Анализ деятельности местных органов управления в сфере планирования социально-экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в литературе нет единого мнения по многим проблемам территориального планирования на всех уровнях управления: федеральном, региональном и, тем более, муниципальном. Это относится и к основным понятиям планирования, которые должны обеспечивать единую методологическую и методическую платформу социально-экономического развития любой территори

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
1 Теоретико-методологические основы планирования социально экономического развития
муниципальных образований…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и сущность планирования социально-экономического развития
муниципального образования ……………………………………………………………………5
1.2 Методические подходы к планированию социально-экономического развития
муниципального образования ……………………………………………………………………9
2 Анализ исходной социально-экономической ситуации в Спасском муниципальном районе……19
2.1 Общая характеристика муниципального образования «Спасский муниципальный
район»……………………………………………………………………………………………..19
2.2 Анализ итогов социально-экономического развития Спасского муниципального
района за 2011 год ……………………………………………………………………………….22
3 Осуществление планирования социально-экономического развития в Спасском муниципальном
районе …………………………………………………………………………………………………….32
Заключение ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Буква Г.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Трудовые ресурсы. К 2013 году в связи со снижением среднегодовой численности населения незначительно снизится численность трудовых ресурсов на 1%. Количество безработных, зарегистрированных в службе занятости по прогнозной оценке составит 1,1 тыс. человек. Снижение количества безработных прогнозируется с учетом того, что все больше безработных граждан будут заниматься в личных подсобных хозяйствах, выращивая продукцию животноводства и растениеводства, будут организовывать крестьянско-фермерские хозяйства.

Потребительский рынок. По прогнозной оценке оборот розничной торговли составит 568,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах к уровню 2011 года составит 94,5%. На низкий оборот розничной торговли будет оказывать влияние низкая покупательская способность населения. По прогнозной оценке оборот общественного питания в 2012 году составит 12,4 млн. рублей. По прогнозу в 2014 году оборот общественного питания составит 15,2 млн. рублей по 1 варианту и 16,4 млн. рублей по 2 варианту. Увеличение оборота розничной торговли с 2012 по 2014 годы, рост оборота общественного питания будет происходить за счет роста покупательской активности населения, развития малого предпринимательства и ввода новых предприятий торговли.

Платные услуги населению. Увеличение объема платных услуг населению произойдет за счет увеличения тарифов на электроэнергию, тепловую энергию, тарифов на телефонную связь. В дальнейшем, до 2014 года повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги будет оказывать существенное влияние на увеличение объема оказанных платных услуг населению.

Развитие отраслей социальной сферы. По прогнозу в 2014 году численность учащихся общеобразовательных учреждений Спасского муниципального района также составит 2990 человек по 1 варианту развития и 3000 человек по 2 варианту развития.

В сфере «Здравоохранение» вырастет обеспеченность врачами. По прогнозу в 2014 году данный показатель составит 18,0 чел. на 10,0 тыс. чел. населения (число врачей составит 54 человека по 1 и 2 вариантам развития). Обеспеченность средним медицинским персоналом в 2014 году составит по 1 варианту развития 64,8 чел. на 10,0 тыс. чел. населения и по 2 варианту развития 66,2 чел. на 10,0 тыс. чел. населения.

Жилищное строительство на территории Спасского муниципального района осуществляется только за счет собственных средств застройщиков. К концу 2014года общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Спасского муниципального района составит 20,4 кв.м по 1 варианту развития и 20,5 кв.м. по 2 варианту развития.

Охрана окружающей среды. В прогнозном периоде (2012-2014 годы) планируется снижение инвестиций  в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования. В данной сфере ситуация может измениться в случае принятия федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России на 2012-2020 годы». Мероприятия для включения в федеральную целевую программу разработаны и направлены на рассмотрение в управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.

Финансы. По прогнозной оценке в 2012 году ожидается увеличение собственных доходов консолидированного бюджета Спасского муниципального района по сравнению с 2011 годом на 6,1% или на 12,0 млн. рублей. В 2012 году планируется получить доходов в консолидированный бюджет Спасского муниципального района 202,9 млн. рублей, или на 3,9% меньше по сравнению с ожидаемыми поступлениями в 2011 году за счет отмены авансовых платежей по имущественным налогам физических лиц или на 1,9% больше по сравнению с 2010 годом. В 2013 году планируется увеличение доходной части бюджета по сравнению с фактическим поступлением в 2010 году на 7,6%, а в 2014 году на 12,3%.

 

Заключение

В первом разделе курсовой работы мы рассмотрели теоретико-методологические аспекты планирования социально-экономического развития муниципальных образований.

Второй и третий разделы являются практической частью курсовой работы.

Система планирования комплексного социально-экономического развития Спасского муниципального района включает в себя прогнозирование и текущее планирование. Стратегическое планирование администрацией Спасского муниципального района не осуществляется.

Текущее планирование и прогнозирование в Спасском муниципальном районе осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам и с прогнозом на 2 последующих года. Такой подход позволяет планировать и осуществлять программные мероприятия, срок реализации которых превышает 1 год. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории.

В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности: жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной поддержки отдельных слоев населения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и т.д. Поскольку сумма отраслевых заявок всегда превышает возможности бюджета, в Спасском муниципальном районе организовано рассмотрение всех предложений, обеспечен их отбор в соответствии с выбранными приоритетами. Разработку прогноза и текущего планирования осуществляет отдел экономики администрации муниципального образования.

Прогноз разрабатывается на основе данных социально-экономического развития Спасского муниципального района за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы муниципального образования за три года. При этом прогноз на первый год служит базой для разработки бюджета, а следующие два года являются плановым периодом, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической политики Спасского муниципального района. Такой прогноз ежегодно корректируется со сдвигом планового периода на год вперед. При разработке финансового плана учитываются дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом.

Разработка прогноза комплексного социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показателей, которые использовались при анализе социально-экономического положения. В прогнозе формулируются основные цели и задачи Спасского муниципального района на планируемый период и пути их достижения. Далее они конкретизируются по направлениям (целевым программам).

Муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития увязаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. Проводится анализ и отбор заявок. Комплексный годовой план социально-экономического развития Спасского муниципального района вместе с прогнозом на 2 последующих года и целевыми программами вносится главой администрации на рассмотрение Думы Спасского муниципального района одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и финансовым планом на 2 последующих года. Эти документы утверждаются совместно.

Текущий план социально-экономического развития Спасского муниципального района отвечает таким требованиям как:

         конкретность. В нем представлена система показателей, индикаторов социально-экономического развития Спасского муниципального района;

         реалистичность и сбалансированность, которая достигается частично на основе прогнозов, частично расчетным путем;

         инкорпорируемость. Структура годового плана социально-экономического развития Спасского муниципального округа обеспечивает сопоставимость его показателей с одноименными показателями развития других муниципальных образований в Приморском крае, а также возможность интеграции его основных разделов в аналогичные разделы годовых планов социально-экономического развития Приморского края;

         структурированность. Индикаторы социально-экономического развития Спасского муниципального района структурированы в виде двух систем показателей (первая – система показателей, содержащая интегрированные количественные и качественные характеристики социально-экономического развития на начало и на конец года, являющаяся основой для расчета доходной части бюджета; вторая – система показателей, содержащая количественные и качественные характеристики реализации запланированных на год этапов текущих целей, задач, проектов, а также количественные характеристики необходимых для этого ресурсов, несет на себе функцию целеполагания и обоснования величины и структуры инвестиционной составляющей расходной части бюджета муниципального района).

Разработка финансового баланса на прогнозируемый  и плановый периоды в Спасском муниципальном районе базируется на оценке результатов исполнения финансовых балансов и отчетов по исполнению бюджетов предшествующих лет, а также на прогнозе социально-экономического развития Спасского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений.

Хочется отметить, что до 2007 года администрацией Спасского муниципального района разрабатывалась комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования, рассчитанная на 5 лет. Это позволяло муниципальному образованию привлечь на свою территорию больше инвестиций (под реализацию федеральных целевых программ и целевых программ Приморского края). Ежегодно вносились корректировки. Глава муниципального образования Саксина Ж.П. уделяла этому первоочередное внимание. В Спасском муниципальном районе в тот период времени проводились краевые семинары по разработке комплексных программ, администрация района в то время делилась со всеми опытом в этом направлении.

Со сменой главы муниципального образования сместились и приоритеты в деятельности администрации в области планирования социально-экономического развития муниципального образования. На разработку комплексной программы сроком на 5 лет Дума муниципального района  не выделяет финансовых средств. Главой муниципального образования этот вопрос не поднимается. Можно сказать, что в Спасском муниципальном районе сделан шаг назад в области планирования социально-экономического развития .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1           Головко И.С. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, рекомендации, проблемы / И.С. Головко, Т.В. Псарева, И.А. Назаренко. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2010. – 326 с.

2           Анимица Е.Г. Концептуальные основы стратегического плана развития города Екатеринбурга / Е.Г. Анимица, С.В. Бочко, А.Г. Высокинский. – Екатерибург, Издательство АМБ, 2009. – 168 с.

3         Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс».

4         Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л.П. Владимирова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 422 с.

5         Псарёв В.И. Методика формирования и анализа комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований / В.И. Псарёв, Н.В. Сушенцева. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2010. – 511 с.

6               Волчкова Л.Т. Планирование социально-экономического развития: теория, методология, организация: учебно-методическое пособие / Л.Т. Волчкова. – СПб. : изд–тво Санкт-петербургского университета, 2009. – 164 с.

7               Иванов Е. Факторы социально-экономического развития муниципального образования как объект управления инвестициями / Е. Иванов // Муниципальная экономика. – 2008. – № 1. – С. 2–9.

8         Зотов В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика / В.Б. Зотов. – М.: Прима-Пресс-М, 2008. – 319 с.

9         Каримова Э.Р. Управление социально-экономической системой муниципального образования: перспективы инновационного развития региональной и отраслевой экономики / под ред. А.В. Бабкина. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007. – 504 с.

10     Марченко И.П. Организация государственного и муниципального управления по результатам / И.П. Марченко. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2008. – 408 с.

11     Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие для ВУЗов / Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 279 с.

12     Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2007. – 322 с.

13           Сачук Т.В. Методические рекомендации по разработке стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования / Т.В. Сачук. – Петрозаводск: КГПУ, 2007. – 88 с.

14     Львов Д.С. Стратегическое планирование: регион, город, предприятие / Д.С. Львов, А.Г. Гранберг, А.П. Егоршин. – М.: Экономика, 2010. – 605 с.

15     Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: учебное пособие / Н.В. Шумянкова. – М.: Экзамен, 2008. – 639 с.

16           Житкова Е. Научные основы формирования стратегического планирования комплексного социально–экономического развития территории / Е. Житкова // Городское управление. – 2010. – № 8. – С. 33–39.

17           Коломийченко О. В. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация / О. В. Коломийченко, В. Е. Рохчин. – СПб. : Наука, 2007. – 235 с.

18           Панов А.И. Стратегический менеджмент : учебное пособие для вузов / А.И. Панов, И. О. Коробейников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана, 2006. – 303 с.

19           Маркова В. Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: Инфра–М, 2006. – 288 с.

20           Коркина Т. Программно-целевое управление развитием малого города: механизм реализации /  Т. Коркина, В. Улановская // Городское управление. – 2010. – № 4. – С. 49–52.

21           О Спасском муниципальном районе: закон Приморского края от 11 ноября 2004 г. № 163-КЗ   / Администрация Приморского края. – 2010. – режим доступа: http://primorsky.ru

22           Устав Спасского муниципального района: утвержден решением Думы Спасского муниципального района от 24 февраля 2009 г. № 11 / Спасский муниципальный район. – г.Спасск-Дальний. - 2011. – 83 с.

Информация о работе Анализ деятельности местных органов управления в сфере планирования социально-экономического развития