Условно- досрочное освобождение от наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы рассмотреть и проанализировать особенности условно - досрочного освобождения от отбывания наказания.
В связи с поставленной целью мы наметили следующие задачи:
- определить понятие условно-досрочного освобождения и его юридическую природу;
- изучить проблемы освобождения от наказания осужденных, и обеспечение контроля за ними;
- рассмотреть правовое положение лиц, освобожденных условно-досрочно;

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические аспекты развития института условно-досрочного освобождения
1.2 Понятие условно-досрочного освобождения, основания и его место в системе гуманизации уголовно-правового наказания
Глава 2 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА НИМИ
2.1 Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания
2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними
Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ
3.1 Законодательные изменения и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан
3.2 Опыт и практические пути Казахстана в реформировании института УДО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 166.14 Кб (Скачать)

  Лица, совершившие  преступление в несовершеннолетнем возрасте, могут быть освобождены  условно-досрочно от отбывания двух видов наказания: лишения свободы  и исправительных работ после  фактического отбытия не менее 1/3 срока  наказания. За преступление небольшой  или средней тяжести, не менее  половины срока наказания за тяжкое преступление и не менее 2/3 срока  наказания за особо тяжкое преступление.

  В соответствии со ст.71 УК не отбытая часть назначенного срока лишения свободы за преступление небольшой и средней тяжести  с учетом поведения осужденного  может быть заменена ему любым  более мягким видом наказания, указанным  в ст.39 УК: арестом, ограничением свободы, исправительными работами, привлечением к общественным работам, а в отношении  осужденных военнослужащих - содержанием  в дисциплинарной воинской части  или ограничением по военной службе. При этом лицо может быть полностью  или частично освобождено от отбывания  дополнительного наказания.

  Не отбытая  часть лишения свободы может  быть заменена более мягким видом  наказания после фактического отбытия  осужденным не менее 1/3 срока наказания. Отбывание более мягкого вида наказания назначается на срок, равный оставшейся не отбытой части наказания, назначенного по приговору суда. Однако этот срок не может превышать верхнего предела, установленного законом для  соответствующего вида более мягкого  наказания. Лица, которым назначенное  приговором суда лишение свободы  заменено более мягким видом наказания, в дальнейшем на основании и в порядке, установленном ст.70 УК, могут быть освобождены условно-досрочно от отбывания нового, более мягкого вида наказания. В отличие от условно-досрочного освобождения, замена не отбытой части лишения свободы более мягким видом наказания не может быть отменена из-за ненадлежащего поведения осужденного.

  В случае совершения осужденным нового преступления во время отбывания более мягкого  вида наказания к назначенному за него наказанию полностью или  частично присоединяется только не отбытая  часть нового наказания, а не та часть  лишения свободы, которая осталась не отбытой.

  Если «осужденный  отбывает наказание, назначенное по совокупности приговоров за преступления, одни из которых совершены до достижения 18 лет, а другие в совершеннолетнем возрасте, отбытие срока, дающего  основание для применения условно-досрочного освобождения, следует исчислять  в соответствии со ст.70 УК РК».[42]

  В тех  случаях, когда наказание осужденному  было смягчено актом амнистии или  помилования либо постановлением суда, суд при применении условно-досрочного освобождения от наказания должен исчислять  фактическую часть отбытого наказания, исходя из наказания, установленного актом  амнистии или помилования либо постановлением суда.

  При условно-досрочном  освобождении суды не должны устанавливать  какой-либо испытательный срок, поскольку, по смыслу ст.70 УК, таким сроком является не отбытая часть наказания. В  связи с этим в резолютивной части  постановления об условно-досрочном  освобождении необходимо указывать  конкретный календарный срок наказания, от отбытия которого осужденный освобождается  условно-досрочно, и обязательно  указывать об условно-досрочном  характере освобождения осужденного.

  Условный  характер данного вида освобождения от отбывания наказания заключается  в установлении контроля за поведением условно-досрочно освобожденного и  за исполнением возложенных на него обязанностей, а так же в возможности  отмены условно-досрочного освобождения в случае нарушения требований, предъявляемых  к условно-досрочно освобожденным. Контроль поведения условно-досрочно освобожденных осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным  органом по месту жительства осужденных, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и  учреждений.

  При условно-досрочном  освобождении от основного наказания  осужденных, к которым были применены  дополнительные наказания, суды во всех случаях по представлению органа, исполняющего наказание, или по своей  инициативе обязаны обсуждать вопрос о возможности освобождения полностью  или частично осужденного и от дополнительного наказания. Решение  суда по этому вопросу должно быть отражено в резолютивной части постановления. Если при условно-досрочном освобождении от основного наказания вопрос об освобождении осужденного от дополнительного  наказания был решен судом  отрицательно, то повторное рассмотрение этого вопроса может состояться лишь по истечении срока, установленного ст.169 п.11 УИК, т.е. 6 месяцев со дня  вынесения судом постановления  об отказе.

  В тех  случаях, когда вопрос об условно-досрочном  освобождении от дополнительного наказания  осужденного, полностью отбывшего  основное наказание, возник во время  отбывания им дополнительного наказания, суд может освободить его от этого  наказания по отбытии им установленной  законом части дополнительного  наказания и при наличии других указанных в законе условий.

  Решая вопрос о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания в отношении  лица, которое ранее было условно-досрочно освобождено, если условно-досрочное  освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч.7 ст.70 УК. Следует  иметь в виду, что сам по себе факт отмены условно-досрочного освобождения по закону не может служить основанием для отказа в применении к осужденному  условно-досрочного освобождения.

  Условно-досрочное  освобождение к таким лицам может  быть применено после фактического отбытия ими 3/4 назначенного срока  наказания.

  Ст.169 п.12 УИК РК предусматривает, что условно-досрочно освобожденные, а также осужденные к наказанию в виде ограничения  свободы, если они были направлены в  исправительные учреждения, в случаях, предусмотренных законом, могут  быть вновь представлены к условно-досрочному освобождению от отбытия наказания  или замене не отбытой части наказания  более мягким не ранее, чем по истечении  одного года со дня вынесения судом  решения об отмене условно-досрочного освобождения.

  В практике судов не должны иметь место случаи как неправильного применения условно-досрочного освобождения, так и необоснованного  отказа в освобождении от наказания  осужденных, доказавших свое исправление.

  « Суды не вправе отказывать в условно-досрочном  освобождении по мотивам, не предусмотренным  законом, таким как: мягкость назначенного наказания, кратковременность пребывания осужденного в данном исправительном учреждении, отрицание вины осужденным, наличие в прошлом судимостей, отбывание наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и т. д.».[43]

  Действующий УК не содержит ограничений в условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания. Оно может применяться к любым  лицам, в том числе и при  особо опасном рецидиве, независимо от характера и тяжести совершенных  преступлений. В соответствии со ст.5 УК вопрос о возможности применения или неприменения условно-досрочного освобождения от наказания и замены, не отбытой части наказания более  мягким должен решаться в соответствии с законом, действующим в момент применения условно-досрочного освобождения, а не с законом, действовавшим  во время осуждения.

  Постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения представления об условно-досрочном  освобождении, о замене не отбытой  части наказания более мягким наказанием должно направляться для  приобщения к делу в суд, постановивший  приговор, а в отношении несовершеннолетнего  также в комиссию по делам несовершеннолетних по его постоянному месту жительства.

  Во всех случаях необходимо разъяснять условно-досрочно освобожденным последствия, предусмотренные  ч.7 ст.70 УК, в случае совершения ими  в течение не отбытого срока наказания  нового преступления, нарушения общественного  порядка, за которое на него может  быть наложено административное взыскание, злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных судом  при применении условно-досрочного освобождения; кроме того, разъяснять осужденным право обжалования постановления  суда в апелляционном порядке, о  чем следует указывать в протоколе  судебного заседания.

  К примеру, в колонии можно обратиться с  жалобой и к прокурору по надзору  за уголовно-исполнительной системой, надзирающие за данной системой, а  также в вышестоящие органы.

  Судами  области за прошлый год рассмотрено  около 4000 представлений об условно-досрочном  освобождении от отбытия наказания, замене не отбытого наказания более  мягким, и не менее важно, об отмене условно-досрочного освобождения. Из всех представленных к условно-досрочному освобождению и смягчению наказания 88% удовлетворено. Характерно, что за этот период, перед судом предстали  за вновь совершённые преступления всего 10 человек из числа условно-досрочно освобожденных.

 

  2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от  отбывания наказания  и контроль над  ними

 

  Одним из высших принципов УИК РК, наряду с исполнением наказания, является оказание помощи осуждённым, освобождённым  от отбывания наказания и контроль над ними. В статье 176 УИК РК. определены обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

  « Не позднее, чем за два месяца до истечения  срока ареста, либо за шесть месяцев  до истечения срока ограничения  свободы или лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет местные исполнительные органы и службу занятости, по избранному осужденным месту жительства, о его  предстоящем освобождении. Наличии  у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях». [44]

  С осужденным проводится интенсивная воспитательная работа с целью подготовки его  к освобождению, разъясняются его  права и обязанности.

  Инвалиды I и II групп, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет  по их просьбе и представлению  учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

  Работа  по подготовке осужденного к освобождению должна начинаться заблаговременно. Закон  обязывает начинать такую работу за два месяца до истечения срока  ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения  свободы или лишения свободы. Эта разница объясняется как  небольшим сроком наказания как  известно, арест может быть назначен на срок не более 6 месяцев, так и  степенью распада социально полезных связей, зависящих также от времени  отрыва осужденного от семьи и  от степени его социально-нравственной запущенности. Поэтому подготовка к  освобождению лиц, отбывающих ограничение  свободы и лишение свободы, требует  больше времени.

  В результате беседы с осужденным выясняется, нуждается  ли он в помощи в трудовом и бытовом  устройстве. Если осужденный нуждается  в помощи - он обращается с письменным заявлением, в котором указывается  избранное им местожительство и  желание трудоустроиться с помощью  органов службы занятости.

  На основании  заявления осужденного администрация  исправительного учреждения направляет информацию в местные исполнительные органы и в службу занятости по избранному осужденным месту жительства, где сообщает дату освобождения, наличие у осужденного жилья, его трудоспособность и имеющиеся специальности.

  Следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке в зависимости от числа и характера  совершенных преступлений отменены. Возможность «прописки определяется наличием жилья и согласием родственников, либо возможностью получения общежития  или иного жилого помещения для  проживания».[45]

  В исправительном учреждении с осужденным проводится воспитательная работа, в ходе которой  ему разъясняются его права и  обязанности, порядок трудоустройства, возможность прибегнуть к услугам  службы занятости и т.п. Указание закона на интенсивность проведения воспитательной работы показывает, что  на работу с этими лицами должно быть обращено особое внимание.

  В отношении  освобождаемых несовершеннолетних, которые не имеют родителей или  иных лиц, у которых они могут  проживать, направляется информация также  в комиссию по делам несовершеннолетних по прежнему месту жительства. Комиссия, наряду со службой занятости, принимает  меры по устройству освобождаемого на работу или учебу и обеспечению  его жильем. Если администрация воспитательной колонии придет к выводу, что возвращение  несовершеннолетнего к прежнему месту жительства нецелесообразно  из воспитательных соображений криминогенная  обстановка в семье, связь с преступной средой и т. п., с согласия несовершеннолетнего  могут приниматься меры по его  трудовому и бытовому устройству по месту расположения колонии. В  этом случае направляется информация в местные исполнительные органы, в службу занятости и в комиссию по делам несовершеннолетних соответствующего района.

  В том  случае, когда из исправительного  учреждения или из исправительного  центра освобождается осужденный, являющийся инвалидом первой или второй группы, мужчина старше 60 лет, женщина старше 55 лет, по их просьбе и по представлению  администрации учреждения, исполняющего наказание, органы социальной защиты направляют их в дома инвалидов и престарелых.

Информация о работе Условно- досрочное освобождение от наказания