Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:10, курсовая работа
В течении нескольких последних лет все чаще и чаще говорят о построении правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека. На мой взгляд, здесь недопустимы противопоставление и конкуренция между публичным и личными интересами. Государство в погоне за укреплением законности в обществе не должно само становиться на путь беззакония, какими благородными целями оно не руководствовалось. В этой связи абсолютно недопустим какой-либо произвол со стороны правоохранительных органов.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Общая характеристика мер уголовно-процессуального при-
нуждения…………………………………………………………………………..4
1.1 Социальная обусловленность и значение мер уголовно-процессуального принуждения…………………………………………………………………..4
1.2 Признаки и понятие мер процессуального принуждения…………………6
1.3 Классификация мер уголовно-процессуального принуждения………….10
Глава II. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения……………………………………………………………………..12
2.1 Понятие задержания подозреваемого……………………………………...12
2.2 Основания, условия и порядок задержания……………………………….16
Глава III. Меры уголовно процессуального пресечения……………………...21
3.1 Юридическая природа мер пресечения…………………………………...21
3.2 Понятие, общие основания, условия и порядок применения мер уголовно-процессуального пресечения………………………………………..23
3.3 Характеристика отдельных мер пресечения………………………………26
Глава IV. Иные меры уголовно процессуального принуждения……………..37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43
По моему мнению, первые три основания являются самодостаточными и не требуют установления сопутствующих обстоятельств. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, являются лишь предпосылками для задержания и могут быть признаны основаниями, только если будут установлены указанные в законе дополнительные обстоятельства. Последние либо свидетельствуют о возможных затруднениях последующего обнаружения данного лица в случае оставления его на свободе, либо являются обеспечительными мерами для исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу в случае удовлетворения соответствующего ходатайства судом.
Субъектами, осуществляющими
задержание, могут являться следователь,
орган дознания, дознаватель или
прокурор. При этом, если задержание
осуществляют следователь,
При наличии оснований полагать, что при подозреваемом находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, проводится личный обыск подозреваемого в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ. При этом специального постановления о производстве данного следственного действия и разрешения суда не требуется, однако обязательно составление протокола, в котором подлежат фиксации ход и результаты личного обыска. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.
Порядок задержания
подозреваемого регламентирован ст.
5 УПК РФ. После доставления
— дата и время составления;
— дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого;
—результаты личного обыска подозреваемого;
—другие обстоятельства задержания.
В протоколе также фиксируется факт разъяснения подозреваемому его прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
После задержания в срок не свыше 24 часов лицо должно быт допрошено в качестве подозреваемого в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК РФ.
Лицо, осуществившее
задержание, обязано не позднее 12 часов
с момента задержания уведомить
об этом близких родственников
При необходимости сохранения в интересах расследования факта задержания в тайне такое уведомление с санкции прокурора может не производиться, кроме случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним. Представляется, что в данном случае требуется вынесение обоснованного постановления.[23]
Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 года № 103-3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. Федеральных законов от 1,07.1998 г. №117-ФЗ, от 09.03.2001г. № 25-ФЗ, от 31.12.2002г. № 187-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 25.10.2001г. № 14-П). При необходимости проведения с подозреваемым оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).
Как было отмечено выше, срок задержания не может превышать 12 часов. По истечении данного времени подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не продлил срок я держания в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК Рф. Продление срока задержания возможно при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.[24]
Кроме того, подозреваемый
подлежит освобождению по
Постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания должно поступить по месту содержания подозреваемого в течение 48 часов с момента задержания. В противном случае подозреваемый немедленно освобождается, а начальник места содержания подозреваемого уведомляет об этом орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
В случаях, когда
суд отказал в удовлетворении ходатайства
об избрании в отношении задержанного
лица меры пресечения в виде заключения
под стражу, копия определения или постановления
суда выдается подозреваемому при его
освобождении. Кроме того, освобожденному
из-под стражи подозреваемому выдается
справка, в которой указывается, кем он
был задержан, дата, время, место и основания
задержания, дата, время и основания освобождения.
Глава III.
Меры
уголовно процессуального
пресечения.
3.1 Юридическая природа мер пресечения.
Центральное место
в системе мер уголовно-
На мой взгляд, природа мер пресечения может быть выяснена, прежде всего, при выявлении их связи со стоящими перед ними целями. Как известно, для успешного решения той или иной задачи выбираются не любые средства и способы, а только те, которые в принципе способны быть инструментом для ее решения, основные свойства которых таковы, что позволяют достичь желаемого результата (общие критерии). Цель всегда достаточно жестко задает общие критерии для отбора средств.
Появление мер
пресечения в уголовном
Таким образом, именно
из этих целей становится понятна сущность
мер пресечения. Для уголовного судопроизводства
как деятельности, основанной на законе
и осуществляемой от имени государства,
пригодны не любые средства, а лишь те,
которые отвечают специальным критериям
оптимальности и допустимости, присущим
для этого вида деятельности - охране и
защите прав личности. В этом смысле мерами
уголовного пресечения могут быть лишь
такие меры, которые: 1) ограничивают лишь
права самого обвиняемого (исключение
составляют имущественные ограничения
при залоге, вносимом иными лицами, но
и это - только с их согласия); 2) не представляют
опасности для его здоровья и жизнедеятельности;
3) отвечают нормам морали и нравственности.
Сообразуясь с развитием нашего общества
на данном этапе, законодатель считает,
что общим требованиям и специальным критериям
удовлетворяют на сегодняшний день лишь
семь мер - подписка о невыезде и надлежащем
поведении, личное поручительство, наблюдение
командования воинской части, присмотр
за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым),
залог, домашний арест и заключение под
стражу (ст.98 УПК РФ). Поэтому только эти
меры могут выступать в качестве мер уголовно-процессуального
пресечения.
3.2 Понятие, общие основания, условия и порядок
применения мер уголовно-
Под мерами пресечения в науке уголовного процесса понимаются меры принудительного характера, установленные уголовно-процессуальным законом, ограничивающие свободу обвиняемого (подозреваемого) в целях предотвращения возможности скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.[25]
Вопросы, связанные с применением мер пресечения, регламентируются
гл. 13 УПК РФ.
Уголовно-процессуальное
законодательство содержит
В отличие от них, меры пресечения связаны именно с ограничением (в известных пределах, конечно) свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого. Более того, меры пресечения затрагивают и интересы обвиняемого. Именно поэтому, мера пресечения, избираемая в отношении лица, должна быть соразмерна инкриминируемому ему деянию. Только в этом случае можно говорить о соблюдении в уголовном процессе прав и свобод личности, ее законных интересов.
В мерах пресечения
можно выделить следующие черты:
во-первых, они могут применяться
только в отношении узкого круга
лиц — обвиняемого и
во-вторых, меры пресечения применяются дознавателем, следователем, прокурором и судом; в-третьих, для их применения требуется наличие перечисленных в законе оснований (ст. 97 УПК РФ); и в-четвертых, применение мер пресечения ни коим образом не предрешает результатов cудебного рассмотрения дела и не влияет на вывод суда о виновности или невиновности подсудимого и о виде и размере назначаемого наказания.
Мера пресечения избирается при достаточных основаниях полагать, что обвиняемый:
1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;