Криминологическая характеристика бандитизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной работы заключается в выработке понятия и основных признаков современного бандитизма, исследование его качественных изменений; места данного деяния в структуре вооруженной преступности; особенностей личностей членов банды; определение мер борьбы с ним.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........4
1. Истоки вооруженного насилия современного бандитизма как объект криминологического изучения…………………………………………………8
1.1 Вооруженная преступность в системе криминального насилия……........8
1.2 Понятие и основные признаки современного бандитизма……………...17
2. Криминологическая характеристика современного бандитизма…...........28
2.1 Состояние и динамика современного бандитизма………………………28
2.2 Криминологическая характеристика личности участника банды……...39
3. Меры борьбы с современным бандитизмом………………………………51
Заключение……………………………………………………………………..61
Используемая литература…………………………………………………......65

Работа содержит 1 файл

Выпускная квалификационная работа. Бабаев Р..doc

— 351.00 Кб (Скачать)

Суммируя вышеизложенное, можно отметить следующие специфические особенности, характеризующие современный бандитизм:

        в структуре вооруженной преступности возрастает удельный вес преступлений бандитской направленности;

        происходит увеличение доли новых форм бандитской деятельности (похищение людей, убийств по найму, вымогательств, захвата заложников);

        растет число бандитских проявлений террористической направленности;

        наблюдается ярко выраженная экономическая мотивация деятельности групп;

        деятельность современных банд носит полулегальный характер и во многих случаях не маскируется;

        происходят качественные изменения в деятельности бандитских групп: они используют высокоэффективное боевое оружие, не опасаются свидетелей, оказывают вооруженное сопротивление сотрудникам правоохранительных органов и т.п.;

        противоправная деятельность современных бандитских групп существенно осложняет криминологическую обстановку в отдельных сферах высокодоходной экономической деятельности (производстве и импорте табачной и алкогольной продукции, банковской деятельности).

В целом современный бандитизм является силовым (вооруженным) фундаментом организованной преступности, существенным образом осложняет криминальную обстановку в стране, подрывает доверие населения к органам власти, создает атмосферу страха, неуверенности в своей безопасности граждан, должностных лиц (в том числе и правоохранительных органов), коммерсантов.

 

2.2 Криминологическая характеристика личности участника банды

 

Самую важную роль в сложном взаимодействии многих обстоятельств, обусловливающих преступление, играет сама личность преступника, в которой отражаются все признаки и особенности уголовного деяния[51]. Характеристика личности преступника, изучение ее свойств и признаков позволяет правильно определить характер и степень общественной опасности преступного деяния, установить причины конкретного преступления и преступности в целом, разработать научно обоснованный прогноз и комплекс мер по предупреждению преступлений.

В этой связи проблема личности преступника в криминологии по своей значимости относится к числу ведущих. В то же время в криминологической науке существуют различные точки зрения по ряду вопросов этой проблемы, в том числе и по самому понятию «личности преступника».

Личность преступника определяется как совокупность социальных и социально-значимых свойств, признаков, связей и отношений, характеризующих лицо, нарушающее уголовный закон, в сочетании с иными (неличностными) условиями и обстоятельствами, влияющими на антиобщественное поведение[52]. По мнению автора, такое определение является наиболее удачным.

Поскольку одной из главных задач криминологии является определение специфических личностных свойств преступника и выявление его различий с личностью законопослушного гражданина, представляется необходимым изучение особенностей такой личности, ибо ни один признак, свойственный всем людям, не может рассматриваться в качестве фактора, порождающего преступное поведение. Более того, анализ материалов уголовных дел показывает, что при расследовании преступлений следователям, порой, бывает трудно дать юридическую оценку тем или иным действиям, учесть различные обстоятельства, связанные с ситуацией преступления или жизнью обвиняемого, особенностями его личности, тем более, когда по делу проходят несколько человек. Зачастую и внимание суда поглощено доказыванием вины обвиняемого при игнорировании остальных весьма важных аспектов совершенного преступления.

Изучение личности связано с выявлением личностных качеств и свойств, объединяемых в группы, совокупность которых криминологи называют структурой личности.

Концепция структуры личности преступника, разработанная в рамках криминологической теории, базируется на ряде обособленных криминологических характеристик. Например, А.И. Долгова называет шесть групп признаков[53]:

        социально-демографические признаки;

        уголовно-правовые признаки;

        социальные проявления в разных сферах жизнедеятельности;

        нравственные свойства;

        психологические признаки;

        физические характеристики.

Для автора эта позиция представляется наиболее привлекательной, так как в соответствии с ней качества, составляющие криминологическую характеристику лица, совершившего преступления, могут быть сведены в три относительно самостоятельные характеристики: социально-демографическую, уголовно-правовую, нравственно-психологическую. Указанная система, безусловно, применима и к характеристике личности участника банды. При этом следует иметь в виду, что личность участника банды является разновидностью личности вооруженного преступника.

Говоря о личности вооруженного преступника, автор исходит из того, что словосочетание «вооруженные преступления» уже введено в научный оборот[54], что создает предпосылки для использования в качестве производного понятия термина «личность вооруженного преступника». Конечно, преступник, совершивший преступление с оружием в руках, не всегда является вооруженным, в частности, при привлечении к уголовной ответственности, отбывании наказания и во время изучения его личности, он не обладает оружием. На первый взгляд логичнее было бы использовать термин «личность лица, совершившего вооруженное преступление», который более точно отражает сущность изучаемого автором явления. Однако автору данный термин представляется малоудачным вследствие своей громоздкости и тавтологичности («личность лица»). Поэтому лиц, совершивших вооруженные преступления, в настоящей работе автор называет вооруженными преступниками.

Изучение личности вооруженного преступника в современный период приобрело особую значимость. Тот факт, что убийцы, насильники, грабители имеют свои характерные особенности, никем не оспаривается. Все особенности связываются с нравственно-психологической характеристикой личности, мотивацией соответствующего преступного поведения. Рост уровня вооруженной преступности, обострение ее качественных характеристик, позволяет выдвинуть гипотезу о том, что и сама личность вооруженного преступника имеет комплекс специфических черт и качеств, отличающих ее от других категорий преступников. Поэтому необходимо выделить личность вооруженного преступника в самостоятельный тип в учении о личности преступника, причем если личность преступника является общей категорией, то личность вооруженного преступника будет рассматриваться как частное, а личность участника банды – как особенное.

Личность преступника наиболее полно характеризуется именно в момент совершения преступления, и здесь прослеживаются криминологические особенности поведения определенных категорий преступников. В частности, личность вооруженного преступника отличается набором признаков, характерных именно для нее, а именно – специфических навыков, умений, комплекса интересов и других существенных и относительно устойчивых свойств, закономерно сформировавшихся под воздействием негативных элементов социальной среды, которые в конечном счете нашли реализацию в совершении преступления с использованием оружия в качестве средства достижения поставленной цели.

Изучение уголовных дел показывает, что среди лиц, совершивших бандитские деяния, подавляющее большинство составляют мужчины (98,3 процентов). По данным других авторов этот показатель равен 89-95 процентов [55]. Как видно, расхождения не очень существенны, и, по мнению автора, они не выражают тенденцию уменьшения удельного веса женщин в данном виде преступления, а являются, скорее всего, следствием статистической девиантности[56]. Устойчивое преобладание мужчин в составе бандгрупп диктуется как характером преступной деятельности, так и специальными методами формирования бандитских группировок.

Следует заметить, что доминирующий состав мужчин в бандгруппах существовал на протяжении всех исторических этапов развития бандитизма. Несмотря на общее увеличение числа женщин, совершающих преступления, (например в 2004 году рост составил 9 процентов), феминизации современных банд вопреки «сенсационным» сообщениям прессы не происходит. В основном, участие женщин в бандгруппах выражается в форме пособничества, то есть они собирают информацию о будущих потенциальных жертвах, принимают участие в подготовке и сокрытии преступления, предоставляют жилье членам банды, сбывают похищенное и т.д. Женщины, как правило, находятся в интимных отношениях с лидером и другими членами банды либо пребывают в иной зависимости от мужчин, с которыми совершают преступления.

Такую зависимость необходимо иметь ввиду, оценивая показания обвиняемых членов бандгруппы, определяя роль каждого и меру наказания виновным. Зная об этой зависимости, мужчины иногда перекладывают часть своей вины на женщин, поскольку последние рассчитывают на более мягкое для них наказание.

Определенный интерес представляют особенности возрастных характеристик рассматриваемого типа преступников, поскольку на каждом возрастном этапе развития личность по своему социальному содержанию меняется. Возрастные особенности определенных периодов жизни способствуют формированию сдвигов психологии конкретных лиц. В криминологическом плане большое значение имеет то, в каком возрасте человек начинает совершать преступления: чем раньше он нарушает уголовный закон, тем выше вероятность рецидива в будущем.

По данным исследования автора среди осужденных бандитов возрастные характеристики имеют явно выраженную специфику. В частности, удельный вес несовершеннолетних составляет всего 0,5 процента, хотя в других преступлениях этот показатель в 4-20 раз выше[57]. По России удельный вес преступлений несовершеннолетних в общем объеме преступности в 2000-е годы составил от 10,9 до 14,2 процентов. Более 64 процентов подростков по статистическим данным за 2006 год совершили преступления в группе. Но это чаще группы грабителей, хулиганов, разбойников. Для несовершеннолетних характерно совершение спонтанных преступлений. Современные же банды хорошо организованы, их руководители тщательно отбирают новых участников, от которых требуется определенный жизненный опыт, авторитет, навыки совершения преступлений, способность к достижению преступных целей с помощью насилия, хорошая физическая подготовка и т.д. Естественно, такие качества еще не сформировались у несовершеннолетних.

Обращают на себя внимание две возрастные группы – от 18 до 24 и от 25 до 29 лет, представители которых в совокупности наиболее многочисленны (61,2 процентов). Из этого следует, что довольно большая часть осужденных за бандитизм – это вполне сформировавшиеся личности с явной антиобщественной направленностью.

Возраст членов банд, как правило, связан с их положением на иерархической лестнице. Рядовые исполнители («солдаты», «бойцы») – это, как правило, сверстники, разница в возрасте не превышает 5-6 лет. Такое положение объясняется тем, что в банды рекрутируются члены спортивных секций, школьные соученики, соседи по месту жительства, то есть люди, с одной стороны знающие друг друга и доверяющие друг другу, а с другой – не успевшие найти своего места в жизни. К тому же приблизительно одинаковый возраст определяет схожие интересы и стремления, что и способствует сближению членов банды.

Руководители банд и их структурных подразделений являются лица, принадлежащие к старшим возрастным группам, проверенные «в деле», зарекомендовавшие себя в криминальной среде, имеющие наработанные связи, жизненный опыт, специфические навыки совершения преступлений, а также качества лидеров.

Содержание интересов и устремлений, их развитие и изменение зависят, как правило, от уровня образованности. Низкий образовательный уровень в большинстве случаев – показатель ограниченного круга интересов; но это вовсе не означает, что человек – при этом является преступником. Такие интересы служат лишь благоприятной почвой для развития отрицательных свойств и качеств личности. Вполне понятно, что у лиц с одинаковым образовательным уровнем часто совпадают взгляды на жизнь и им легче устанавливать дружеские связи между собой. По изученным материалам в 50 случаях из 85 члены банды имели одинаковый образовательный уровень, весьма узкий круг интересов и устремлений: деньги, еда, вещи. В остальных бандах образовательный уровень отличался меньшей однородностью: наряду с лицами, вообще не имеющими образование, встречались даже участники с высшим образованием.

Отечественные криминологи считают, что на фоне всеобщего среднего образования населения России преступники чаще имеют незаконченное средней образование. Так, согласно данным М.С. Гуреева, среди участников криминальных конфликтов, разрешаемых с помощью насилия, 40% имеют неполное среднее образование[58]. Однако здесь же автор приводит опровергающие собственный тезис данные, что 84,3 процентов бандитов имеют среднее или средне специальное образование.

Исследование автора показывает, что в числе членов бандитских групп лица с высшим образованием составляет 10 процентов. Общее число преступников, имеющих среднее специальное образование, достигает 22,3 процентов. Удельный вес членов банд со средним образованием составляет 51,1 процентов, с незаконченным средним – 14,8 процентов. Незначительное число членов бандгрупп составляют лица, имеющие начальное образование – 3 процента.

Таким образом, среди членов бандгрупп наблюдается рост образовательного уровня: каждый третий имеют высшее и среднее специальное образование, каждый второй – среднее. Можно назвать ряд обстоятельств, обусловливающих обозначенную выше тенденцию. Определяющим среди них, на взгляд автора, является девальвация образования, как среднего специального, так и высшего. Нельзя игнорировать также привлечение в бандитские группы лиц из числа интеллигенции, ставшей главной «жертвой» процесса обнищания в результате либерализации экономики; многие молодые люди после получения среднего образования, окончания техникума, ориентируясь на быстрое достижение высокого уровня материального благосостояния, выбрали криминальный путь и вошли в бандитские группы. Наконец, в условиях криминализации социальных отношений в преступную среду, в том числе в бандгруппы, активно включаются бывшие военнослужащие, сотрудники силовых структур, оказавшиеся невостребованными в результате ошибочной кадровой политики и непродуманных реорганизаций.

Информация о работе Криминологическая характеристика бандитизма