Условно- досрочное освобождение от наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы рассмотреть и проанализировать особенности условно - досрочного освобождения от отбывания наказания.
В связи с поставленной целью мы наметили следующие задачи:
- определить понятие условно-досрочного освобождения и его юридическую природу;
- изучить проблемы освобождения от наказания осужденных, и обеспечение контроля за ними;
- рассмотреть правовое положение лиц, освобожденных условно-досрочно;

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические аспекты развития института условно-досрочного освобождения
1.2 Понятие условно-досрочного освобождения, основания и его место в системе гуманизации уголовно-правового наказания
Глава 2 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА НИМИ
2.1 Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания
2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними
Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ
3.1 Законодательные изменения и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан
3.2 Опыт и практические пути Казахстана в реформировании института УДО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 166.14 Кб (Скачать)

  Досрочное снятие судимости возможно и по актам  амнистии и помиловании.

  Амнистия  и помилование выделены в отдельную  главу в силу необычности содержания, формы и органов принимающих  акты по этим видам освобождения от уголовной ответственности и  наказания.

  Акт об амнистии - документ высшего органа государственной  власти, содержащий юридические нормы, освобождающие от уголовной ответственности  или наказания либо смягчающие наказание  в отношении определенных категорий  лиц, совершивших преступления осужденных, с учетом их пред криминальной деятельности, категорий и видов совершенных  ими преступлений, назначенного судом  вида и срока наказания, фактически отбытого срока наказания, возраста и пола данных лиц, наличия на их иждивении детей, а также принимая во внимание заслуги перед обществом  и государством, состояние здоровья и других особенностей привлекаемых к уголовной ответственности  осужденных. Поскольку принятие акта об амнистии относится к компетенции  высшего органа государственной  власти, постольку ее нормы являются обязательными к исполнению всеми  соответствующими органами: дознания, следствия, суда, ведающими исполнением  наказания Признаком, отличающим акт  об амнистии от акта о помиловании, является то, что он применяется  в отношении не конкретного лица, а определенной группы лиц, совершивших  преступления соответствующей категории  и или характеризующихся теми или иными специфическими признаками. Как правило, издание акта об амнистии приурочивается к конкретным событиям: окончанию войны, экономической  или политической реформы, явлениям мирового значения, принятию конституции, годовщине знаменательного события, иным памятным датам в жизни государства.

  «Пределы  государственного гуманизма по отношению  к лицам, совершившим преступления, определяется конкретным актом об амнистии, который может: освободить от уголовной  ответственности, в том числе, прекратить производство всех следственных дел  и дел, не рассмотренных судами, до вступления акта об амнистии в силу; освободить от любого вида наказания, как основного, так и дополнительного; сократить не отбытый срок наказания  либо заменить его более мягким».[34]

  Применяя  акт об амнистии по отношению к  длящимся и продолжаемым преступлениям, необходимо точно установить момент их совершения. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного деяния и заканчивается  моментом действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, либо моментом наступления события, препятствующего  совершению преступления. Началом продолжаемого  преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих в совокупности одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия. Амнистия применяется только к тем длящимся и продолжаемым деяниям, которые окончились до ее издания

  Условно-досрочное  освобождение может быть применено  только к осужденному, который, отбыв  предусмотренную законом часть  наказания, примерным поведением доказал  свое исправление и не нуждается  в дальнейшем отбывании этого  наказания.

  Лицу, отбывающему  лишение свободы за преступление небольшой или средней тяжести, суд с учетом его поведения  может заменить не отбытую часть  более мягким видом наказания. При  этом лицо может быть полностью или  частично освобождено от дополнительного  вида наказания.

  Данные  вопросы рассматриваются судьей по месту отбывания осужденным наказания. Основанием для их рассмотрения является представление специализированного  государственного органа, осуществляющего  контроль за поведением осужденных, а  в отношении военнослужащего  представление командования воинской части, или учреждения.

  Об условно-досрочном  освобождении или об отказе в нем  судья выносит мотивированное постановление, копия которого направляется в суд, постановивший приговор, и в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства, избранному осужденным. В случае отказа судьи  в условно-досрочном освобождении или замене не отбытой части наказания  повторно внести в суд представление  по любому из этих вопросов можно не ранее чем через шесть месяцев  со дня, когда вынесено решение суда об отказе.

  Обсудив практику «судов по применению условно-досрочного освобождения осужденных от наказания  и о замене не отбытой части  наказания более мягким, пленарное  заседание Верховного Суда отмечает, что суды в основном правильно  применяют требования ст.ст.70,71,84 Уголовного кодекса Республики Казахстан».[35]

  Вместе  с тем в работе судов имеются  серьезные недостатки и нарушения  закона. В целях формирования правильной судебной практики по применению законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания и замене не отбытой  части наказания более мягким видом наказания, пленарное заседание  Верховного Суда Республики Казахстан  постановило обратить внимание судов, что точное и неуклонное исполнение требований уголовного закона об условно-досрочном  освобождении от наказания и замене не отбытой части наказания более мягким имеет исключительно важное значение в деле исправления осужденных, предупреждения рецидивной преступности.

  «В соответствии со ст.455 Уголовно-процессуального кодекса  Республики Казахстан, вопросы об условно-досрочном  освобождении, о замене не отбытой  части наказания более мягким рассматриваются по представлению  органа, ведающего исполнением наказания, либо по представлению специализированного  государственного органа, обеспечивающего  исправление несовершеннолетних, а  в отношении лиц, отбывающих наказание  в дисциплинарной воинской части - по представлению командования дисциплинарной воинской части».[36]

  Согласно  п.9 ст.169 Уголовно-исполнительного кодекса  Республики Казахстан, при отбытии  осужденным установленной законом  части срока наказания администрация  учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана в месячный срок рассмотреть вопрос и вынести  постановление о представлении  либо отказе в представлении к  условно-досрочному освобождению от отбывания  наказания или к замене не отбытой  части наказания более мягким видом наказания

  В случае, если администрация в месячный срок не решит данный вопрос, то осужденный, его защитник, согласно ст.278 Гражданско-процессуального  кодекса Республики Казахстан вправе обжаловать бездействие администрации  непосредственно в суд по месту  отбывания наказания. Суды должны реагировать  на данное нарушение закона, допущенное администрацией учреждений или органов, исполняющих наказание

  «В соответствии со ст.13 Конституции Республики Казахстан, устанавливающей право каждого  на судебную защиту своих прав и  свобод, и ст.ст.18, 20 УИК РК постановление  администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, об отказе в  представлении к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания  или к замене не отбытой части  наказания более мягким видом  наказания может быть обжаловано осужденным, его защитником в суд  или прокурору по месту отбывания  наказания».[37]

  Суды не должны принимать к своему производству представления об условно-досрочном  освобождении, не отвечающие требованиям  ст.169 п.3 УИК РК: не содержащие данных, характеризующих личность осужденного, его поведение, отношение к труду  и обучению за весь период отбывания  наказания, и свидетельствующих  о том, что «он доказал свое исправление, а также сведений об отбытии установленной законом  части срока наказания».[38]

  Если в  представленных материалах не содержится достаточных данных для рассмотрения их и в ходе судебного заседания  восполнить их невозможно, судья при  подготовке материала к слушанию письмом возвращает его для соответствующего оформления, а если это обнаружилось в судебном заседании, то выносит  постановление с указанием оснований, по которым материал возвращается.

  Подлежат  возвращению без рассмотрения и  представления об освобождении осужденных, не отбывших требуемой законом части  срока наказания. Представления  в отношении осужденных, на которых  условно-досрочное освобождение не распространяется, подлежат оставлению без удовлетворения.

  Согласно  ст.169 п.11 УИК РК, в случае отказа в  условно-досрочном освобождении, замене не отбытой части наказания более  мягким, повторное внесение представления  по любому из этих оснований может  иметь место не ранее, чем по истечении  шести месяцев со дня вынесения  постановления об отказе, а для  лиц, отбывающих пожизненное лишение  свободы, не ранее, чем по истечении 3-х лет. Вопросы «об условно-досрочном  освобождении от наказания или замене не отбытой части наказания более  мягким наказанием разрешаются судьей районного и приравненного к  нему суда по месту отбывания наказания  осужденным».[39]

  Участие в судебном заседании представителей учреждений и органов, направивших  представление, а также осужденного  и прокурора обязательно. Осужденный вправе знакомиться с представленными  в суд материалами, участвовать  в их рассмотрении, заявлять ходатайства  и отводы, давать объяснения, представлять доказательства.

  В соответствии со ст.455 УПК участие в судебном заседании защитника обязательно  в тех случаях, когда рассматривается  представление в отношении несовершеннолетних, лиц, не владеющих языком, на котором  ведется судопроизводство по делу, а также лиц, которые в силу физических или психических недостатков  не могут самостоятельно осуществлять свои права.

  Решение суда выносится в виде постановления, которое должно быть мотивировано и  содержать подробное обоснование  выводов, к которым пришел суд  в результате рассмотрения представления.

  В протоколе  судебного заседания должен быть отражен ход судебного заседания, указаны все действия суда и участников процесса, подробно изложены пояснения  лиц по поводу представления, мнения прокурора и защитника.

  Недопустимо любое упрощение уголовного процесса при рассмотрении вопросов об условно-досрочном  освобождении и замене не отбытой  части наказания более мягким наказанием, использование заранее изготовленных бланков с изложением текста постановлений, рассмотрение большого числа материалов в одном судебном заседании.

  По результатам  рассмотрения представления органа, ведающего исполнением приговора  или обеспечивающего исправление  несовершеннолетнего, судья может  принять решение об удовлетворении представления либо об отказе в его  удовлетворении.

  Суд рассматривает  представление администрации колонии, заслушивает осужденного, изучает  другие документы, характеризующие  личность и поведение данного  лица, и принимает решение по существу ходатайства.

  Практика  достаточна стабильна. Отказы комиссией  колонии составляют менее одной  третьей. Суды соглашаются с большинством представлений. Их отказы составляют около 5%. Освобождаются около 2\3 всех осужденных, имеющих формальное право на условно-досрочное  освобождение.

  По данным наших исследований, проведенных  в ряде областей Республики Казахстан, в 11,5% случаев осужденные выражали своё несогласие с решением комиссии колонии. Однако обжаловать её решение и самостоятельно обратиться в суд они не вправе.[40]

  Рассматривая  представление об условно-досрочном  освобождении от наказания, суд не вправе заменять не отбытый срок лишения  свободы условным осуждением. Сокращать  не отбытый срок наказания, а может  лишь условно-досрочно освободить осужденного, либо заменить ему не отбытую часть  наказания другим, более мягким наказанием при наличии условий, предусмотренных  ст.71 УК, или отказать в этом.

  В соответствии со ст.70 УК условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может  быть применено в отношении лиц, осужденных к исправительным работам, ограничению свободы, ограничению  по военной службе, содержанию в  дисциплинарной воинской части и  лишению свободы.

  Лицо может  быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что  для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании  назначенного наказания и фактически отбыло определенную часть наказания, размер которого зависит от категории  преступления, за которое оно отбывает наказание. Исправление должно быть доказано прежде всего примерным  поведением. Под примерным поведением следует понимать исполнение всех правовых норм, правил общежития, норм морали, соблюдение всех требований режима отбывания наказания, качественное выполнение поручаемой работы, соблюдение правил техники безопасности, бережное отношение к оборудованию, материалам, инструментам и т.д. Суды, разрешая вопрос о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания, «о замене не отбытой части наказания  более мягким наказанием, обязаны обеспечить строго индивидуальный подход к каждому осужденному».[41]

  В связи  с этим суды должны выяснять, отбыл  ли осужденный предусмотренную законом  часть срока наказания, тщательно  исследовать поведение осужденного  за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно  предшествующее рассмотрению представления.

  К отбывающим наказание за преступления небольшой  или средней тяжести, условно-досрочное  освобождение может быть применено  при отбытии не менее половины назначенного срока наказания. За тяжкое преступление не менее 2/3 и за особо  тяжкое преступление - не менее 3/4 назначенного срока наказания. При этом следует  иметь в виду, что в соответствии с ч.4 ст.70 УК фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может  быть менее шести месяцев. Это  условие не распространяется на другие виды наказания, следовательно, вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания прочих, кроме лишения  свободы, видов наказания может  быть поставлен и до истечения  шестимесячного срока.

Информация о работе Условно- досрочное освобождение от наказания