Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:10, курсовая работа
В течении нескольких последних лет все чаще и чаще говорят о построении правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека. На мой взгляд, здесь недопустимы противопоставление и конкуренция между публичным и личными интересами. Государство в погоне за укреплением законности в обществе не должно само становиться на путь беззакония, какими благородными целями оно не руководствовалось. В этой связи абсолютно недопустим какой-либо произвол со стороны правоохранительных органов.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Общая характеристика мер уголовно-процессуального при-
нуждения…………………………………………………………………………..4
1.1 Социальная обусловленность и значение мер уголовно-процессуального принуждения…………………………………………………………………..4
1.2 Признаки и понятие мер процессуального принуждения…………………6
1.3 Классификация мер уголовно-процессуального принуждения………….10
Глава II. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения……………………………………………………………………..12
2.1 Понятие задержания подозреваемого……………………………………...12
2.2 Основания, условия и порядок задержания……………………………….16
Глава III. Меры уголовно процессуального пресечения……………………...21
3.1 Юридическая природа мер пресечения…………………………………...21
3.2 Понятие, общие основания, условия и порядок применения мер уголовно-процессуального пресечения………………………………………..23
3.3 Характеристика отдельных мер пресечения………………………………26
Глава IV. Иные меры уголовно процессуального принуждения……………..37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43
Во-первых, до
возбуждения уголовного дела. В
действующем законе это
Во-вторых, после прекращения дела. Согласно закону при прекращении дела отменяются меры пресечения, наложение ареста на имущество, корреспонденцию, временное отстранение от должности, контроль и запись переговоров (ст. 213, 239 УПК РФ).
И в-третьих, после приостановления дела. По приостановленному делу производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209). В законе однозначно не решен вопрос о действии других мер принуждения. По общему правилу, они также не могут применяться по приостановленному делу. Меры, обеспечивающие получение доказательств, не имеют смысла без соответствующих следственных действий (привод, принудительное получение образцов, помещение в медицинский стационар). Меры пресечения не подлежат применению, поскольку они имеют еще более принудительный характер, чем следственные действия. По приостановленному делу в отношении скрывшегося обвиняемого избирается мера пресечения (но реально не действует, не применяется). Как только обеспечивается явка обвиняемого, и необходимо реально исполнить меру пресечения - производство возобновляется.
Кроме всего
выше сказанного, необходимо добавить
следующие гарантии, обеспечивающие
законность и обоснованность
применения мер уголовно-
1) Закон устанавливает
исчерпывающий перечень мер
2) Законом определен порядок, условия и основания для применения каждой из перечисленных в нем мер принуждения.
3) Меры процессуального
принуждения, связанные с
1.3 Классификация мер уголовно-процессуального принуждения.
Существует несколько
критериев классификации мер
уголовно-процессуального
1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ);
2) меры пресечения (гл. 13 УПК РФ);
3) иные меры принуждения (гл. 14 УПК РФ).
Иные меры принуждения также делятся на применяемые к подозреваемому и обвиняемому (ч. 1 ст. 111), и применяемые к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому (ч. 2 ст. 111).
Принуждение можно классифицировать на физическое и психическое. В последнем случае решение может быть исполнено добровольно, но в любом случае оно носит правоограничительный характер.
Меры принуждения
зависят от характера тех прав,
которые они ущемляют. Могут быть
ограничены процессуальные
Как уже было сказано, меры процессуального принуждения могут применяться в отношении различных лиц: обвиняемых, подозреваемых, потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного процесса. Цели их применения также различны. Существует группа мер принуждения, которые связаны с пресечением противоправного поведения участников уголовного процесса. В ней можно выделить две подгруппы:
а) меры, которые применяются для пресечения преступной деятельности обвиняемого или подозреваемого, предотвращения совершения им новых преступлений, недопущения осуществления противодействия уголовному преследованию в незаконных его формах — это, например, все меры пресечения, задержание подозреваемого, временное отстранение обвиняемого от должности;
б) меры, которые имеют своей целью предупреждение и пресечение противоправной деятельности, связанной с оказанием противодействия судопроизводству другими участниками процесса (например, к свидетелям, уклоняющимся от явки, может быть применена такая мера принуждения как привод).
Вторая группа мер принуждения создает условия для осуществления нормального хода уголовного процесса. Сюда относятся меры, призванные оказывать воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников процесса, не исполняющих или недобросовестно исполняющих возложенные на них процессуальные обязанности либо злоупотребляющих своими процессуальными правами (например, наложение денежного взыскания).
Третья группа мер
принуждения создает условия
для последующего исполнения приговора
(наложение ареста на имущество и т. п.).[12]
Глава II.
Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.
2.1
Прежде чем
говорить о задержании
Международное право
дает общее понятие задержания и
характеризует его как
По УПК РФ (п.11 ст.5) "задержание подозреваемого"—это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Понятие «задержание подозреваемого», на мой взгляд, понятие спорное. Ведь по смыслу п.2 ч.1 ст.46 УПК РФ (которая указывает на соблюдение требований не только ст.91, но и ст.92 УПК РФ), у лица появляется статус подозреваемого (как участника уголовного процесса) не с момента его фактического задержания, а с момента составления протокола о его задержании. Т.е. не до задержания, не в его процессе, а только по завершению этого многоэтапного процессуального действия. Это же следует и из бланка протокола о задержании.[14] Понятие же "задержание подозреваемого" применимо только к тем случаям, когда лицо сначала получило статус подозреваемого (в соответствии с п.1,3 ч.1 ст.46 УПК РФ), а уже затем было задержано. Таким образом, словосочетание "задержание подозреваемого" не в полной мере соответствует смыслу рассматриваемого процессуального института и не отвечает требованиям конкретности и отсутствию противоречий, предъявляемых к тексту закона. Автор одного из Комментариев к УПК РФ справедливо отмечает, что в тексте ч.1 ст.92 УПК РФ слово "подозреваемый" употребляется в бытовом понимании.[15] Однако в статьях закона бытовое значение терминов недопустимо.
Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от фактического задержания, административного задержания (ст. 27.3 - 27.6 КоАП), задержания осужденного на срок до 30 дней в случае уклонения его от исполнения наказания (ст. 46, 58, 97 УИК). Вне уголовно-процессуальной деятельности происходят задержание лица в зоне проведения контртеррористической операции при отсутствии у него документов, удостоверяющих личность (ст. 13 Закона РФ "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г.); задержание граждан, нарушивших правила комендантского часа, на территории действия чрезвычайного положения (ст. 31 ФКЗ № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г.).
В отличие от заключения
под стражу задержание является неотложным,
кратковременным содержанием
Задержание всегда
является неотложной мерой процессуального
принуждения. В связи с неотложным
характером задержание производится без
санкции прокурора или
Сам УПК РФ
не определяет цели задержания
подозреваемого, но в теории среди
них можно назвать определение:
1) причастности лица к
В то же время, ряд ученых считают задержание не обходимым в следующих целях: 1) немедленное пресечение его начавшейся или действительно угрожающей начаться преступной деятельности, 2) оперативное предотвращение сокрытия или уничтожения доказательств, а также 3) побега лица, предположительно совершившего преступление.[17] Что касается выяснения причастности лица к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения - то это уже не цели, а задачи уголовно-процессуального задержания,[18] которые требуют своего решения каждый раз, когда данная мера уголовно-процессуального принуждения осуществляется.
С учетом вышесказанного
представляется, что под уголовно-
Часть 2 ст.92 УПК РФ
обязывает орган дознания и следователя
указывать в протоколе мотивы
задержания, но не раскрывает их понятия.
Среди ученых до сих пор не сложилось
единого мнения о том, что же является
мотивами задержания. В научной литературе
встречаются следующие
На мой взгляд,
несмотря на кратковременный
характер применения, уголовно-процессуальное
задержание - один из наиболее
жестких видов
2.2
Согласно ст.91
УПК РФ для того, чтобы задержать
лицо по подозрению в