Гражданское право в системе российского законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В условиях изменений, происходящих во всех сферах жизни нашего общества, и перехода к рыночным отношениям в стране четко определился курс на формирование правового государства. Это отражено в ст. 1 Конституции РФ, прямо указывающей, что Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Правовым считается прежде всего в высшей степени цивилизованное, подлинно демократическое государство, где признается равенство всех граждан независимо от возраста, пола, имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, идеологических убеждений. Все граждане наделяются широкими правами и свободами, позволяющими активно участвовать в любых сферах общественных отношений, а также несут определенные обязанности по обеспечению надлежащей организованности общества.

Работа содержит 1 файл

Kozlov.doc

— 795.00 Кб (Скачать)

Совет Федерации осуществляет также контроль за деятельностью Президента, утверждая его указы о введении военного и чрезвычайного положений (подп. «в» и «б» п. 1 ст. 102). К компетенции Совета относится и отрешение Президента от должности (подп. «е» п. 1 ст. 102). Разумеется, реализация указанных полномочий предполагает проверку обоснованности этих актов, деятельности Президента как главы государства.

Контрольные полномочия Президента в  отношении Совета Федерации и Государственной Думы еще более обширны. Практически все принимаемые этими органами законы ему подконтрольны. Согласно п. 1 ст. 107 Конституции принятые федеральные законы в течение пяти дней направляются Президенту для подписания и обнародования. Прежде всего, Президент проверяет их с точки зрения соответствия Конституции, практической целесообразности и может отклонить, если признает некачественными. Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают отклоненный закон, и если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то подлежит подписанию Президентом в семидневный срок и обнародованию (п. 3 ст. 107). Но это не означает, что контрольные возможности Президента исчерпаны. Президент может обратиться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции подписанного им закона (п. 2 ст. 125).

В литературе контроль высших органов  государственной власти именуется верховным34. Прокурорский же надзор является производным от верховного контроля, ибо осуществляется от имени указанных органов, но имеет иную сферу воздействия, ибо касается органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления. В отношении последних верховный контроль может осуществляться постольку, поскольку в этом возникает необходимость. Его основное назначение — обеспечение законности в верхах, в центральных органах власти.

В известном смысле верховный контроль осуществляют также законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, республик, входящих в ее состав, краев, областей, национальных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга, хотя в Конституции конкретных указаний по этому поводу не имеется. Но они руководят подчиненными им органами, а значит, вправе контролировать их деятельность, в том числе соблюдение ими законности.

Согласно п. 2 ст. 46 Конституции действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, принятые ими решения могут быть обжалованы в суде. Суды всех уровней выполняют юрисдикционную функцию, а именно — правосудие, оно включает в себя и проверку законности всех правовых актов, издаваемых различными органами власти и управления. В связи со становлением правового государства полномочия судов в этом отношении весьма расширены.

Верховный контроль за соблюдением  законности в нашем государстве  выполняют Верховный и Высший Арбитражный суды РФ. Самый высший контроль осуществляет Конституционный Суд, наделенный полномочиями проверять соответствие Конституции РФ законов, принятых Федеральным Собранием, указов Президента, признавать их незаконными и, следовательно, не подлежащими применению. Конституционный Суд, олицетворяющий высшую справедливость и строгое соблюдение законности, полностью самостоятелен и не подконтролен каким-либо органам, в том числе высшим органам власти; выносимые им решения обжалованию и опротестованию не подлежат.

Все нижестоящие суды при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел тоже выполняют контрольные функции. Их контроль уже не имеет ранга верховного, хотя роль его в укреплении законности и правопорядка в соответствующих регионах весьма значительна. Прокуроры участвуют в рассмотрении судами дел и осуществляют надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений.

Контроль за соблюдением законности (но не верховный) осуществляют и другие органы государства. Можно выделить три вида контроля и надзора: общий, ведомственный и специализированный.

Общий — это контроль, выполняемый краевой, областной администрацией, а также органами местного самоуправления, не являющимися государственными. Осуществляя руководство на закрепленной за ними территории, они оказывают влияние на все изменения, выявляют различные недостатки, в том числе нарушения законности, и принимают меры по их устранению, предупреждению.

Вместе с тем подобный контроль нередко отражает местные интересы, не всегда соответствующие интересам общегосударственным, выраженным в законе. Вот почему в отношении этих органов прокурорский надзор должен быть более действенным и активным.

Ведомственный (внутренний) контроль применяется в системе министерств, ведомств. В силу принципа централизма каждый нижестоящий орган подчиняется вышестоящему, который руководит им, контролирует качество работы. Проверка же законности совершаемых действий нередко находится на втором плане, а потому правонарушения часто не обнаруживаются. Данный контроль зачастую отражает сугубо ведомственные интересы, а потому и здесь прокурорский надзор должен быть эффективным, оперативным. Являясь межведомственным, он защищает охраняемые законом интересы государства, общества.

Специализированный контроль или надзор касается тех сфер производственной, хозяйственной и иной деятельности учреждений, предприятий, организаций, которые связаны со строго определенным режимом работы. Осуществляется он различного рода государственными, ведомственными инспекциями: санитарными, ветеринарными, торговыми, автомобильными, техническими и т.д. Инспекторы — это должностные лица, обладающие специальными научными познаниями (врачи, зоотехники, энергетики, инженеры и т. д.). Отношение прокурорского надзора к специализированным видам надзора или контроля двоякое.

С одной стороны, прокуратура при  выполнении своих функций не вправе подменять различные инспекции, а при необходимости должна привлекать специалистов для проведения проверок исполнения законов. А с другой — она обязана осуществлять надзор за законностью выполняемых ими функций.

Прокурорский надзор по сравнению  с другими видами надзора и контроля характеризуется следующими особенностями: 1) он является представительным, ибо осуществляется от имени и по поручению высших органов власти РФ; 2) по целевому назначению он строго специализированный, что выражается только в надзоре за соблюдением законности, так как прокуроры не управляют, а лишь надзирают за исполнением законов; 3) данный надзор имеет широкую сферу действия, ибо распространяется на все регулируемые правом общественные отношения; 4) наблюдается определенная ограниченность полномочий прокуроров при выполнении надзорных функций. Они, выявляя нарушения законности, часто не уполномочены самостоятельно их устранять, а потому вынуждены обращаться к компетентным органам с требованием о принятии соответствующих мер. Только в виде своеобразного исключения при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокуроры вправе отменить незаконные постановления следователя или инспектора по дознанию.

 

 

§ 5. Направления деятельности прокуратуры

 

Прокурорский надзор — большая  по объему, сложная по содержанию деятельность прокуратуры. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, объемностью, обширностью российского законодательства, в котором содержатся многочисленные правовые нормы, регулирующие различные общественные отношения (гражданские, семейные, трудовые, государственно-правовые, административные и т. д.). Прокурорский надзор призван обеспечивать строгое и точное исполнение всего действующего законодательства и в то же время активно влиять на правомерное регулирование этих отношений. Во-вторых, обширностью круга субъектов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор (государственные и общественные организации, учреждения, предприятия, должностные лица).

При всем единстве прокурорского надзора  деятельность по его осуществлению  весьма разнообразна: применяются различные средства выявления нарушений законности, используются многочисленные акты прокурорского реагирования. Прокуроры наделены обширным спектром полномочий по выполнению надзорных функций. Квалифицированность и высокая упорядоченность осуществления прокурорского надзора обязательно предполагают его внутреннюю дифференциацию, подразделение на части с учетом их особенностей.

В литературе выделялись функции прокурорского  надзора, называемые основными направлениями  и даже отраслями, но без какого-либо обоснования35. С принятием Закона о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 г. термины «отрасли» и «функции» вышли из употребления, деятельность прокуратуры стала подразделяться на основные направления, число которых было доведено до десяти. В Законе о прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 г. выделяются только четыре направления деятельности прокуратуры, а в Законе о прокуратуре Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. термин «направление» вообще отсутствует, указаны лишь виды ее деятельности.

Понятие «направление» иногда толкуется  как путь, по которому «прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные задачи, проводят мероприятия по борьбе с нарушениями законов и преступлениями»36. Думается, что подобное определение слишком формально. Оно базируется на буквальном понимании слова «направление», одно из толкований которого — «линия, путь развития»37. Для прокурорского же надзора данная трактовка неприемлема, ибо хотя он действительно развивается по мере выявления нарушений законности, их устранения, предупреждения, но сам этот процесс не может считаться направлением деятельности прокуратуры. Направления — это различные формы, виды деятельности, характеризующиеся рядом специфических свойств, особенностей. Можно выделить три группы направлений: отрасли, комплексные образования и организационные образования.

Отрасли — основные подразделения прокурорского надзора, представляющие собой его отдельные виды. При всем единстве содержания такое подразделение реально и обусловлено спецификой правового положения поднадзорных субъектов, правовой статус которых неодинаков, а значит, различны и выполняемые ими функции, что налагает определенный отпечаток на организацию прокурорского надзора. Последний реализуется таким образом, чтобы не только не мешать нормальному функционированию, но и способствовать выполнению стоящих перед поднадзорными субъектами задач. Осуществление надзора обладает чертами своеобразного приспособления к порядку, в котором протекает та или иная деятельность, имеющая отношение к применению, соблюдению, исполнению законов. Может показаться парадоксальным, что органы прокуратуры, реализующие свои полномочия независимо от каких-либо иных органов, ставятся в то же время в определенную зависимость от них. Но подчинение это чисто организационное, связанное с характером деятельности поднадзорных субъектов. Само же содержание прокурорского надзора не меняет своей сущности.

Формирование направлений деятельности прокуратуры происходит применительно к деятельности государственных органов, которые в правовом государстве несут обязанность строжайшего соблюдения законов. Осуществляя от имени государства руководство обществом, они активно влияют на строгое и точное исполнение законов учреждениями, предприятиями, организациями, гражданами. И это возможно только в случае принятия ими решений, соответствующих требованиям норм права. Любой незаконный акт способен вызвать множество нарушений законности со стороны указанных субъектов.

Что же касается деятельности многочисленных учреждений, предприятий, организаций, то она сама по себе не оказала столь  существенного влияния на формирование направлений деятельности прокуратуры по следующим причинам. Во-первых, надзор за исполнением ими законов часто осуществляется одновременно с надзором за исполнением законов государственными органами. Во-вторых, осуществляя надзор за исполнением законов учреждениями, предприятиями, организациями, прокуроры не участвуют в их производственной, хозяйственной и иной деятельности38, а потому специфика ее не оказывает влияния на формирование направлений деятельности прокуратуры. К тому же в Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17 ноября 1995 г. они не указаны в числе поднадзорных субъектов.

Государственные органы с учетом специфики  выполняемых функций влияют на формирование отраслей прокурорского надзора. Их можно подразделить на несколько видов.

Первый — федеральные министерства, ведомства, законодательные, исполнительные органы субъектов РФ. Надзор за исполнением ими законов — самостоятельное направление деятельности прокуратуры, именуемое общим надзором. Несмотря на условность данного наименования, оно характеризует главное свойство анализируемой отрасли: широту круга поднадзорных субъектов, что отличает ее от других отраслей, связанных со строго определенным кругом. Многочисленны и разнообразны министерства, в состав которых входит множество различных органов управления. Многообразны и законодательные, исполнительные органы субъектов федерации: областные, краевые думы, собрания, советы республик, губернаторы, главы администраций, администрации указанных образований и органы местного самоуправления, не являющиеся государственными, но выполняющие управленческие функции и располагающие властными полномочиями.

Круг поднадзорных субъектов обусловил  и границы данной отрасли. При  практическом осуществлении общего надзора прокуратура надзирает за исполнением почти всего действующего законодательства. Компетенция указанных органов всеобъемлющая: они выносят многочисленные правовые акты на основе и во исполнение конституционного, налогового, административного, гражданского, трудового, семейного и иного законодательства; надзирая за законностью правовых актов, прокуратура обеспечивает их исполнение. Широта границ предопределила и специфически надзорную направленность данной отрасли. Ей не свойственны управленческие функции. Прокуратура не управляет, а только надзирает, что и отразилось на характере ее полномочий.

Второй вид государственных  органов, повлиявших на формирование отрасли  прокурорского надзора, — правоохранительные (органы дознания и предварительного следствия), назначение которых — борьба с преступностью. Их деятельность сложна по содержанию, ибо преступники скрываются сами, уничтожают следы своих преступных деяний, преследуют потерпевших, очевидцев, прибегая к угрозам. Поэтому при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокуроры должны, с одной стороны, всемерно содействовать раскрытию преступлений, а с другой — охранять неприкосновенность личности граждан, не допускать случаев необоснованного привлечения к уголовной ответственности или ограничения в правах. В отличие от общего, правоохранительному надзору свойственна активная властность: прокуроры уполномочены не только выявлять нарушения законности при расследовании уголовных дел, но и устранять их. Предмет надзора — сами преступления и все действия, направленные на их раскрытие, а именно: действия до возбуждения уголовного дела, в процессе расследования и оперативно-розыскные, входящие в предмет прокурорских проверок.

Информация о работе Гражданское право в системе российского законодательства