Криминологическая характеристика бандитизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной работы заключается в выработке понятия и основных признаков современного бандитизма, исследование его качественных изменений; места данного деяния в структуре вооруженной преступности; особенностей личностей членов банды; определение мер борьбы с ним.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........4
1. Истоки вооруженного насилия современного бандитизма как объект криминологического изучения…………………………………………………8
1.1 Вооруженная преступность в системе криминального насилия……........8
1.2 Понятие и основные признаки современного бандитизма……………...17
2. Криминологическая характеристика современного бандитизма…...........28
2.1 Состояние и динамика современного бандитизма………………………28
2.2 Криминологическая характеристика личности участника банды……...39
3. Меры борьбы с современным бандитизмом………………………………51
Заключение……………………………………………………………………..61
Используемая литература…………………………………………………......65

Работа содержит 1 файл

Выпускная квалификационная работа. Бабаев Р..doc

— 351.00 Кб (Скачать)

Применительно к политическим решениям и практическим действиям по борьбе с российской организованной преступностью в целом и современным бандитизмом в частности можно выделить следующие принципы и положения Рекомендаций:

   создание государством службы координации политики борьбы с организованной преступностью на уровне центральных органов;

   разработка стратегий предотвращения организованной преступности на местном и региональном уровне;

   привлечение населения к активному участию в реализации политики борьбы с преступностью;

   изучение возможностей преследования за нарушения, связанные с принадлежностью к преступным организациям или их поддержкой;

   соблюдение правовых норм, обеспечивающих сохранение банковской тайны, активные действия против организованной преступности;

   обеспечение адекватной защиты свидетелей и других лиц, участвующих в процедурах по борьбе с организованной преступностью;

   использование перехвата телекоммуникационных сообщений и прямых переговоров для потребностей борьбы с преступными организациями;

   создание централизованных структур, специализирующихся на организованной преступности и обладающих полномочиями на всей территории страны;

   обеспечение скоординированных действий против организованной преступности в национальном масштабе через центральные структуры.

Автор акцентирует внимание на приведенных выше принципах и положениях Рекомендаций по меньшей мере по трем обстоятельствам. Во-первых, названные принципы и положения по своему содержанию имеют, бесспорно, большую значимость и актуальность для борьбы с современным бандитизмом. Во-вторых, их авторитетный характер показывает, что органы власти нашей страны запаздывают с принятием необходимых мер, адекватных масштабному современному проявлению бандитизма и организованной преступности в целом. И наконец, в-третьих, указанные принципы и положения Рекомендаций не реализуются Россией и остаются пока неиспользуемыми новеллами к действующему российскому законодательству и федеральным целевым программам по усилению борьбы с организованной преступностью.

Специальные меры борьбы с современным бандитизмом многоаспектны, поэтому в рамках авторского исследования можно выделить следующие.

1.   Меры по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Изучение опыта борьбы с современным бандитизмом показывает, что многие нападения устойчивых вооруженных организованных групп квалифицируются не как бандитизм, а как разбой.

Например, группой в составе 11 человек, организованной Ивановым, с мая 2003 года по январь 2004 года было совершено 17 преступлений, из них 1 убийство, 10 разбойных нападений, грабежи, кражи. Группа была вооружена ружьем «VALTRO» 12 калибра, охотничьими ружьями ТОЗ-34 и МЦ-21-12, карабином «Сайга 410», самодельным пистолетом-пулеметом, револьвером, переделанным из пистолета для подачи звуковых сигналов под боевой патрон, газовым пистолетом «Браунинг». Оружие использовалось как для запугивания жертв, так и по своему прямому назначению. Группа признана организованной, устойчивой, вооруженной, сорганизовавшейся для совершения нескольких преступлений. Однако вопрос о квалификации преступной деятельности участников группы как бандитизма не рассматривался, она была квалифицирована по ст. 162 УК РФ в совокупности с другими статьями[68].

С учетом изложенного представляется целесообразным дополнить ст. 35 УК РФ еще одной разновидностью соучастия, такой, как «банда», и изначально заложить конструктивные признаки, качественно отличающие ее от иных разновидностей соучастия.

Далека от существующих реалий диспозиция ст. 210 УК РФ – организация преступного сообщества (преступной организации), которую автор увязывает с современным бандитизмом, поскольку, как уже отмечалось, ни одно преступное сообщество не может существовать без организованного вооруженного прикрытия.

Таким образом, результативность применения ст. 210 УК РФ имеет профилактическое значение по отношению к современному бандитизму. Несущей задачей уголовной политики является наступательное противодействие преступным сообществам.

Недостатки расследования уголовных дел о бандитских проявлениях обусловливает также отсутствие руководящих разъяснений Верховного Суда РФ. В этой связи целесообразно обобщить Верховным Судом Российской Федерации имеющуюся практику расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о бандитизме в его новых формах и принять руководящее разъяснение.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что нормы уголовного права, регламентирующие вопросы квалификации вооруженных организованных преступных групп, нуждаются, во-первых, в сокращении оценочных признаков и, во-вторых, – в более (полном) развернутом определении.

2.   Меры противодействия незаконному обороту оружия. Государственные органы должны стремиться к достижению следующих целей: а) исключению возможности незаконного удовлетворения возникшего спроса на оружие; б) перекрытию каналов поступления оружия в преступный оборот; в) изъятию оружия из незаконного оборота и его уничтожению.

На переднем плане, по мнению автора, должны быть меры по пресечению поступления оружия в преступный оборот. Эта работа должна проводиться в трех направлениях: а) совершенствование государственного контроля за предметами вооружения; б) предотвращение фактов кустарного изготовления оружия; в) уничтожение всего изымаемого населения оружия.

Обеспечению действенного контроля за оборотом оружия может способствовать создание единого комплексного банка данных, включающего: сведения об оружии, находящимся в розыске; сведения об изъятом оружии с результатами его криминалистического исследования; сведения о лицах, у которых изъято оружие, в том числе освобожденных от уголовной ответственности за деятельное раскаяние.

Наличие такого банка данных позволит, с одной стороны, осуществить полный контроль как за перемещением оружия с момента производства до утилизации, так и за лицами, промышляющими его незаконным оборотом и причастными к подобного рода преступлениям, с другой, в значительной мере облегчит задачу установления источника поступления оружия в преступный оборот и его ликвидацию.

Эффективными мерами профилактики хищений оружия также могут быть: а) обеспечение надлежащего финансирования, содержание достаточной охраны объектов хранения оружия; б) оснащение объектов хранения оружия современными техническими средствами охраны; в) ежегодное проведение комплексных инвентаризаций вооружения; г) системное проведение обще надзорных прокурорских проверок сохранности оружия с привлечением специалистов; д) направление протестов и представлений прокурора об устранении нарушений законности; е) представление следователя и частных определений судов об устранении причин и условий, способствующих хищению оружия.

3.   Меры по выявлению, изобличению и наказанию лидеров бандитских групп и преступных сообществ. Соотношение организаторов и участников в организованных преступных группах и сообществах по статистическим данным МВД России составляет примерно 1:6. В структуре обследованных организованных преступных групп (сообществ) удельный вес лидеров составляет около 19 процентов [69]. Организованные преступные формирования с потерей лидеров, привлеченных к уголовной ответственности, лишаются управления в подготовке и осуществлении преступлений, утрачивают связи с другими преступными организациями, не способны подбирать и склонять новых членов к участию в преступной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что противоправная деятельность организованных преступных групп (банд) с потерей лидеров становится неэффективной. Учитывая это обстоятельство, правоохранительные органы должны акцентировать внимание прежде всего на тех мероприятиях, которые могут в конечном счете дать необходимые доказательства для привлечения организаторов к уголовной ответственности. Между тем, анализ статистических данных свидетельствует о недостатках в практике привлечения к уголовной ответственности лидеров организованных преступных формирований.

Несмотря на то, что 95 процентов преступлений, за совершение которых привлечены организаторы преступной деятельности, относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений, приведенные статистические данные во многом смещены к примитивным уголовным формам (более 55 процентов составляют кражи, мошенничества, разбой и вымогательство). Вместе с тем удельный вес организаторов устойчивых вооруженных групп (банд) в общем количестве привлеченных к уголовной ответственности организаторов составляет 8,9 процента, а организаторов преступных сообществ – 1,4 процента.

На расследование и привлечение к уголовной ответственности лидеров бандитских групп оказывает негативное влияние практика избрания им меры пресечения в виде подписки о невыезде или освобождения из-под стражи под залог. Как правило, эти лица, выйдя на свободу, оказывают активное психологическое и даже физическое воздействие на участников уголовного судопроизводства или скрываются от следствия и суда, что на долгое время затягивает осуждение виновного.

Итак, в работе правоохранительных органов в отношении лидеров современных бандитских групп особое значение имеют: а) тщательно продуманная система сбора доказательств, их грамотное процессуальное оформление; б) полнота собранных доказательств по делам лидеров; в) рассмотрение дел в строгом соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса; г) недопущение в отношении лидеров организованных преступных групп и сообществ иных мер пресечения, кроме содержания обвиняемых под стражей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно сказать, что необходимо всеми мерами искоренять бандитизм, ввиду того, что он представляет особую опасность как для граждан, так и для общества, подрывая их экономические и моральные устои.

Бандитизм является составной и притом наиболее опасной частью организованной преступности. Бандитизм опасен тем, что преступники вооружены и в любой момент готовы применить насилие, причем последствия нападений могут быть весьма тяжелыми.

Следуя за изменениями структуры бандитизма, уголовное законодательство должно оперативно реагировать на возникновение новых методов, приемов и форм ее деятельности. Наиболее важными изменениями в структуре криминала является стремительное приобретение ею организованных форм. Индивидуальная преступность давно уже уступила место групповой, а групповая, в свою очередь, быстро превращается в организованную.

В соответствии с задачами, поставленными в начале исследования темы бандитизма можно сделать основные выводы.

Уголовное законодательство в течение длительного времени развивалось в соответствии с политической обстановкой в государстве, так как прежде всего от политической обстановки зависела криминогенная обстановка. В настоящее время возникла необходимость изменения некоторых правовых норм, прежде всего для предотвращения преступлений имеющих особую опасность для общества.

В Уголовном кодексе РФ еще достаточно много пробелов, а так же достаточно много понятий дающих возможность двоякого толкования. В ст. 209 УК РФ также содержит такие положения. В связи с этим законодательным органам необходимо более четко сформулировать понятие бандитизма, признаки и учесть возможные стороны соприкосновения с другими похожими видами преступлений. Центральным вопросом установления уголовной ответственности за бандитизм является точное определение понятия банды. Системный анализ норм уголовного закона позволяет заключить, что банда по своей сути является организованной группой, признаки которой закреплены в ч. 3 ст. 35 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), располагающей такими дополнительными признаками, как вооруженность и специальная цель. Однако достаточно большое число исследователей полагает, что по своим основным криминологическим характеристикам банда ближе к преступному сообществу, нежели к организованной группе.

Сложности в квалификации преступлений связанных с бандитизмом возникают по причине неточности правовых норм, что приводит к тому что преступники, участвовавшие в банде уходят от ответственности по ст. 209 УК РФ и отвечают по статьям за преступления по которым предусмотрены более мягкие меры наказания. Наличие эффективно работающего уголовно-правового запрета позволяет сдерживать преступность уже на ранней стадии. Между тем существующая регламентация уголовно-правовых средств борьбы с бандитизмом далека от совершенства, результативность их применения крайне низка, что свидетельствует о серьезных просчетах, допущенных законодателем.

Наказание за бандитизм предусмотренное УК РФ имеет также свои недостатки, так как более тяжкие деяния наказываются мягче, чем менее тяжкие. Результативность борьбы с бандитизмом предопределяется санкциями, которые предусмотрены за данное преступление, и практикой их применения. Санкции не конструируются ни произвольно, ни чисто эмпирически, производны от качественных особенностей преступления, признаки состава которого закреплены в диспозиции, а предусмотренные ими меры наказания должны максимально соответствовать задачам охраны правопорядка и предупреждения преступлений. Рассматривая с этих позиций санкции, содержащиеся в различных частях ст. 209 УК РФ, следует отметить, что они недостаточно адекватно учитывают общественную опасность данного деяния. В результате действия ведомственных законодательных актов установлены различные условия для привлечения к уголовной ответственности многих категорий граждан, а также наличие такого (неофициального) статуса у высокопоставленных государственных служащих, данный принцип систематически нарушается. Так, новый УПК РФ (ст. 447 - 452) также содержит целый ряд изъятий из Уголовного кодекса и Конституции для привлечения к уголовной ответственности различных категорий лиц. Эти исключения из закона уже много лет воспринимаются как необходимые и должные в интересах независимого функционирования данных органов. На самом деле они противоречат как интересам государства, организатора борьбы с преступностью, так и задачам самих правоохранительных органов.

Информация о работе Криминологическая характеристика бандитизма