая вероятность, в случае  его нарушения, быть лишенным  свободы, представляет собой,  как мне кажется, серьезное  психическое принуждение. Преимущество  залога в том, что при его  применении не нарушается личная  свобода обвиняемого, не ограничивается  его право свободного передвижения, он не ограничивается в общении  с другими членами общества, не  прекращает трудовую деятельность. При уклонении от следствия  лица, к которому была применена данная мера пресечения, залог обращается в доход государства, что в определенной степени компенсирует затраты по дальнейшему розыску обвиняемого в случае, если он скроется от следствия и суда.  

 Залог - это  действие, выражающееся во внесении  материальных ценностей в обеспечение  определенных обязательств (ч.1 ст.106 УПК РФ). Залог может вноситься как самим обвиняемым (подозреваемым) так и другим физическим или юридическим лицом.  

 Вид и размер  залога определяется органом  или лицом, избравшим данную  меру пресечения. Подлежат учету  характер совершенного преступления, данные о личности обвиняемого  или подозреваемого, а также имущественное  положение залогодателя.  

 Применение данной  меры пресечения оформляется  соответствующим постановлением  и протоколом о принятии залога, копия которого вручается залогодателю.[31]  

 В случае неисполнения  обязательств, которые связаны с  внесением залога, он обращается  в доход государства по судебному  решению, которое выносится в  соответствии со ст. 118 УПК. После  того, как следователь, дознаватель  или прокурор составят протокол  о нарушении обвиняемым (подозреваемым)  своих процессуальных обязательств, он направляется в суд, и  должен быть рассмотрен судьей  в течении пяти суток. Судья выносит постановление об обращении залога в доход государства или об отказе в этом. 

 В случае прекращения  уголовного дела прокурором, следователем, дознавателем залог возвращается  залогодателю, о чем указывается  в постановлении о прекращении  уголовного дела.  

 При вынесении  приговора суд решает вопрос  о возвращении залога залогодателю.                             

3.3.5. Личное поручительство.   

 Личное поручительство  по своему содержанию, на мой  взгляд,  является наиболее демократичной мерой пресечения. Сущность такого поручительства состоит в письменном обязательстве лица, заслуживающего доверие, о том, что оно ручается (своим словом) за выполнение подозреваемым (обвиняемым) конкретных обязательств (в назначенный срок являться по вызовам и т.д.) - ч. 1 ст.103 УПК РФ. Применение данной меры пресечения возможно при ходатайстве поручителя с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. Закрепление этих условий имеет важное значение не только для первоначального момента избрания данной меры, но и для последующей ее отмены. Постольку, поскольку закон исходит из инициативы (или согласия) лица при назначении его поручителем, его отказ в любой момент производства по делу есть безусловное основание для освобождения его от соответствующих обязательств. И это справедливо, ибо отличительной содержательной характеристикой данной меры является то обстоятельство, что при отсутствии желания поручителя выполнять свои обязанности она теряет всякий смысл. Для того, чтобы добиться серьезного отношения поручителя к решению вопроса: сможет ли он действительно гарантировать выполнение обвиняемым (подозреваемым) своих обязанностей, закон устанавливает для него особую материальную зависимость—денежное взыскание, в соответствии со ст. 118 УПК.

О применении данной меры пресечения выносится постановление  и составляется письменное обязательство—личное поручительство, в котором отражаются сведения о поручителе, факт разъяснения ему сути обвинения или подозрения, обязанности и ответственности за их неисполнение.[32]        

3.3.6. Присмотр за  несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.  Наблюдение командования воинской части.  

 К лицам, не  достигшим на момент производства  по делу 18-ти лет, согласно действующему  законодательству, помимо общих  мер пресечения может быть  применена специальная мера в  виде присмотра за несовершеннолетним  обвиняемым и подозреваемым.  

 Введение особой  меры пресечения в отношении  указанных лиц не случайно. Повышенное  внимание, уделяемое правам несовершеннолетних, обусловливается важностью защиты  ребенка, который в силу своей  эмоциональной, духовной, интеллектуальной  и физической незрелости нуждается  в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую  защиту. [33]  

 Ст. 105 УПК РФ, определяет  присмотр за несовершеннолетним  как обеспечение его надлежащего  поведения, предусмотренного ст. 102, родителями, опекунами, попечителями  и другими, заслуживающими доверия  лицами, а также должностными  лицами специализированных учреждений, о чем эти лица дают соответствующее  обязательство. В случае невыполнения  обязательств, на них может быть  наложено денежное взыскание  в размере до 100 МРОТ.  

 Мне представляется, что эффективность данной меры  пресечения напрямую зависит  от их заинтересованности в  судьбе несовершеннолетнего и  от их оценки взрослыми возможности  своего влияния на последнего. 

 Наблюдение командования  воинской части регламентировано  ст. 106 УПК РФ и представляет  собой принятие мер, предусмотренных  уставами Вооруженных сил РФ, для обеспечения выполнения обвиняемым (подозреваемым) обязательств являться  в определенный срок по вызову  дознавателя, следователя, прокурора  и в суд, а также не препятствовать  иным путем производству по  делу.  

 Понятно, что  данная мера пресечения может  быть применена только к военнослужащим, а также лицам, проходящим военные  сборы. На применение данной  меры необходимо согласие лица, к которому она будет применена.   

 Постановление  об избрании данной меры пресечения  направляется командованию воинской  части, которому разъясняется  существо обвинения или подозрения, и его обязанности по исполнению  данной меры. В случае совершения  обвиняемым (подозреваемым) действий, чтобы предотвратить которые  данная мера и была избрана,  командование части обязано незамедлительно  поставить в известность орган,  избравший меру пресечения.  

 В заключение  данной главы, хочу сказать,  что такая развитая система  различных мер пресечения позволяет  избрать именно ту меру, которая  в каждом конкретном случае  обеспечивала бы надлежащее поведение  обвиняемого (подозреваемого) и при  этом минимально ограничивала  бы его права и свободы. Существует  возможность учесть все нюансы  совершенного преступления, в котором  подозревается или обвиняется  то или иное лицо, с тем, чтобы  избрать меру оптимально соразмерную  совершенному преступлению.             

                                

Глава IV.           

  Иные меры уголовно  процессуального  принуждения.   

 Сразу отмечу, что УПК РСФСР вообще не  употреблял такого понятия как  "иные меры уголовно-процессуального  принуждения". УПК РФ ввел главу  14 под таким названием, объединив  в ней нормы, регламентирующие  применение обязательства о явке, привода, временного отстранения  от должности, наложения ареста  на имущество и денежного взыскания.   

 Как мне представляется, основными признаками иных мер  уголовно-процессуального принуждения  являются: а) возможность их принудительного  обеспечения; б) применение к  различным участникам процесса (помимо  обвиняемого, подозреваемого, и к  свидетелю, потерпевшему и др.). В связи с этим необходимо  сказать, что данные  меры по своей природе не являются мерами пресечения, но в то же время в некоторой степени ограничивают права и свободы участников процесса.  

 Цель применения  данных мер—обеспечение установленного порядка производства по уголовному делу и надлежащего исполнения приговора.[34]  

 Все меры процессуального  принуждения можно разделить  на три группы. Первая группа, это меры, применяемые в отношении  любых участников процесса, это  обязательство о явке, привод. Вторая группа мер, это те, которые применяются только в отношении обвиняемого и подозреваемого, но кроме них еще и к лицам, несущих материальную ответственность за их действия, сюда относятся временное отстранение от должности и наложение ареста на имущество. И наконец, в третью группу, выделяются меры, применяемые только в отношении свидетеля, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства, сюда относится денежное взыскание.    

 Правом применять  иные меры уголовно-процессуального  принуждения обладают следователь,  дознаватель, прокурор и суд,  которые выносят постановление  или определение, с указанием  оснований применения определенной  меры принуждения.    

 Обязательство  о явке регулируется ст. 112 УПК.  Его можно назвать своеобразной  альтернативой применению подписки  о невыезде и надлежащем поведении,  т.е. тогда, когда применение  мер пресечения необязательно,  но необходимо обеспечить порядок  судопроизводства. Кроме подозреваемого  и обвиняемого, данная мера  уголовно-процессуального принуждения  может применяться к свидетелям, потерпевшим, которые уклоняются  от явки в правоохранительные  органы. Особенность этой меры  в том, что она никак не  ограничивает свободу лица, накладывая  на него лишь обязательство  своевременно являться по вызовам.    

 Статьей 113 УПК  регулируется привод, который состоит  в принудительном доставлении  лица в правоохранительные органы  или суд.[35] Он может применяться в отношении любого участника уголовного судопроизводства при наличии на то достаточных оснований. Исключением являются несовершеннолетние до 14 лет, беременные женщины, а также больные. Применяется в случае неявки без наличия уважительной причины, при этом материалах дела должны быть сведения о том, что лицо вызывалось, что оно об этом осведомлено, но от явки отклонилось. Привод осуществляется на основании постановления соответствующего правоохранительного органа, либо определения суда, органами дознания только в дневное время, за исключением случаев не терпящих отлагательств.  

 Временное отстранение  от должности осуществляется  на основании ст. 114 УПК. Согласно  закону, данная мера принуждения  может применяться одновременно  с мерой пресечения, не ограничивающей  свободу лица. Основаниями для  применения является необходимость  предупредить возможность субъекта  воздействовать на ход уголовного  судопроизводства, используя для  этого свое служебное положение,  например, воздействия на свидетелей, уничтожение доказательств. Данная  мера принуждения применяется  только к должностным лицам,  круг которых установлен уголовным  законом. Следователь или дознаватель  с согласия прокурора возбуждают  перед судом ходатайство об  отстранении лица от должности,  которое суд рассматривает в  течении 48 часов. Постановление об отстранении от должности направляется по месту работы лица и может быть отменено постановлением следователя или дознавателя, когда в нем отпадет необходимость. За отстраненным от должности лицом сохраняется право на ежемесячное пособие в размере 5 МРОТ.

Информация о работе Меры уголовного принуждения