Меры уголовного принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В течении нескольких последних лет все чаще и чаще говорят о построении правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека. На мой взгляд, здесь недопустимы противопоставление и конкуренция между публичным и личными интересами. Государство в погоне за укреплением законности в обществе не должно само становиться на путь беззакония, какими благородными целями оно не руководствовалось. В этой связи абсолютно недопустим какой-либо произвол со стороны правоохранительных органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Общая характеристика мер уголовно-процессуального при-
нуждения…………………………………………………………………………..4
1.1 Социальная обусловленность и значение мер уголовно-процессуального принуждения…………………………………………………………………..4
1.2 Признаки и понятие мер процессуального принуждения…………………6
1.3 Классификация мер уголовно-процессуального принуждения………….10
Глава II. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения……………………………………………………………………..12
2.1 Понятие задержания подозреваемого……………………………………...12
2.2 Основания, условия и порядок задержания……………………………….16
Глава III. Меры уголовно процессуального пресечения……………………...21
3.1 Юридическая природа мер пресечения…………………………………...21
3.2 Понятие, общие основания, условия и порядок применения мер уголовно-процессуального пресечения………………………………………..23
3.3 Характеристика отдельных мер пресечения………………………………26
Глава IV. Иные меры уголовно процессуального принуждения……………..37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.91 Кб (Скачать)

 По моему мнению,  первые три основания являются самодостаточными и не требуют установления сопутствующих обстоятельств. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, являются лишь предпосылками для задержания и могут быть признаны основаниями, только если будут установлены указанные в законе дополнительные обстоятельства. Последние либо свидетельствуют о возможных затруднениях последующего обнаружения данного лица в случае оставления его на свободе, либо являются обеспечительными мерами для исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу в случае удовлетворения соответствующего ходатайства судом.  

 Субъектами, осуществляющими  задержание, могут являться следователь,  орган дознания, дознаватель или  прокурор. При этом, если задержание  осуществляют следователь, дознаватель  или орган дознания, они обязаны  в течении 12 часов уведомить об этом прокурора.[22] При этом, как мне кажется, не совсем понятно, какой реакции требует закон от прокурора по поступившему к нему сообщению: для составления протокола задержания его согласия не требуется; для решения вопроса о возбуждении уголовного дела - ему должно направляться не сообщение, а постановление о возбуждении уголовного дела; для дачи согласия на ходатайство перед судом об избрании заключения под стражу - также не сообщение, а соответствующее постановление. Является ли это чем-то вроде гарантии (действительной гарантией не является, ибо никакого решения по сообщению прокурор не может принять) законности задержания или это своеобразный атавизм старого порядка задержания (по УПК РСФСР)? Представляется, что уведомление, в данном случае, прокурора является излишним, т.к. согласно п.3 ч.2 ст.38 УПК РФ, если не требуется решения суда или санкции (согласия) прокурора, следователь уполномочен самостоятельно принимать решения по производству процессуальных действий. Срок задержания не может превышать 48 часов с момента фактического задержания лица, то есть с того момента, когда подозреваемый был реально ограничен в своей свободе.   

 При наличии  оснований полагать, что при подозреваемом  находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, проводится личный обыск подозреваемого в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ. При этом специального постановления о производстве данного следственного действия и разрешения суда не требуется, однако обязательно составление протокола, в котором подлежат фиксации ход и результаты личного обыска. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

Порядок задержания подозреваемого регламентирован ст. 5 УПК РФ. После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю  или прокурору в срок не более 3 часов составляется протокол задержания. На данный протокол распространяются общие требования, предусмотренные  ст. 166 УПК РФ. В протоколе обязательно указываются:

— дата и время  составления;

— дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого;

—результаты   личного обыска подозреваемого;

—другие  обстоятельства задержания.

В протоколе также  фиксируется факт разъяснения подозреваемому его прав, предусмотренных ст. 46 УПК  РФ.

Протокол подписывается  лицом, его составившим, и подозреваемым.

После задержания в  срок не свыше 24 часов лицо должно быт  допрошено в качестве подозреваемого в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК РФ.

Лицо, осуществившее  задержание, обязано не позднее 12 часов  с момента задержания уведомить  об этом близких родственников подозреваемого, а при их отсутствии — иных родственников. Если задерживается несовершеннолетний, об этом обязательно уведомляются его родители или иные законные представители. Подозреваемому может быть предоставлена возможность лично уведомить своих родственников о задержании. Например, следователь при определенных обстоятельствах может разрешить ему позвонить по телефону, воспользоваться иными каналами связи. Важно, чтобы следователь знал, кто именно был проинформирован о задержании, а также был уверен в том, что эти действия не нанесут ущерб решению задач уголовного судопроизводства. При задержании военнослужащего об этом уведомляется командование воинской части, при задержании гражданина или подданного другого государства — посольство или консульство данного государства. В каждом случае в материалах дела должна содержаться информация о том, когда, кому именно и каким способом было направлено соответствующее уведомление.

При необходимости  сохранения в интересах расследования  факта задержания в тайне такое уведомление с санкции прокурора может не производиться, кроме случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним. Представляется, что в данном случае требуется вынесение обоснованного постановления.[23]

Порядок и условия  содержания подозреваемых под стражей  определяются Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 года № 103-3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении   преступлений»   (в   ред.   Федеральных   законов   от 1,07.1998 г. №117-ФЗ, от 09.03.2001г. № 25-ФЗ, от 31.12.2002г. № 187-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 25.10.2001г. № 14-П). При необходимости проведения с подозреваемым оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).

Как было отмечено выше, срок задержания не может превышать 12  часов. По истечении данного времени подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не продлил срок я держания в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК Рф.  Продление  срока задержания возможно при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления  ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.[24]  

 Кроме того, подозреваемый  подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления, отсутствуют основания для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также если его задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.  

 Постановление  судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания должно поступить по месту содержания подозреваемого в течение 48 часов с момента задержания. В противном случае подозреваемый немедленно освобождается, а начальник места содержания подозреваемого уведомляет об этом орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.  

 В случаях, когда суд отказал в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении задержанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, копия определения или постановления суда выдается подозреваемому при его освобождении. Кроме того, освобожденному из-под стражи подозреваемому выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.                                            

         Глава III.             

        Меры уголовно процессуального пресечения.                                        

  3.1 Юридическая природа мер пресечения.

Центральное место  в системе мер уголовно-процессуального  принуждения занимают меры пресечения: в отличие от других мер, именно они  занимают первое место по  значительности правовых ограничений и предельной распространенности применения, приближающейся к полному охвату всех лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления.

На мой взгляд, природа мер пресечения может  быть выяснена, прежде всего, при выявлении  их связи со стоящими перед ними целями. Как известно, для успешного  решения той или иной задачи выбираются не любые средства и способы, а  только те, которые в принципе способны быть инструментом для ее решения, основные свойства которых таковы, что позволяют  достичь желаемого результата (общие  критерии). Цель всегда достаточно жестко задает общие критерии для отбора средств.  

 Появление мер  пресечения в уголовном судопроизводстве  обусловлено тем что для успешного производства по делу существует объективная необходимость: 1) предотвратить уклонение обвиняемого (подозреваемого) от предварительного расследования и суда; 2) пресечь его дальнейшую преступную деятельность; 3) помешать его попыткам воспрепятствовать производству по уголовному делу; 4) обеспечить исполнение приговора. В свою очередь, лишь успешное судопроизводство гарантирует защиту прав и законных интересов потерпевших, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, т.е. соответствует назначению уголовного судопроизводства. Если для применения мер пресечения указанные обстоятельства являются целями, то для уголовного процесса в целом они являются производными от его назначения задачами. То есть в каждом случае производства по уголовному делу задачи по обеспечению надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), выражающегося в его не уклонении, не совершении им преступлений и т.д., должны быть решены. Это, однако, не определяет тот факт, что каждый обвиняемый заведомо поведет себя не лучшим образом. Надлежащее поведение последнего может быть достигнуто, например,  его собственными усилиями, путем убеждения его со стороны знакомых, близких, защитника и т.д., путем убеждения со стороны органов уголовного преследования и только в последнюю очередь путем принуждения со стороны правомочных должностных лиц. При этом отношение между фактическими данными и суровостью мер пресечения должно находиться в прямой зависимости: чем серьезнее противодействие, которое можно ожидать от обвиняемого (подозреваемого), тем сильнее должно быть сопротивление такому противодействию.  

Таким образом,  именно из этих целей становится понятна сущность мер пресечения. Для уголовного судопроизводства как деятельности, основанной на законе и осуществляемой от имени государства, пригодны не любые средства, а лишь те, которые отвечают специальным критериям оптимальности и допустимости, присущим для этого вида деятельности - охране и защите прав личности. В этом смысле мерами уголовного пресечения могут быть лишь такие меры, которые: 1) ограничивают лишь права самого обвиняемого (исключение составляют имущественные ограничения при залоге, вносимом иными лицами, но и это - только с их согласия); 2) не представляют опасности для его здоровья и жизнедеятельности; 3) отвечают нормам морали и нравственности. Сообразуясь с развитием нашего общества на данном этапе, законодатель считает, что общим требованиям и специальным критериям удовлетворяют на сегодняшний день лишь семь мер - подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым), залог, домашний арест и заключение под стражу (ст.98 УПК РФ). Поэтому только эти меры могут выступать в качестве мер уголовно-процессуального пресечения.                     

3.2  Понятие, общие основания, условия и порядок          

  применения мер    уголовно-процессуального пресечения.  

 Под мерами  пресечения в науке уголовного  процесса понимаются меры принудительного характера, установленные уголовно-процессуальным законом, ограничивающие свободу обвиняемого (подозреваемого) в целях предотвращения возможности скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.[25]  

 Вопросы, связанные  с применением мер пресечения, регламентируются

гл. 13 УПК РФ.  

 Уголовно-процессуальное  законодательство содержит достаточное количество правовых норм, носящих в определенной степени принудительный характер. Так. например, можно говорить о наличии элемента принудительности при производстве большинства следственных действий (осмотра, обыска, выемки, предъявления для опознания и т. д.). Однако данные нормы не затрагивают самого главного — они не ограничивают свобод} лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

В отличие от них, меры пресечения связаны именно с  ограничением (в известных пределах, конечно) свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого. Более того, меры пресечения затрагивают и интересы обвиняемого. Именно поэтому, мера пресечения, избираемая в отношении лица, должна быть соразмерна инкриминируемому ему деянию. Только в этом случае можно говорить о соблюдении в уголовном процессе прав и свобод личности, ее законных интересов.

В мерах пресечения можно выделить следующие черты: во-первых, они могут применяться  только в отношении узкого круга  лиц — обвиняемого и подозреваемого,  и  ни  к какому  другому  участнику   уголовного   процесса;

во-вторых, меры пресечения применяются дознавателем, следователем, прокурором и судом; в-третьих, для  их применения требуется наличие  перечисленных в законе оснований (ст. 97 УПК РФ); и в-четвертых, применение мер пресечения ни коим образом не предрешает результатов cудебного рассмотрения дела и не влияет на вывод суда о виновности или невиновности подсудимого и о виде и размере назначаемого наказания.

Мера пресечения избирается при достаточных основаниях полагать, что обвиняемый:

1) скроется от  дознания, предварительного следствия  или суда;

Информация о работе Меры уголовного принуждения