Гражданское право в системе российского законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В условиях изменений, происходящих во всех сферах жизни нашего общества, и перехода к рыночным отношениям в стране четко определился курс на формирование правового государства. Это отражено в ст. 1 Конституции РФ, прямо указывающей, что Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Правовым считается прежде всего в высшей степени цивилизованное, подлинно демократическое государство, где признается равенство всех граждан независимо от возраста, пола, имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, идеологических убеждений. Все граждане наделяются широкими правами и свободами, позволяющими активно участвовать в любых сферах общественных отношений, а также несут определенные обязанности по обеспечению надлежащей организованности общества.

Работа содержит 1 файл

Kozlov.doc

— 795.00 Кб (Скачать)

Четвертое направление — надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. С одной стороны, наблюдается рост числа нарушений законности, в том числе преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а с другой — правонарушения совершаются и в отношении самих несовершеннолетних (родителями, иными гражданами, должностными лицами), что приводит к деградации несовершеннолетних, падению их нравственного уровня, формированию антисоциальных установок. В такой ситуации перед прокурорами стоит важная задача: активно бороться с указанными нарушениями законности и всемерно способствовать надлежащему воспитанию подрастающего поколения.

Можно выделить еще два комплексных  направления деятельности прокуратуры: надзор за исполнением законов о межнациональных отношениях и надзор за исполнением законов о внешнеторговой деятельности. Первое касается борьбы с посягательством на права и свободы русскоязычного населения со стороны так называемой элитной нации. Этот надзор должен активно осуществляться в республиках, входящих в состав РФ, а также в иных регионах, где оказываются переселенцы из других стран. Второе направление надзора представляет собой борьбу с нарушениями законов, касающихся ввоза и вывоза некачественных, опасных для здоровья людей товаров. Оно же включает в себя меры по борьбе с наркобизнесом.

Организационная группа направлений осуществляется прокуратурой совместно с другими государственными органами и целях борьбы с нарушениями законности. При объединении усилий прокуратура должна выполнять организационную функцию. В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокуроры информируют органы государственной власти и управления, население о состоянии законности для разработки и реализации мер по борьбе с преступностью и другими правонарушениями. В указанном законе говорится о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1), дабы обеспечить единство толкования и применения норм права, устранить противоречия в практике применения мер пресечения, постоянно повышать качество расследования уголовных дел и т. д.

Напомним, что к правоохранительным органам относятся прокуратура и органы дознания и предварительного следствия. В борьбе с преступностью они должны действовать четко, согласованно, не допускать противоречий, конфликтов по поводу тех или иных моментов расследования преступлений. Между тем, как показывает практика, нередко не принимаются или скрываются заявления о трудно раскрываемых преступлениях, выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел или о прекращении производства расследования, дается незаконная квалификация составов преступлений и т. д.

Раньше к правоохранительным органам  официально относились и суды, ибо они тоже борются с преступностью. Но в настоящее время в связи с судебной реформой выделена отдельная ветвь власти — судебная. Но это только формально. На практике суды остались именно правоохранительными органами. В деятельности судов, прокуратуры и органов расследования тоже нужна согласованность, ибо и здесь нередки противоречия, коллизии. Например, прокурор, утверждая обвинительное заключение по уголовному делу, признал расследование качественным, а суд возвратил дело на доследование или, случается, поддерживая государственное обвинение в стадии судебного разбирательства, прокурор просил о применении к подсудимому уголовного наказания, суд же вынес оправдательный приговор. Подобные примеры можно приводить до бесконечности.

В обязанности прокурора входит периодическое проведение координационных  совещаний с участием руководителей  правоохранительных органов, а также  судов. На них обсуждаются актуальные проблемы борьбы с преступностью в регионе и разрабатываются соответствующие рекомендации. Проведению таких совещаний предшествует изучение состояния работы этих органов, выявляются ее недостатки.

Участие прокуратуры  в правотворческой деятельности государства также относится к организационным направлениям. При осуществлении прокурорского надзора не только вскрываются нарушения законности, но и обнаруживается несовершенство законодательства, которое может «стареть», не соответствовать характеру складывающихся в обществе отношений и тем самым побуждать к его нарушению. В связи с этим прокуроры обязаны принимать меры по совершенствованию законодательства путем обращения к компетентным органам с предложениями об изменении, дополнении или даже об отмене нормативных актов, не соответствующих конкретным условиям. Подобная инициатива может исходить от прокуроров всех уровней начиная от Генерального прокурора РФ и кончая прокурорами районов и городов. Более того, они могут участвовать в разработке проектов законов, других нормативных актов различными органами власти41. Если возникает необходимость, прокуроры вправе обратиться в любой компетентный орган с предложением о принятии того или иного нормативного акта.

Самостоятельным видом деятельности прокуратуры можно считать выпуск специальных изданий: Генеральная прокуратура РФ издает журнал «Законность», сборники приказов и указаний; областные, краевые прокуратуры издают различные пособия, обобщения.

 

 

§ 6. Правовые основы деятельности прокуратуры

 

Прокурорский надзор призван быть эффективным и действенным способом борьбы с нарушениями законности. В правовом государстве он должен осуществляться демократично, гуманно, высокопрофессионально. При его реализации должны применяться такие меры, которые, с одной стороны, позволяют оперативно выявлять и устранять правонарушения, а с другой — обеспечивают неприкосновенность личности, не унижают человеческого достоинства. Надлежащая организованность прокурорского надзора достигается его правовым регулированием. Нормами права определяются полномочия прокуроров, условия их реализации, устанавливаются правовые средства, порядок их использования, уточняются права и обязанности поднадзорных субъектов. Наконец, ими регулируются правовые отношения, складывающиеся при осуществлении прокурорского надзора.

В процессе регулирования этих отношений  выработалась совокупность норм права. Естественно, возникает вопрос: являются ли они однородными, составляют ли единую отрасль права, если же нет, то к каким отраслям относятся и выступают ли в качестве их институтов? В литературе нет однозначного ответа. Первоначально без каких-либо обоснований было высказано суждение, что нормы права, регулирующие прокурорский надзор, составляют самостоятельную отрасль советского права42. Эта мысль получила поддержку некоторых авторов43. В подтверждение приведенного положения был высказан следующий довод: наличие особого предмета регулирования. Действительно, в основу деления права на отрасли, по существу, положен единственный критерий — однородность отношений, регулируемых нормами права, что обусловливает появление соответствующей отрасли права. Нельзя отрицать того, что при осуществлении прокурорского надзора возникают и развиваются многочисленные регулируемые правом отношения, которые по своей природе являются процессуальными, так как в их рамках происходит установление нарушений законности и принимаются меры по устранению, предупреждению последних, привлечению виновных лиц к ответственности, восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Тем не менее, будучи надзорными, они  неоднородны и потому не образуют единой совокупности правовых норм. Это объясняется спецификой прокурорского надзора как вида государственной деятельности, ибо он осуществляется не изолированно, а в неразрывной связи с деятельностью поднадзорных субъектов. Например, органы местного самоуправления вправе обсуждать и принимать решения в отсутствие прокурора, прокурорский же надзор за исполнением ими законов не может реализоваться изолированно от них. Прокурор участвует в обсуждении вопросов на заседаниях, проверяет законность выносимых решений. То же самое следует сказать и в отношении судов, которые правомочны рассматривать уголовные и гражданские дела и выносить по ним приговоры, решения в отсутствие прокурора, тогда как последний не может выполнять свои функции без участия в судебном разбирательстве, проверки законности и обоснованности приговоров, решений и т.д. Эта связь настолько тесна, что надзорные действия часто входят в общую совокупность действий, совершаемых тем или иным государственным органом, и составляют неотъемлемую часть административного, уголовного, гражданского процессов. Так же и надзорные отношения являются составной частью отношений, складывающихся при выполнении тем или иным органом возложенных на него функций.

Имеется еще один аргумент в пользу признания надзорных действий прокурора  частью деятельности органов государственной власти и управления. Согласно действующему законодательству прокурор, как правило, не вправе самостоятельно устранять установленные им нарушения законности, привлекать виновных лиц к ответственности и восстанавливать нарушенные права и охраняемые законом интересы граждан, организаций, государства. В соответствии со своим правовым положением он обращается к компетентным органам с требованием или предложением о принятии необходимых мер. Таким образом, он возбуждает деятельность этих органов и принимает в ней активное участие.

Представим себе, что правительство  области вынесло незаконное решение. Прокурор приносит на него протест, который поддерживает потом на заседании, становясь участником последнего. Или прокурор предъявляет в суде иск и поддерживает его при рассмотрении дела. В гражданском судопроизводстве он — лицо, участвующее в деле, все его надзорные действия являются процессуальными и входят в качестве составной части в это производство. Но даже когда прокурор самостоятельно устраняет нарушение законности, его действия также составляют неотъемлемую часть деятельности органа, принявшего незаконное постановление. Например, расследование преступлений. Здесь действия прокурора по отмене или изменению незаконного акта включаются в производство дознания или предварительного следствия.

Иными словами, вид надзорных отношений зависит от вида деятельности соответствующих органов, процесса, в котором она протекает, и складывающихся при этом отношений. Можно выделить по крайней мере четыре вида процессуальных отношений, участником которых является прокурор: административно-процессуальные, уголовно-процессуальные, гражданские процессуальные, уголовно-исполнительные.

Первый вид складывается при  осуществлении общего надзора, т. е. надзора за исполнением законов органами исполнительной власти, управления, контроля и т. д. Их деятельность протекает в рамках административного процесса, и все возникающие в нем отношения, в том числе надзорные, являются административно-процессуальными.

Второй вид — отношения, возникающие  при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, а также при участии прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Расследование и рассмотрение уголовных дел происходит в рамках уголовного процесса, и отношения, складывающиеся в нем, являются уголовно-процессуальными.

Третий вид — гражданские  процессуальные отношения, возникающие при рассмотрении судами гражданских дел. Их активный участник — прокурор.

Четвертый вид отношений формируется  при осуществлении надзора за соблюдением законности в местах ограничения и лишения свободы.

Из всего изложенного следует, что осуществление прокурорского надзора регламентируется различными отраслями права: административным, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, уголовно-исполнительным.

Признание прокурорского надзора  самостоятельной отраслью обосновывалось также наличием единого общесоюзного нормативного акта, регулирующего деятельность прокуратуры. Но данный довод совершенно неприемлем. Наличие одного (пусть даже развернутого) нормативного акта не говорит об отдельной отрасли права. Он является лишь источником права, причем различных его отраслей. Например, Верховным Советом РФ был принят Закон об образовании от 10 июля 1992 г.44 Но разве можно говорить о появлении целой отрасли образовательного нрава, если содержащиеся в нем нормы относятся и к административному, и к финансовому, и к семейному праву. Главное свидетельство наличия отрасли права — единство предмета регулирования и внутренне единая совокупность норм права.

Отсутствие оснований для признания  норм, регулирующих прокурорский надзор, самостоятельной отраслью права, видимо, побудило С.С. Алексеева отнести их к разряду «комплексной специализированной отрасли права»45. Комплексные отрасли — образования, конечно, искусственные. В них условно объединяются родственные институты различных отраслей права, тогда как последние не претерпевают никаких изменений. С.С. Алексеев также считал нормы прокурорского надзора подотраслью государственного, административного права46.

Разумеется, часть норм, регулирующих надзорные отношения, входит в административное право (нормы, регламентирующие участие прокурора в административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях). Но ни при каких обстоятельствах в данную отрасль невозможно вместить нормы, регулирующие осуществление надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, впрочем, как и другие нормы, касающиеся иных направлений деятельности прокуратуры. Что же касается государственного (конституционного) права, то оно имеет отношение ко всем видам органов государства и влияет на организацию, правовое положение судов, органов власти, управления, прокуратуры. На отношения, которые складываются при выполнении возложенных на них функций, регулируются различными отраслями права47.

Можно выделить по крайней мере четыре группы норм, регулирующих осуществление прокурорского надзора.

Первая — нормы административного права, регламентирующие осуществление общего надзора.

Вторая — нормы уголовно-процессуального права. Они регулируют выполнение надзорных функций в двух отраслях: при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и надзора за законностью рассмотрения в судах уголовных дел.

Третья — нормы гражданского процессуального права. Их назначение — регулирование прокурорского надзора за законностью рассмотрения в судах гражданских дел. В известном смысле такое подразделение правовых норм нашло отражение в п. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре Российской Федерации: «Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации». Аналогичное указание содержится и в п. 1 ст. 30 того же закона относительно полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Четвертая группа — нормы уголовно-исполнительного права. Ими регулируется осуществление надзора за соблюдением законности в местах ограничения и лишения свободы.

Информация о работе Гражданское право в системе российского законодательства