Авторское и смежное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав и их защиты. И тем не менее нельзя в достаточной мере освятить все особенности такой защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день

Содержание

Введение
Глава 1.История развития авторского права.
1.1 История развития российского законодательства в области
авторского и смежных прав
1.2 Структура Российского законодательства
Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав
2.1. Понятие и виды авторских прав
2.2. Личные неимущественные права авторов
2.3. Имущественные права авторов
2.4. Понятие и сущность смежных прав
Глава 3. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав
3.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»
3.2. Формы защиты авторских и смежных прав
3.3. Способы защиты авторских и смежных прав
3.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
3.5.Административно-правовые способы защиты
авторских и смежных прав
3.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

АиСП.doc

— 405.50 Кб (Скачать)

      Что нужно знать об авторском  праве? Как минимум то, что ели  мы вдруг решим использовать  в собственных коммерческих интересах,  например аудиодиск с записанным  на него голосом известного  певца, чтобы не оказаться в  роли пирата, следует озаботиться не только приобретением базового диска, с соответствующим оформлением таможенных документов, если речь идёт о зарубежном исполнителе, но и подумать об авторском вознаграждении. Потому что контрафакт, как следует из постановления пленума Верховного суда есть понятие юридическое, т. е. оно не зависит ни от качества полиграфии на обложке диска, ни от количества аудио- и видеопроизведений на одном носителе, ни от каких-либо других полиграфических или технических недостатков продукции. Поэтому вопрос о контрафактности продукции не может ставиться перед экспертом.21

    Контрафактными  являются и экземпляры произведений и объектов смежных прав, в которых  наряду с правомерно используемыми  объектами авторского права и  смежных прав используются неправомерно воспроизведенные (например, глава в книге, рассказ или статья в сборнике либо фонограмма на любом материальном носителе).

    Лицо, осуществившее подобное воспроизведение, может за свой счет удалить контрафактные  элементы из экземпляров произведения и (или) объектов смежных прав. В таком случае экземпляры произведений и (или) объектов смежных прав не будут считаться контрафактными. Однако это не освобождает нарушителя от гражданско-правовой ответственности по Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".22

      Одним словом, контрафакт – это  игнорирование прав автора или  правообладателя. Причём будет  ли соответствующий договор заключён  непосредственно с автором или  это будет сделано через организацию,  управляющую авторскими правами  коллективно, неважно. Главное, чтобы авторское вознаграждение было выплачено. В противном случае, можно рассчитывать на обвинение в распространении нелицензионной продукции со всеми вытекающими из этого последствиями.23 

    3.2.Авторство и Интернет 

    Понятия авторских и смежных прав претерпевают в последние годы очень серьезные изменения. Интернет день за днем меняет этот мир, руководствуясь принципом: "Жизнь - это информация, и информация должна быть доступна всем!" И зачастую бесплатна. Как защищаются авторские права в современной России и есть ли эффективные способы по отстаиванию своих законных интересов перед мошенническим копированием из сети Интернет? Пока процесс издания, будь то книги или пластинки, был связан с тиражированием, все было хорошо: издатель авансировал автора, инвестировал деньги в тиражирование и продавал результат пользователю. Сегодня эта цепочка, в которой не было лишних звеньев, рвется на глазах - информация отделилась от материального носителя и ситуация кардинально изменилась. Теперь вовсе не обязательно покупать книгу или лазерный диск - наверняка это можно найти в Интернете. Бесплатно.

    Страдает  ли от этого автор, не получающий вознаграждения? Когда как. Взамен денег автор  получает такую рекламу, которую  он не мог бы купить ни за какие деньги. Страдают посредники, не получающие дохода от продаж. 24

      Относительно осуществления авторского  права на произведения, размещённые  на сайтах Интернета, существуют  определённые сложности. Перед  автором обязательно появится  проблема доказать, как и когда  его произведение было размещено и как доказать, что автор именно он. Российские законы, к сожаленью, не содержат таких норм. В результате авторские права, предоставленные авторам законами, не могут быть в достаточной мере защищены применительно к электронным произведениям.

    Т.о., сегодня, когда нормы законодательства не приспособлены к информативной базе, в результате чего не обеспечено правовое регулирование защиты авторских прав в сети Интернет, надёжнее размещать свои произведения в зарегистрированных СМИ. Для этого заключается авторский договор, в котором изложены существенные для сторон условия: способ использования произведения, срок, на который передаётся право, размер вознаграждения, который выдаётся за каждый способ использования.25

      Однако прямо на наших глазах  Интернет формирует новое общество с новыми законами и новой экономикой. А экономика, как известно, работает на тенденциях, а не на догмах. Теперь можно копировать не носитель, а саму информацию. И чем дешевле копирование и хранение информации, чем больше народа общается в Интернете, тем труднее не только удерживаться, но и просто замечать "воровство" интеллектуальной собственности. Кстати, все эти "воры" согласны блюсти некоторые из прав автора: не искажать его произведения, указывать его имя. Такая концепция получила название copyleft. И вполне вероятно, именно ей принадлежит будущее произведения, порядок и сроки его выплаты и др.26

      В общем, Интернет – это  удобный и надёжный способ  получить практически любую информацию. Что касается защиты прав авторов  в Интернете, то её возможность весьма зыбка, потому что в этом случае автор имеет минимум гарантий реализации своего права.

      3.3. Понятие «защиты авторских и смежных прав»

 

    В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией  понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав.27

      Базой защиты исключительных  прав как прав гражданских  являются методы частного права.  Использование методов публичного  права - уголовного или административного  – является дополнительным. Попытка  их конструирования как самостоятельных  обусловлена специальными интересами. Зашита методами гражданского права направлена прежде всего на восстановление нарушенного права или на компенсацию, позволяющую произвести такое восстановление, в то время как борьба с нарушениями методами публичного права в основном направлен на профилактику и предотвращение нарушений в будущем.28

    Вместе  с тем широкое использование  результатов творческой деятельности сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время  являются острой проблемой в связи  с высоким уровнем незаконного использования этих результатов. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет и сети сотовой связи.29

      В отношении имущественных прав  об их охране заботится, как  правило, правообладатель. Особый случай – охрана неимущественных прав. Автор произведения вправе в том же порядке, в котором назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, право на имя и право на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо будет осуществлять свои полномочия пожизненно. Здесь можно заметить, что речь идёт именно об охране права, а не о правопреемстве, так как продолжительность права на охрану связывается с продолжительностью жизни назначенного лица, а не сроком действия авторского права. Если автор не воспользуется такой возможностью, то права на имя и на защиту его репутации после его смерти будут осуществляться его наследниками или специально уполномоченным органом РФ, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.30

      Однако, к сожалению, не все  возможности, заложенные в нормах  права, реализуются на практике. Многолетний опыт показывает, что  авторские дела в судах составляют  весьма незначительный процент  среди других гражданских дел, хотя в последние годы он неуклонно растёт. Конечно, многие дела так и не доходят до суда, а разрешаются ещё в процессе досудебного регулирования. Причинами этого являются и низкий уровень правопорядка, и неосведомлённость авторов о своих правах, и фактическое отсутствие квалифицированных специалистов и т.д. 31

      Установленные законом авторские  и смежные нарушаются и нуждаются  в защите. В целях активации  борьбы с интеллектуальным пиратством  Правительством РФ создана Комиссия  по защите интеллектуальной собственности.

      Обычно нарушители, в качестве  которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно  изготавливают и распространяют  экземпляры, т.е. копии произведений  и фонограмм на различных материальных  носителях. Указанные копии именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т.е. без согласия правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться. 32

     Законодательство  РФ предоставляет авторам и иным правообладателям достаточно широкий  спектр способов защиты их прав. Под  способами защиты обычно понимают предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты: пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) возмещение потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены на гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые. Конечно, наибольшую значимость и эффективность наряду с уголовно-правовыми имеют гражданско-правовые способы защиты авторских прав.

     В гражданском законодательстве можно  выделить два уровня регулирования  способов защиты гражданских прав. Первый уровень заключается в  определении таких способов защиты, которые носят универсальный  характер и могут быть применены  для защиты любого субъективного гражданского права. Данные способы перечислены в ст.12 ГК РФ. К ним относятся: признание права, самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда. Второй уровень представляет собой установление законом способов, применяемых для защиты только определенных видов гражданских прав или для защиты от определенных нарушений.

     Наиболее  действенными и востребованными  практикой являются три способа  защиты авторских прав: возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации.

     В сфере защиты авторских прав потерпевшие  гораздо чаще требуют взыскать не реальный ущерб, а упущенную выгоду, которая могла бы быть получена правообладателем в условиях нормальной реализации принадлежащих ему исключительных прав. Поскольку доказать наличие убытков и документально обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, законодательство предоставляет возможность требовать взыскания с нарушителя либо всего дохода, полученного им вследствие нарушения авторских прав, либо требовать выплаты компенсации по своему усмотрению.

     В настоящее время авторам очень  трудно защитить свои права. Можно более  подробно рассмотреть действия автора по защите своих прав.

     После того, как произведение увидело свет и начало «жить полноценной жизнью», автор начинает ходить по торговым точкам, смотреть, слушать. И вот здесь начинается самое интересное – в торговой сети он видит контрафактные произведения. На этом этапе автор может попробовать стать «частным детективом» и самостоятельно распутать “клубок“ нарушений прав на свои творения. Он стремится определить, кто поставляет продукцию. Но это не всегда представляется возможным, поскольку продавцы - мобильны, имеют небольшое количество товара и перемещаются очень быстро с одного места на другое. Если автору удастся выявить незаконного производителя экземпляров произведения, он может обратиться с иском в суд. Другая возможность - обращение автора в правоохранительные или контролирующие органы: в арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

     В настоящее время в России созданы  и создаются различные общества по коллективному управлению правами, а также различного рода юридические бюро, организации, которые в соответствии с уставом или на договорной основе за определенное вознаграждение или без такового готовы (или обязаны) представлять интересы автора в различных структурах в целях защиты его прав.

     Массовый  выпуск контрафактной продукции влечет следующие негативные явления в сфере авторского права:

     1. Портит имидж России.

     2. Осложняет вступление России  в ВТО.

     3. Душит отечественную издательскую  индустрию на внутреннем рынке.

     Потребитель не всегда понимает, что, приобретая легальную копию произведения, он поддерживает отечественную, перспективную отрасль индустрии, а, приобретая пиратскую копию, - поддерживает чисто криминальные структуры.

     Выпуск  контрафакта - это не только правонарушения. Это и проблема информационной безопасности: пока государственные и иные организации используют ворованные программные продукты, они зависят от недокументированных знаний (информации) отдельных исполнителей и т. п.

     Одна  из проблем защиты авторских прав, при выпуске контрафактной продукции, заключается в незнании авторами и иными правообладателями своих прав; отсутствии у них представления о том, в какой форме, как и куда следует обращаться с заявлением о защите нарушенных прав.

Информация о работе Авторское и смежное право