Анализ деятельности местных органов управления в сфере планирования социально-экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в литературе нет единого мнения по многим проблемам территориального планирования на всех уровнях управления: федеральном, региональном и, тем более, муниципальном. Это относится и к основным понятиям планирования, которые должны обеспечивать единую методологическую и методическую платформу социально-экономического развития любой территори

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
1 Теоретико-методологические основы планирования социально экономического развития
муниципальных образований…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и сущность планирования социально-экономического развития
муниципального образования ……………………………………………………………………5
1.2 Методические подходы к планированию социально-экономического развития
муниципального образования ……………………………………………………………………9
2 Анализ исходной социально-экономической ситуации в Спасском муниципальном районе……19
2.1 Общая характеристика муниципального образования «Спасский муниципальный
район»……………………………………………………………………………………………..19
2.2 Анализ итогов социально-экономического развития Спасского муниципального
района за 2011 год ……………………………………………………………………………….22
3 Осуществление планирования социально-экономического развития в Спасском муниципальном
районе …………………………………………………………………………………………………….32
Заключение ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Буква Г.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Разработка прогноза комплексного социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показателей, которые использовались при анализе социально-экономического положения. В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее они конкретизируются по направлениям (целевым программам).

Комплексный годовой план социально-экономического развития территории вместе с прогнозом на 2 последующих года и целевыми программами вносится главой администрации на рассмотрение представительного органа муниципального образования одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и финансовым планом на 2 последующих года. Эти документы должны утверждаться совместно.

 



2

 

2 Анализ исходной социально-экономической ситуации в Спасском

муниципальном районе

2.1 Общая характеристика муниципального образования «Спасский

муниципальный район»

Спасский район образован Постановлением Президиума ВЦИК 4 января 1926 года, занимаемая площадь составляет 420,5 тыс.га. На территории района расположено 40 населённых пунктов, в которых проживает 30,8  тыс. человек.

В соответствии с Законом Приморского края от 11 ноября 2004г. №163-КЗ «О Спасском муниципальном районе"[21] в составе Спасского муниципального района в 2005 году сформировано и осуществляют полномочия в рамках Федерального Законно от 06.10.2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  10 сельских поселений: Прохорское сельское поселение – 4 населённых пункта; Дубовское – 2; Александровское – 2; Хвалынское – 4; Чкаловское – 5; Духовское – 4; Спасское – 3; Краснокутское – 3; Новосельское - 6; Буссевское – 7 [22].

В соответствии с Законом Приморского края от 29.06.2010 № 635-КЗ «О преобразовании некоторых сельских поселений Спасского муниципального района Приморского края и о внесении изменений в Закон Приморского края «О Спасском муниципальном районе» Спасское сельское поселение и Новосельское сельское поселение Спасского муниципального района преобразованы путем объединения в Спасское сельское поселение, с административным центром в селе Спасское, Хвалынское сельское поселение и Буссевское сельское поселение Спасского муниципального района преобразованы путем объединения в Хвалынское сельское поселение, с административным центром в селе Лётно-Хвалынское.

Спасский муниципальный район является административно- территориальной единицей, в состав которой входят: село Александровка, железнодорожная станция Дроздов, село Анненка, село Буссевка, село Константиновка, село Нахимовка, село Нововладимировка, село Татьяновка, железнодорожная станция Адарка, село Дубовское, село Калиновка, село Духовское, село Никитовка, село Новорусановка, железнодорожная станция Сунгач, село Вишневка, село Евсеевка, село Красный Кут, село Гайворон, село Лебединое, село Луговое, село Новосельское, село Сосновка, село Степное, село Малые Ключи, село  Новинка, село Прохоры, железнодорожная станция Кнорринг, село Воскресенка, село Спасское, железнодорожная станция Старый Ключ, село Зеленовка, село Летно-Хвалынское, село Славинка, село Хвалынка, село Васильковка, село Зеленодольское, село Кронштадтка, село Чкаловское, железнодорожная станция Свиягино. Территорию Спасского муниципального района составляют земли входящих в Спасский муниципальный район сельских поселений и земли муниципального района.

Официальным наименованием Спасского района является «Спасский муниципальный район». Спасский муниципальный район как муниципальное образование имеет Устав, муниципальную собственность, местный бюджет, выборные и иные органы местного самоуправления и не входит в состав какого-либо иного муниципального образования [22].

Административным центром Спасского муниципального района является город Спасск - Дальний.

В районе численность трудовых ресурсов составляет 16,8 тыс. чел., из них занято в экономике 10,3 тыс. чел., в том числе в материальном производстве 7,3 тыс. чел., в непроизводственной сфере 3,0 тыс. чел. В частном секторе экономики трудится  6,5 тыс. чел., которые получают дополнительный доход от ведения личного подсобного хозяйства [23].

Органы местного самоуправления Спасского муниципального района  заключают соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Спасского муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Спасского муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения заключаются на определенный срок, содержат положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривают финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Органы администрации Спасского муниципального района осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность за счет собственных доходов бюджета Спасского муниципального района.

Исключительно на уровень Спасского муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся: организация охраны общественного порядка, предоставления начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время, основных видов медицинской помощи, организация и осуществление экологического контроля территории и ряд других. Финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из соответствующих бюджетов.

Спасский муниципальный район имеет собственный бюджет. Бюджет Спасского муниципального района - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Спасского муниципального района. Финансовый год соответствует  календарному году  и длится с 1 января по 31 декабря. Бюджет Спасского муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав Спасского муниципального района, составляют консолидированный бюджет Спасского муниципального района. Решение  о бюджете вступает в силу с 1 января  и действует по 31 декабря  финансового года, если иное не предусмотрено  решением о бюджете.

На основе информации о демографических процессах органы местного самоуправления планируют объемы муниципальных услуг, сеть муниципальных учреждений образования, здравоохранения, вносят изменения в бюджеты, корректируют социальную политику, определяют приоритеты в финансировании различных проектов.

Решения администрации и Думы Спасского муниципального района по вопросам местного значения обязательны для государственных органов и их работников как жителей муниципального образования.

Построение организационной структуры местной администрации определяется перечнем выполняемых функций и особенностями объекта управления. Объектом муниципального управления с одной стороны являются подсистемы местной администрации (кадровая, финансовая, информационная, организационная, технологическая). С другой стороны – муниципальные объекты здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительные органы, предприятия жизнеобеспечения (ЖКХ), городского пассажирского транспорта, малого бизнеса, кредитные и страховые учреждения и другие организации, находящиеся в полной или долевой муниципальной собственности [24].

Основные факторы или элементы внешней среды, воздействующие на поведение муниципального образования, подразделяются на четыре большие группы: политические и правовые, экономические, социальные и культурные, технологические. Они представляют части комплексного анализа среды, являются взаимосвязанными элементами [25].

Глава местной администрации и его заместители являются руководящими должностными лицами исполнительного органа местного самоуправления. Заместители главы администрации осуществляют руководство отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчиненных им в соответствии с распределением обязанностей структурных подразделений администрации. Глава определяет число своих заместителей и направления их работы.

В структуру администрации Спасского муниципального района входят отраслевые (функциональные) органы, которые не обладают правами юридического лица. Отраслевые (функциональные) органы администрации Спасского муниципального района осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых главой Спасского муниципального района. Руководители  отраслевых органов администрации Спасского муниципального района назначаются на должность и освобождаются от должности главой Спасского муниципального района. Полномочия администрации Спасского муниципального района определены Уставом [22].

Структура Администрации Спасского муниципального района является линейно-  функциональной. Численный состав администрации Спасского муниципального района составляет 65 человек.

Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации и являются основой для выделения в ее структуре самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Формирование структуры местной администрации представляет собой организационное закрепление тех или иных функций муниципального управления за отдельными управленческими подразделениями и должностными лицами. Решение этой сложной задачи обеспечивается на основе сочетания научных методов с субъективной деятельностью специалистов [26].

Важное направление деятельности администрации - ее взаимодействие с представительным органом муниципального образования, подготовка проектов нормативных и других документов, требующих рассмотрения в представительном органе согласно законодательству и уставу муниципального образования. В качестве субъекта правотворческой инициативы в этих вопросах выступает глава администрации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации и являются основой для выделения в ее структуре самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач.

2) Организационная структура Спасского муниципального района является линейно-функциональной, поскольку она основана на определенной системе взаимодействия линейных (отраслевых) и функциональных структурных подразделений и принятия решений линейными подразделениями по согласованию с функциональными. В соответствии с объемами и распределением задач и функций в составе администрации создаются конкретные организационные единицы - управления, отделы, и т.д. Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие, образующие новые уровни.

2.2 Анализ итогов социально-экономического развития Спасского

муниципального района за 2011 год

1) Демографическая ситуация и миграция населения. Численность постоянного населения Спасского муниципального района на 1 января 2012 года составила  30777 человек. В 2011 году на территории Спасского муниципального района зарегистрировано 329 родившихся (342 родившихся в 2010 году) и 439 умерших (437 умерших в 2010 году) [23].

Абсолютный показатель естественной убыли населения за 2011 год составил 110 человек (95 человек за 2010 год). В 2011 году на территорию Спасского муниципального района прибыло 456 иностранных гражданина (519 иностранных граждан за 2010 год). Выбыло с территории Спасского муниципального района в 2011 году 544 человека (498 человек за 2010 году). Анализ миграции показал, что в 2011 году наблюдалась миграционная убыль на 88 человек.

2) Сельское хозяйство. За 2011 год в Спасском муниципальном районе произведено продукции сельского хозяйства на сумму 634,1 млн. рублей, что в сопоставлении с 2010годом составляет 91,3%, в том числе продукции животноводства – 260,4 млн. рублей (99,9% к уровню 2010 года), продукции растениеводства – 373,7 млн. рублей (86,1% к уровню 2010 года). Прирост объема производства сельскохозяйственной продукции обеспечили крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства.

Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составило – 4 563 гол (114,8% к соответствующему периоду 2010 года), в т.ч. поголовье коров во всех категориях хозяйств – 2 557 гол ­­­­­(111,8% к уровню 2010 года). Поголовье свиней во всех  категориях хозяйств – 5 932 гол (в 2,3 раза больше, чем в 2010 году), в т.ч. в сельскохозяйственных предприятиях 3 729 гол (в 6,5 раза больше, чем в 2010 году). Среднесуточный надой на 1 фуражную корову – 6,9 кг (83,8% или уменьшение на 0,4 кг к уровню  2010 года).

В 2011 году общая посевная площадь зерновых и зернобобовых культур составила 5 346 га (49,3% к уровню 2010 года). Валовый сбор составил 52001 ц (30,2% к уровню 2010 года) при урожайности 11,7 ц/га (71,8% к уровню 2010 года). Посевная площадь сои составила 8 911 га (113,1% к уровню 2010 года). Валовый сбор составил 79 581 ц (133,9% к уровню 2010 года) при урожайности 9,3 ц/га (84,5% к уровню 2010 года). Посевная площадь картофеля составила 1 564 га (99,5% к уровню 2010 года). Валовый сбор составил 171 565 ц (95,8% к уровню 2010 года при урожайности 109,7 ц /га (96,3% к уровню 2010 года).

В районе действуют 14 пунктов искусственного осеменения скота для общественного и частного сектора. В районе села Свиягино ведется строительство базы для хранения зерна (склады для хранения зерна, цеха для сушки зерна, административные здания, гаражные помещения для сельскохозяйственной техники).  Планируемый срок завершения строительства – 2012 год.

3) Промышленность. Объем отгруженной продукции, с учетом оценки деятельности малых предприятий и промышленных подразделений при непромышленных организациях в фактических ценах составил 3869,9 млн. рублей. Увеличение объема обрабатывающего производства в действующих ценах в сравнении с 2010 годом -116,1%. За 2011 год не производилась продукция готовых металлических изделий и продукция швейного производства предприятием учреждением УЦ 267/3 ГУИН МИНЮСТА Росии.

Структура перерабатывающего промышленного производства представлена отраслями: Пищевая промышленность – 4,6% (ООО «Ханкайская долина»,  ООО «Спасское молоко», 5 мини-пекарен, цех по производству рыбной продукции ИП Рудич Л.В.,  цех розлива воды ООО «Артель», ООО «Аква-Спасск», ООО «Фрост-Плюс», ООО «Велис»)  –  231,8 млн. рублей. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов (ОАО «Спасскцемент» - 3636,1 млн. рублей) – 93,96%. Лесозаготовки - 0,05% от общего объема перерабатывающего промышленного производства (2,0 млн. рублей).

Информация о работе Анализ деятельности местных органов управления в сфере планирования социально-экономического развития