Условно- досрочное освобождение от наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы рассмотреть и проанализировать особенности условно - досрочного освобождения от отбывания наказания.
В связи с поставленной целью мы наметили следующие задачи:
- определить понятие условно-досрочного освобождения и его юридическую природу;
- изучить проблемы освобождения от наказания осужденных, и обеспечение контроля за ними;
- рассмотреть правовое положение лиц, освобожденных условно-досрочно;

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические аспекты развития института условно-досрочного освобождения
1.2 Понятие условно-досрочного освобождения, основания и его место в системе гуманизации уголовно-правового наказания
Глава 2 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА НИМИ
2.1 Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания
2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними
Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ
3.1 Законодательные изменения и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан
3.2 Опыт и практические пути Казахстана в реформировании института УДО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 166.14 Кб (Скачать)

  В статье 177 УИК РК, закреплено оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания  наказания. Лица, освобождаемые от отбывания  наказания в виде ограничения  свободы, ареста или лишения свободы, обеспечиваются бесплатным проездом к  месту жительства или работы, а  также продуктами питания или  деньгами на путь следования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

  При отсутствии необходимой по сезону одежды, обуви  и средств на их приобретение лица, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой и обувью за счет средств государства. Им может  быть выдано «единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом  Правительством Республики Казахстан».

  Обеспечение питанием, одеждой, обувью, выдача единовременного  денежного пособия, а также оплата проезда лиц, освобождаемых от наказания, производятся учреждением, исполняющим  наказание.

  За освобожденными из мест лишения свободы лицами, отбывавшими наказание за преступления, совершенные при особо опасном  рецидиве, за тяжкие и особо тяжкие преступления или судимыми два и  более раз к лишению свободы  за умышленные преступления, если во время  отбывания наказания их поведение  свидетельствовало, что они упорно не желают встать на путь исправления  и остаются опасными для общества, устанавливается административный надзор. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы  регламентирован Законом Республики Казахстан «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 15 июля 1996 года. Административный надзор представляет собой профилактическую меру, применяемую  к тем осужденным, преступная биография  которых или поведение во время  отбывания наказания либо после  освобождения дают основание опасаться  рецидива. «Цель надзора - предупреждение новых преступлений со стороны освобожденных  и оказание на них воспитательного  воздействия». [46]

  Условно можно разделить основания установления административного надзора на формальные и материальные. Формальные основания  выражаются в том, что лицо подпадает  под те категории, принадлежность к  которым, согласно закону, позволяет  ставить вопрос о применении к  данному осужденному рассматриваемой  меры. Материальные основания связываются  с поведением лица во время отбывания  наказания и возможностью совершения им повторного преступления.

  Статья 179 УИК РК регламентирует формальное основание  для установления административного  надзора, то есть определяет те категории  освобожденных, за которыми может быть установлен административный надзор.

  Это лица:

  - отбывающие  наказание за преступления, совершенные  при особо опасном рецидиве;

  - отбывающие  наказание за тяжкие и особо  тяжкие преступления;

  - судимые  два и более раза к лишению  свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания  их поведение свидетельствовало,  что они упорно не желают  вставать на путь исправления.

  Понятие преступления, совершенного при особо  опасном рецидиве, раскрывает статья 13 УК Республики Казахстан. Рецидив  преступлений признается особо опасным:

  - при совершении  лицом умышленного преступления, за которое оно осуждается  к лишению свободы, если ранее  это лицо не менее трех раз  осуждалось к лишению свободы  за тяжкие преступления или  умышленные преступления средней  тяжести;

  - при совершении  лицом тяжкого преступления, за  которое оно осуждается к лишению  свободы, если ранее это лицо  дважды осуждалось к лишению  свободы за совершение тяжкого  преступления или было осуждено  за особо тяжкое преступление;

  - при совершении  лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено  за тяжкое или особо тяжкое  преступление «Понятие тяжкого  и особо тяжкого преступления  дается в ст. 10 УК Республики  Казахстан. В соответствии с  частью 4 этой статьи тяжкими преступлениями  признаются умышленные деяния, за  совершение которых максимальное  наказание, предусмотренное Уголовным  кодексом, не превышает двенадцати  лет лишения свободы.»[47]

  В соответствии с частью 5 этой статьи особо тяжкими  преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным  кодексом предусмотрено наказание  в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет или смертной казни.

  Материальное  основание для установления административного  надзора за указанными лицами выражается в том, что надзор может быть установлен лишь в том случае, если во время  отбывания наказания их поведение  свидетельствовало, что они упорно не желают встать на путь исправления  и остаются опасными для общества.

  Основанием  для установления административного  надзора является приговор суда, из которого видно, за какое преступление или за какие преступления было осуждено данное лицо. Кроме того, таким основанием являются материалы личного дела, в которых имеются данные о  взысканиях, наложенных на осужденного. О нежелании встать на путь исправления  свидетельствуют нарушения требований режима отбывания наказания, за которые  лицо подвергалось взысканиям, предусмотренным  в ст. 111 УИК Республики Казахстан. Однако, поскольку в ст. 179 УИК  речь идет не просто о нарушителях  режима, а о лицах, упорно не желающих встать на путь исправления. «Следует прийти к выводу, что для признания  таковым лицо должно быть признано злостным нарушителем режима в соответствии с п. 3 ст. 112 УИК, то есть оно должно быть наказано за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания в соответствии с ч. 1 или 2 ст. 112 УИК РК ».[48]

  Понятие лица, остающегося опасным для  общества, является оценочным. Оно тесно  связано с теми показателями, которые  характеризуют осужденного как  лицо, злостно нарушающее установленный  порядок отбывания наказания. Изучая личность осужденного, администрация  учреждения составляет представление  о данном лице и, в частности, о  его возможном поведении после  освобождения. Если есть основания  полагать, что данное лицо после  освобождения может совершить новое  преступление, администрация вправе сделать вывод об опасности этого  лица для общества.

  Следует прийти к выводу, что для постановки вопроса об установлении административного  надзора должны быть оба критерия, характеризующие материальное основание  установления административного надзора: упорное нежелание встать на путь исправления и опасность для  общества.

  Руководствуясь  принципами гуманизма, Законом Республики Казахстан «Об амнистии», где  прямо указано Правительству  Республики Казахстан, акимам областей, городов Астаны и Алматы принять  меры к:

  - размещению  в специальных домах-интернатах  инвалидов и лиц преклонного  возраста, освобожденных от наказания  по амнистии и не имеющих  родственников и близких;

  - передаче  освобожденных несовершеннолетних  под надзор родителей, органов  опеки и попечительства либо  направлению их в необходимых  случаях в детские дома, школы  - интернаты или иные учебные  заведения;

  - обеспечению  контроля над продолжением лечения  освобожденных из мест лишения  свободы.

  3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО  ОСВОБОЖДЕНИЯ ПО  КОНЦЕПЦИИ О ПРАВОВОЙ  ПОЛИТИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ

 

  3.1 Законодательные  изменения и их  влияние на уголовно-исполнительную  систему Республики  Казахстан

 

  За период, прошедший с момента введения в действие уголовного и уголовно-исполнительного  законодательства, изменения в Уголовный  кодекс Республики Казахстан вносились двадцать три раза и в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан – двенадцать раз.

  Закон Республики Казахстан от 5 мая 2000 г. № 47-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты Республики Казахстан  по вопросам борьбы с преступностью» в целом был направлен на усиление ответственности за отдельные категории  преступлений. Краткий анализ закона позволяет установить следующее. Ужесточение  ответственности произошло по тридцати составам преступлений путем увеличения нижнего или верхнего предела  наказания в виде лишения свободы. При этом по десяти составам изменилась категория тяжести – из категорий  небольшой тяжести в категорию  средней тяжести и из категории  средней тяжести в категорию  тяжких преступлений. Смягчение ответственности  произошло по двум составам преступлений, один из которых перешел из категории  тяжких в категорию преступлений средней тяжести. [49]

  Здесь следует  сделать определенную оговорку. Законопроект разрабатывался в период действия Государственной  программы правовой реформы в  Республике Казахстан, одним из приоритетов  которой являлось расширение размеров и сферы применения санкций имущественного характера, как более соответствующих  рыночным отношениям. Вероятно, именно этим объясняется то, что санкции  десяти составов преступлений были дополнены  наказаниями в виде штрафа и конфискации  имущества. Санкция еще одного состава  преступления была дополнена наказанием в виде исправительных работ.

  В плане  изменений в системе наказаний  необходимо отметить, что данным Законом  с 1 января 2000 г. введено в действие наказание в виде привлечения  к общественным работам, введение которого в действие в соответствие с Законом  Республики Казахстан Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 168-I «О введении в действие Уголовного кодекса  Республики Казахстан» было отсрочено  до создания необходимых условий, но не позднее 2003 года. [50]

  Наказание в виде общественно-полезных работ  рекомендовано для включения  в национальные законодательства пунктом 8.2 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций  в отношении мер, не связанных  с тюремным заключением (Токийские  правила, приняты резолюцией 45/110 Генеральной  Ассамблеи от 14 декабря 1990 г.).

  В Уголовном  кодексе Республики Казахстан наказание  в виде привлечения к общественным работам входит в санкции более  чем семидесяти составов преступлений. Поэтому, исходя из мирового опыта применения данного вида наказания, предполагалось, что общественные работы существенно потеснят традиционные для ранее действующего законодательства виды наказаний. В некоторых странах Западной Европы и Америки удельный вес общественных работ в общей структуре наказаний достигает 20%. При включении в виды наказаний общественным работам придавалось большое значение.

  Вместе  с тем судебная практика показала, что назначение данного вида наказания  происходит достаточно редко, о чем  можно судить по статистическим данным, предоставленным Комитетом по правовой статистике и информации при Генеральной  прокуратуре Республики Казахстан.

  В 2000 г. число  вынесенных приговоров к наказанию  в виде привлечения к общественным работам незначительно вследствие того, что этот вид наказания был  введен в действие Законом от 5 мая 2000 г. и судами не была наработана практика применения этой нормы.

  Число вынесенных приговоров к наказанию в виде привлечения к общественным работам  в абсолютных цифрах показывает, что  в последующие годы этот вид наказания  стал применяться несколько чаще, однако их доля в общей структуре  наказаний по-прежнему незначительна, что демонстрирует [Приложение 1].

  Значительным  шагом в гуманизации законодательства явилось принятие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений  и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы  Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. В Уголовный кодекс внесено  сорок восемь изменений и дополнений.

  Так, в  связи с ратификацией Казахстаном  Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения  и наказания Уголовный кодекс дополнен статьей 347-1, предусматривающей  ответственность за пытки, совершаемые  должностными лицами, прежде всего  следователями, и лицами, осуществляющими  дознание. В этой связи также был  декриминализирован состав преступления, предусмотренный частью 2 статьи 347 (принуждение к даче показаний), так  как данный состав преступления поглощается  нормами вновь введенной статьи 347-1.

  Часть третья статьи 32 (необходимая оборона) дополнена  нормой, которая позволяет не признавать превышением пределов необходимой  обороны причинение вреда лицу, посягающему  на жизнь человека, либо при отражении  иного посягательства, соединенного с применением оружия или попыткой его применения. Жертве преступного  посягательства дается право в случаях, когда такое посягательство направлено на лишение его жизни или сопряжено  с применением оружия или попыткой его применения, отражать это нападение любым возможным способом, не боясь быть привлеченным к уголовной ответственности за причинение смерти или вреда здоровью посягающему.

  Значительные  изменения претерпело содержание института  наказания в виде ограничения  свободы. После внесения изменений  наказание в виде ограничения  свободы состоит не в содержании в специализированном учреждении, а  в наложении на осужденного судом  определенных обязанностей, ограничивающих его свободу, и отбывается по месту  его жительства под надзором специализированного  органа без изоляции от общества сроком от одного года до пяти лет. Суд, назначая наказание в виде ограничения  свободы, возлагает на осужденного  исполнение обязанностей: не менять постоянного  места жительства, работы и учебы  без уведомления специализированного  органа, не посещать определенные места, в свободное от учебы и работы время не покидать места жительства, не выезжать в другие местности без  разрешения специализированного органа. Суд может возложить на осужденного  к ограничению свободы исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению: пройти курс лечения  от алкоголизма, наркомании, токсикомании, заболеваний, передающихся половым  путем, осуществлять материальную поддержку  семьи. Расширен круг лиц, которым оно  может быть назначено (несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие  малолетних детей, инвалиды, лица пенсионного  возраста); в то же время ограничение  свободы не применяется к лицам, имеющим судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, к военнослужащим, а также к  лицам, не имеющим постоянного места  жительства.

Информация о работе Условно- досрочное освобождение от наказания