Современные средства охраны труда в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:05, научная работа

Описание работы

Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. «Организация безопасности труда на предприятиях»………………………5
1.1 Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………………….5
1.2 Создание службы охраны труда и организация ее деятельности………...…9
1.3 Практическая часть……………………………………….…………………...16
Глава 2. «Принципы, цели, задачи и основные направления Программы действий по улучшению условий и охраны труда»………………………………………...……21
2.1 Совершенствование нормативно-правовой базы…………………….….….23
2.2 Практическая часть……………………………………………………...……24
2.3 Совершенствование организации охраны труда, создание системы управления профессиональными рисками……………………………………………28
2.4 Практическая часть…………………………………………………………. .29
2.5 Усиление роли социального партнёрства в системе управления профессиональными рисками………………………………………………………….34
2.6 Пропаганда безопасного труда и здоровья на работе……………………….34
2.7 Практическая часть…………………………………………………...………35
2.8 Корпоративные программы по охране труда…………………………..…....37
2.9 Практическая часть…………………………………………………………...38
2.10 Формирование и развитие системы медицины труда…..………….…...….40
Глава 3. «Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты»…………………………………………...…41
3.1 Программные интервенции, технология реализация политики…………….42
3.2 Трансляция (выравнивание) целей программы……………………………...43
3.3 Финансовые источники, структура плана мероприятий, бюджетирование проектов………………………………………………………………………………….44
Глава 4. «Зарубежный опыт по охране труда»……………………………………….46
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

ФГОУ СПО Анапский сельскохозяйственный техникум Сотникова Т.В. Современные средства охраны труда в строительстве (работа).doc

— 410.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, у всех участников должно быть ясное понимание, что ключевым элементом  успеха стратегического управления Программой является сквозная трансляция ее программных целей. Ясно и однозначно сформулированные стратегические цели Программы являются основой для целеполагания других уровней (регионального, территориального и локального) организации исполнения политики. Цели Программы действий по улучшению условий и охраны труда должны быть переведены в столь же конкретные и ясные стратегические цели для регионов, секторов экономики и организаций, с тем, чтобы Программа реализовывалась без отклонений.

       На  локальном уровне социального партнерства  в фокусе постоянного внимания должны находиться планы мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, составленные работодателями вместе с представителями работников по итогам аттестации рабочих мест. Согласно законодательству, ответственность за реализацию этих планов несут руководители организаций. 
 

       3.3. Финансовые источники,  структура Плана

       мероприятий, бюджетирование проектов. 

       Для решения задач, предусмотренных  Программой, в части построения системы  оценки, контроля и управления профессиональными  рисками планируется использовать средства, предусмотренные бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и проектом бюджета Фонда на 2008-2010 годы и направляемые на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов, в сумме: 2008 г.- 532 710,2 тыс. руб.; 2009 г.- 567 336,4 тыс. руб. 

       Источниками финансирования мероприятий Программы, региональных и отраслевых программ улучшения условий и охраны труда, также являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства других государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные источники.  

       Для удобства исполнения и контроля Программа  действий по улучшению условий и  охраны труда структурирована на шесть агрегированных компонентов (шесть программных блоков):

  1. Совершенствование нормативной базы по охране труда, модернизация государственных нормативных требований охраны труда, создание методических руководств, правил и инструкций, проведение НИОКР по модернизации технических средств охраны труда;
  2. Создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте;
  3. Совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
  4. Информирование населения в области охраны труда и профессиональных рисков, пропаганда культуры труда и здоровья на работе, популяризация мер по охране труда;
  5. Совершенствование профпатологической службы России, проведение специализированных медицинских обследований работников, создание системы ранней диагностики и профилактики профзаболеваний;
  6. Совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.
 

       Данные  компоненты (блоки) будут реализованы  в рамках отдельных проектов с  собственными задачами, целевыми индикаторами, сроками и бюджетами, определенными в Плане мероприятий Программы действий по улучшению условий и охраны труда.

       Бюджетирование, ориентированное на результат, будет  организовано путем разделения программных  целей на целевые индикаторы (показатели) результативности проектов, определенных Планом мероприятий. Путем логической привязки задач каждого проекта к целевым индикаторам самой Программы будет обеспечено выравнивание всего Плана мероприятий с общей стратегической целью Программы. Степень достижения целевых показателей станет основой оценки бюджетной эффективности каждого проекта.

       Проектные риски исполнения Программы (т.е. риски  отклонений по качеству, срокам, объемам, бюджету и т.д.) будут контролироваться группой реализации проектов, которая  выступит стратегическим менеджером Программы. Под каждый проект (блок Программы) Группа реализации проектов может привлечь персонального менеджера (эта может быть организация или профессиональный консорциум), проектные менеджеры в свою очередь будут отвечать за оперативный ежедневный контроль индикаторов результативности своего компонента Программы в соответствии с согласованной на Координационным совете проектной матрицей.

       Выбор исполнителей работ по реализации программных  мероприятий будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.05.

       Для внешнего надзора за ходом выполнения Программы Координационный совет  Минздравсоцразвития России привлечет группу мониторинга из независимых экспертов, отчеты которых могут представлять интерес для широкой аудитории, включая общественность и аудиторов Счетной платы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 4. Зарубежный опыт по охране труда. 
 

         Вопросы охраны труда и здоровья работников являются неотъемлемой частью стратегий стран Евросоюза, США и Канады. Наиболее интересным представляется опыт Финляндии, США и Великобритании. 

       Великобритания  в 2004 году приняла Стратегию безопасности здоровья на рабочих местах на период до 2010 года и более (A strategy for workplace health and safety in Great Britain to 2010 and beyond). Стратегия основана на том, что безопасный труд и здоровье работника являются краеугольным камнем цивилизованного общества и ставит целью снижение к 2010 году уровня смертности и тяжелых травм на производстве на 10%, уровня профессиональной заболеваемости на 20%; потерь рабочего времени по причине заболеваемости на 30%.

       Стратегия исходит из понимания того, что  со времени принятия в 1974 году Закона об охране здоровья работников и безопасности труда (Health and Safety at Work etc Act) в мире произошли серьезные изменения, соответственно которым необходимо модернизировать систему управления рисками. В Великобритании стало меньше крупных фирм (менее половины рабочей силы страны заняты в больших организациях) и значительно увеличилось число мелких предприятий – на более чем 90% из 3,5 миллионов предприятий численность занятых менее чем 10 человек; увеличилось численность работников, занятых неполное рабочее время; женщины сейчас составляют половину рабочей силы. Сфера услуг стала более значительной, индустриальный сектор подвергается влиянию сильной международной конкуренции и сужает область своего присутствия в стране. Традиционные интервенции в сфере охраны труда не достигают желаемого эффекта в изменившейся экономике и структуре занятости, поскольку уделяют мало внимания здоровью работников на рабочих местах. В этой связи правительством Великобритании ставится стратегическая задача разработать новые пути достижения культуры безопасного и здорового труда в меняющейся экономике с тем, чтобы все работодатели всерьез осознали свою ответственность и работники были полностью вовлечены в управление рисками на рабочих местах. Стратегия направлена на достижение высокого уровня понимания того, что здоровье работников и безопасность рабочих мест является системным элементом современного конкурентоспособного бизнеса. 

       Особенное место уделено бюджетному сектору (public sector), который по замыслу Стратегии  должен стать образцом безопасного и здорового труда для частного сектора.

       Исполнение  стратегии возложено на Комиссию по охране и безопасности труда (Health and Safety Commission), подведомственной Министерству труда и пенсий Великобритании (Department for Work and Pensions). Большое внимание Стратегия уделяет развитию социального диалога, социального партнерства (с профсоюзами, деловыми ассоциациями, НКО), а также установлению тесного сотрудничества и партнерских отношений с регионами и местной властью.  
 
 

       Великобритания  выделяет четыре стратегические области:

    • Развитие тесного партнёрства;
    • Помощь людям в получении преимуществ от эффективного управления охраной и безопасностью труда, развитие культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье;
    • Фокусировка на основной работе Комиссии по охране и безопасности труда и интервенциях, направленных на снижение травматизма и повреждение здоровья на рабочем месте;
    • Распространение стратегического видения (установление надежных двусторонних коммуникаций с основными заинтересованными сторонами).
 

       В Стратегии отмечено, что ее целью  не является достижения общества без  рисков, но достижение общества, в котором  риски правильно оцениваются, осознаются и управляются. Согласно документу, должно быть совершенно ясно, что управление здоровьем и безопасностью является коллективной ответственностью, в которой самому работнику отводится значительная роль.

       Интересен практический опыт Комиссии по охране и безопасности труда по доведению  до каждого работодателя и работника  знаний в области охраны труда и здоровья на рабочем месте. Этим органом выпущено большое количество специальных материалов, рассчитанных на разные целевые аудитории, которые в наглядной, простой и удобной форме доводят до работодателей и их работников основные требования Закона об охране здоровья работников и безопасности труда. Процедура оценки рисков расписана просто и понятно («пять шагов оценки рисков»), результаты оценки рисков заносятся в специальную регистрационную карту для анализа и контроля путем составления плана мероприятий по снижению и ликвидации угроз повреждению здоровья работника. Обязательно требование возобновления процедуры оценки профессиональных рисков с определенной периодичностью (не реже раза в год). Таким образом достигается требуемая степень контроля за факторами, несущими риск угрозы здоровья на рабочем месте, и система управления профессиональными рисками, которой охвачено каждое рабочее место в Великобритании, поддерживается в актуальном состоянии.

       На  сайте Комиссии (www.hse.gov.uk) содержится огромный массив экспертной информации, методик, рекомендаций, законодательных норм, правил, примеров лучшей практики в сфере охраны труда, популярных брошюр, специальных форм и прочих материалов, детально структурированных по разделам, подразделам и отраслям с целью удобства пользования в расчете на аудиторию любого уровня.

       В центре особого внимания – малый  бизнес, для которого разработаны  специальные упрощенные формы и  методики оценки рисков, информационные и нормативно-методические материалы, облегчающие восприятие и усвоение правил техники безопасности и основных обязанностей работодателя и работника по управлению рисками, определенные Законом об охране здоровья работников и безопасности труда.

       Интересен также богатый опыт Великобритании в целенаправленном культивировании среди бизнес-сообщества политики корпоративной социальной ответственности (CorporateSocialResponsibility), через которую эффективно решаются многие вопросы охраны здоровья работников. Руководителям предприятий, членам совета директоров и правлений посвящены специальные материалы правительственного офиса Объединенного Королевства, в лаконичной форме излагающие их обязанности в сфере охраны труда и здоровья персонала и преимущества конкурентоспособных здоровых условий труда для ведения успешного бизнеса.

       В США стратегия охраны труда и  безопасности рабочих мест является частью Стратегического Плана Министерства труда Соединенных штатов на финансовый период 2006-2011 гг. (U.S. Department of Labor’s Strategic Plan for Fiscal Years 2006-2011).

       В указанном документе отражены основные направления работы федерального ведомства, отвечающего за политику в сфере труда, в ответ на вызовы 21 века. План составлен по классическим правилам стратегического менеджмента, т.е. отражает миссию, видение, организацию исполнения стратегии, четыре кратко и четко сформулированные стратегические цели, блоки основных индикаторов результативности (PerformanceIndicators), привязанных к каждой цели (2-3, максимум 6 показателей в каждом блоке), и принципы оценки целевых программ.

       Содействие безопасным, здоровым и защищенным рабочим местам является третьей из четырех стратегических целей правительства США в сфере труда. Для достижения этой цели Минтруд США намерен разработать новые, инновационные подходы исполнения законов и программ, направленных на защиту здоровья и трудовых прав работников.

       В документе отмечается, что со времени  принятия в 1970 году федерального Закона об охране труда и профессионального  здоровья работников (Occupational Health and Safety Act of 1970) Америка в части достижения третьей стратегической цели встречает новые вызовы, связанные с демографическими изменениями, терроризмом и спросом на природные ресурсы. Последнее обстоятельство представляет для России особый интерес, так как связан с охраной труда в наиболее проблемном секторе – горнодобыча полезных ископаемых. Американцы прогнозируют рост спроса на каменный уголь в ближайшие два десятилетия как один из основных источников энергобезопасности страны. По их прогнозам горнодобывающая промышленность, связанная с растущим спросом со стороны энергетики, металлургии, транспорта, строительства, химической промышленности т.д., будет расти, соответственно Минтруд США разрабатывает долгосрочные стратегии, направленные на охрану труда 300 тыс. работников непосредственно занятых в этом секторе.

       Необходимо  отметить, что горнодобывающая промышленность традиционно находится в зоне особого внимания правительства  США: в 1977 году был принят федеральный  Закона об охране здоровья и труда  на шахтах (Federal Mine Safety and Health Act of 1977), год назад принят новый закон, являющийся за последние 30 лет самым значительным нормативным актом в области охраны труда в этом самом рисковом секторе промышленности (Mine Improvement and New Emergency Response Act of 2006). За финансовый период 2000-2005 годы американцам удалось снизить уровень производственного травматизма в горнодобывающей промышленности на 35%, в то время как в целом по промышленности этот показатель снизился на 23%. Взят курс на нулевой травматизм и ликвидацию профзаболеваний в горнодобывающем секторе.  

Информация о работе Современные средства охраны труда в строительстве