Анализ деятельности местных органов управления в сфере планирования социально-экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в литературе нет единого мнения по многим проблемам территориального планирования на всех уровнях управления: федеральном, региональном и, тем более, муниципальном. Это относится и к основным понятиям планирования, которые должны обеспечивать единую методологическую и методическую платформу социально-экономического развития любой территори

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
1 Теоретико-методологические основы планирования социально экономического развития
муниципальных образований…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и сущность планирования социально-экономического развития
муниципального образования ……………………………………………………………………5
1.2 Методические подходы к планированию социально-экономического развития
муниципального образования ……………………………………………………………………9
2 Анализ исходной социально-экономической ситуации в Спасском муниципальном районе……19
2.1 Общая характеристика муниципального образования «Спасский муниципальный
район»……………………………………………………………………………………………..19
2.2 Анализ итогов социально-экономического развития Спасского муниципального
района за 2011 год ……………………………………………………………………………….22
3 Осуществление планирования социально-экономического развития в Спасском муниципальном
районе …………………………………………………………………………………………………….32
Заключение ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Буква Г.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Полученный из всех источников информационный массив должен быть сформирован в единый документ. Таким документом является паспорт муниципального образования. Паспорт должен периодически актуализироваться и быть удобным в работе как для органов местного самоуправления, так и для органов вышестоящего уровня.

Сформированная по блокам и разделам в виде паспорта информация является исходной базой для комплексного анализа текущего состояния социальной сферы и экономического сектора муниципального образования, диагностики проблем территории, выявления потенциала и ограничений развития экономики и социальной сферы муниципального образования [11].

Комплексный анализ информации любой административно-территориальной единицы, как правило, проводится с применением двух наиболее действенных методологических подходов: исторического, или историко-географического, и структурно-функционального.

Исторический (историко-географический) подход позволяет исследователям понять историческую логику, внутреннюю закономерность зарождения, становления и развития муниципального образования в данной географической точке, выделить движущие силы и источники, определяющие пространственные, структурные, демографические сдвиги, качественные изменения исторической миссии муниципального образования в различные периоды времени. Изучение этих аспектов развития муниципального образования позволяет с определенной достоверностью провести экстраполяцию отдельных процессов жизненного цикла муниципального образования на будущие периоды [12].

При проведении структурно-функционального анализа социально-экономического развития муниципального образования изучается:

– уровень развития малого и среднего бизнеса, причины, его сдерживающие;

– динамика развития ведущих секторов экономики муниципального образования за последние 3 – 5 лет (выявляются градообразующие хозяйствующие субъекты, группы хозяйствующих субъектов, объединенные общими производственно-технологическими цепочками, и формирующиеся вокруг них кластеры; определяются «узкие места» и «точки роста» экономики);

– обеспеченность реального сектора экономики, рыночной инфраструктуры специалистами высшего и среднего звена управления, а также кадрами основных рабочих профессий;

– инвестиционная активность в муниципальном образовании, оценивается его инвестиционный потенциал и состояние финансово-бюджетной сферы;

– научно-инновационная деятельность и ее потенциал;

– состояние социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании, обеспеченность ею по социальным нормам;

– уровень жизни и социальной защиты населения муниципального образования;

– уровень безработицы и эффективность мер, направленных на ее сокращение [5].

С помощью количественного и качественного анализа внешней и внутренней среды, в которой действуют субъекты территориального планирования, уточняются и оцениваются внутренние и внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития муниципального образования, оценивается конкурентоспособность муниципального образования на рынках финансов, труда и потребительском рынке.

Алгоритм структурно-функционального анализа социально-экономического положения муниципального образования приведен на рисунке 2.


Рисунок 2 - Алгоритм структурно-функционального анализа социально-экономического

положения муниципального образования

Для более четкого понимания конкурентных преимуществ муниципальных образований, а также выявления факторов, сдерживающих его развитие, зачастую формируют так называемый SWOT-анализ. Обобщенные материалы данного этапа работ являются базой для разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования.

На этапе разработки концепции развития муниципального образования должна быть сформирована согласованная система идей и взглядов власти, бизнеса и населения о стратегических целях и приоритетных направлениях социально-экономического развития муниципального образования, а также этапах реализации намеченных целей и задач.

Основная задача концепции – четкое формулирование миссии муниципального образования, стратегии и идеологии его развития на длительный период времени [13].

Анализ теории и практики территориального планирования позволяет выделить пять основных групп стратегических целей, реализация которых позволяет обеспечить устойчивое развитие муниципального образования как на уровне муниципального района, городского округа, так и на уровне городского, сельского поселения:

    рост благосостояния жителей муниципального образования;

    рост экономического потенциала муниципального образования;

    формирование муниципальной политики в сфере повышения образовательного, научного, культурного и духовного потенциала;

    обеспечение безопасности жизни в муниципальном образовании;

    улучшение качества среды обитания населения муниципального образования.

Стратегические цели и задачи могут формироваться как для муниципального района, городского округа в целом в рамках единой концепции развития муниципального образования первого уровня, так и для отдельных городских, сельских поселений и градообразующих хозяйствующих субъектов (по согласованию с ними) [14].

При определении целей необходимо руководствоваться следующими критериями:

– цели должны соответствовать области компетенции субъекта планирования;

– достижение цели можно проверить, в том числе и прежде всего, – с помощью количественных индикаторов;

– наличие четкой связи цели с основной деятельностью субъекта планирования.

Субъект планирования должен формулировать свои цели применительно лишь к тем целям стратегического развития страны и субъекта Российской Федерации, в составе которого он находится и которые имеют прямое отношение к вопросам его ведения. Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей местного сообщества и не должна зависеть от средств их достижения.

Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности субъекта бюджетного планирования – при формировании тактических задач, подготовке бюджетных целевых программ, инвестиционных бизнес-проектов. Очевидно, что при ограниченных ресурсах муниципального образования, даже за счет значительного притока внешних инвестиций, реализовать все перечисленные стратегические цели одновременно нереально [15].

Успех последующих этапов территориального планирования и прогнозирования во многом зависит от объективной оценки возможностей их реализации в плановый период. Из суммы возможных стратегических целей в большинстве случаев останавливаются на одной главной и трех – пяти локальных первоочередных целях и задачах, реализация которых обеспечивается ресурсным потенциалом и может дать наибольший экономический и социальный эффект.

Реализация поставленных стратегических целей и задач невозможна без консолидации финансовых, материальных и трудовых ресурсов всех субъектов территориального планирования и управления. Это требует на этапе формирования концепции социально-экономического развития муниципального образования от разработчиков определения допустимых размеров собственных ресурсов населения, бизнес-структур, расположенных на территории муниципального образования, которые они готовы вложить в реализацию концепции.

Опыт территориального планирования предлагает как минимум три метода решения этой проблемы: демократический, прагматический, административный и технократический [16].

Демократический – заключается в вовлечении с самого начала работы над стратегическим документом, наряду с работниками исполнительно- распорядительного органа местного самоуправления и профессионалов, широкого круга общественных организаций и населения города для достижения консенсуса между властью, бизнесом и населением по стратегическим вопросам в процессе совместной работы.

Прагматический метод работы над концепцией, который заключается в организации работы группы профессионалов под внешним административным и депутатским контролем и интенсивным освещением этапов работы в СМИ. Прагматический метод предусматривает достижение консенсуса интересов всех субъектов территориального планирования и управления не на стадии всего периода работы, а только на стадии принятия решения по концептуальным вопросам развития муниципального образования.

Наиболее уязвимыми, с точки зрения достижения консенсуса интересов населения, бизнеса и власти, являются административный и технократический методы работы над стратегическими документами, при которых плановые работы выполняются келейно, а среди разработчиков доминирует представление о концепции и стратегическом территориальном плане, как о документах либо сугубо административного, либо научного характера. Такие методы работы властных структур в настоящее время сообществом не воспринимаются и не могут быть рекомендованы в практической деятельности.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект планов и программ должен выноситься на публичные слушания. Перед утверждением концепции ее основные положения должны быть согласованы в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которой находится муниципальное образование [17].

При разработке концепции следует особое внимание уделить первому разделу «Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации». Каждый из параграфов данного раздела должен занимать не более полутора – двух листов и состоять из трех пунктов: текущая ситуация на момент разработки концепции в той или иной сфере экономики или социальной жизни муниципального образования; проблемы и ограничения развития отрасли, сферы социума; потенциал развития муниципального образования.

Разработку стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования рекомендуется выполнять для муниципальных образований на уровне крупных городских округов и крупных городских поселений.

Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования является по своей сути и содержанию механизмом реализации концепции развития муниципального образования [18].

Обязательным условием начала работ на каждом этапе формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования является актуализация аналитических данных, полученных на предыдущих этапах, и уточнение информационной модели текущего облика территории. Особое внимание на этапе разработки стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования следует уделить вновь возникшим факторам воздействия со стороны внешней среды на муниципальное образование, как открытую экономическую систему.

Стратегический план должен касаться только тех хозяйствующих субъектов, отраслей, кластеров, сфер социума, которые могут иметь определяющее значение для достижения поставленной концепцией стратегической цели.

Перечисленные выше условия и определяют в основном структуру стратегического плана муниципального образования. Как правило, он должен состоять из трех разделов.

Первый раздел включает в себя заключительную часть концепции развития муниципального образования, т.е. систему согласованных приоритетов его развития, составляющих стратегический выбор муниципального образования, и содержащую пакет локальных первоочередных, среднесрочных и долговременных целей и задач, а также актуализированный анализ текущего состояния внутренней и внешней среды муниципального образования [19].

Второй раздел содержит базовые сценарии реализации стратегических приоритетов муниципального образования, их технико-экономическое сравнение и выбор сценария, обеспечивающего наибольшую вероятность реализации стратегических целей и задач.

Третий раздел стратегического плана должен содержать механизм реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования.

Формирование плановых документов (комплексных программ) социально-экономического развития муниципального образования. Плановая составляющая комплексной программы формируется в виде трех взаимосвязанных документов: текущий (годовой) план; среднесрочный план (5 лет); долгосрочный план (10 лет).

Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования должна состоять из следующих составных частей:

         концепции социально- экономического развития муниципального образования;

         приоритетных направлений развития муниципального образования;

         долгосрочного и среднесрочного плана;

         годовых планов и муниципальных целевых программ;

         муниципальных инвестиционных бизнес – проектов [20].

Прежде чем приступить к разработке программы и планов социально-экономического развития муниципального образования необходимо провести оценку исходной социально – экономической ситуации данного муниципального образования.

Подведя итоги, мы пришли к следующим выводам:

Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя прогнозирование, текущее и стратегическое планирование. Бюджетный кодекс РФ 2004 года предусматривает обязательную разработку перспективного финансового плана развития муниципального образования на трехлетний (среднесрочный) период. Этот план разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития территории на тот же период. Прогноз разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы муниципального образования. При этом прогноз на первый год служит базой для разработки бюджета, а следующие два года являются плановым периодом, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической политики органов местного самоуправления. Такой прогноз ежегодно корректируется со сдвигом планового периода на год вперед. При разработке финансового плана учитываются дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом.

Информация о работе Анализ деятельности местных органов управления в сфере планирования социально-экономического развития