Авторское и смежное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав и их защиты. И тем не менее нельзя в достаточной мере освятить все особенности такой защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день

Содержание

Введение
Глава 1.История развития авторского права.
1.1 История развития российского законодательства в области
авторского и смежных прав
1.2 Структура Российского законодательства
Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав
2.1. Понятие и виды авторских прав
2.2. Личные неимущественные права авторов
2.3. Имущественные права авторов
2.4. Понятие и сущность смежных прав
Глава 3. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав
3.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»
3.2. Формы защиты авторских и смежных прав
3.3. Способы защиты авторских и смежных прав
3.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
3.5.Административно-правовые способы защиты
авторских и смежных прав
3.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

АиСП.doc

— 405.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ: 

     Введение

     Глава 1.История развития авторского права.

     1.1 История развития российского законодательства в области

     авторского  и смежных прав

     1.2 Структура Российского законодательства

     Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав

     2.1. Понятие и виды авторских прав

     2.2. Личные неимущественные права авторов

     2.3. Имущественные права авторов

     2.4. Понятие и сущность смежных прав

     Глава 3. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав

     3.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»

     3.2. Формы защиты авторских и смежных прав

     3.3. Способы защиты авторских и смежных прав

     3.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

     3.5.Административно-правовые  способы защиты

     авторских и смежных прав

     3.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав

     Заключение

     Список  использованных источников и  литературы

 

      Введение 

     Выбранная мною тема, на мой взгляд, наиболее актуальна, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.

     В России, как и во многих других странах  мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и  искусства, являющиеся результатом  творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

     Иначе говоря, любой продукт творчества независимо от того, насколько он корректен, этичен и вообще интересен окружающим, а также каким образом он выражен  создателем, попадает под действие и защиту авторского права.

     Помимо  широко известных объектов авторского права (литературные, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические (и аналогичные) произведения, программы для ЭВМ, произведения живописи, скульптуры, графики и  дизайна), к объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры и другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и различные творческие составные произведения (в том числе различные сборники (энциклопедии, антологии, базы данных). При этом необходимо напомнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, что, впрочем, не мешает защищать эти объекты, например по средствам патентного права.

     Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко - или видеозаписи (например, механической, магнитной, цифровой, оптической), изображения (например, рисунок, эскиз картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр) или любых других формах выражения.

     Все объекты, которые создаются творческими  усилиями людей, представляют ценность для общества и также нуждаются  в общественном признании и правовой охране.

     Сегодня авторские и смежные права часто нарушатся и нуждаются в усиленной защите. Поэтому цель данной работы – рассмотреть главные особенности авторских и смежных прав, а также изучить конкретные способы их защиты.

     Изучение  проблемы защиты интеллектуальной собственности, в частности авторских и смежных  с ними прав, начинается с определения  понятия и перечисления авторских  и смежных прав в соответствии с законодательством РФ. В первой главе даётся краткая история развития авторского права в России

     Вторая  глава посвящена характеристике авторских и смежных прав в целом и в частности. В заключение главы в общих чертах говорится об управлении имущественными правами, в частности авторскими или смежными, на коллективной основе, значение которого в последнее время неумолимо растёт.

     Последняя глава о контрафакте, а также об острой проблеме пиратства, которая чрезвычайно «популярна» на сегодняшний день, об авторстве в сети Интернет. Необходимость включения данного вопроса в курсовую работу обусловлена его несомненной актуальностью в современном мире, где любая интеллектуальная собственность, попавшая в Интернет, практически всегда становится достоянием общественности и авторство в данном случае доказать крайне сложно. И конечно о способах защиты интеллектуальной собственности. Детального рассмотрения требуют способы защиты интеллектуальной собственности, особенно гражданско–правовые, так как имеют самое прямое отношение к изучаемому предмету, а их рассмотрение является собственно целью курсовой работы. Кроме того в этой же главе обозначены наиболее значимые моменты, касающиеся авторского договора как немаловажного способа обеспечения защиты авторского права.

     Таким образом, в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав и их защиты. И тем не менее нельзя в достаточной мере освятить все особенности такой защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день

 

      Глава 1.История развития авторского права. 

     1.1 История развития российского законодательства в области авторского права  

     Впервые положения об авторском праве  в России получили свое отражение  в Цензурном уставе 1828 г., а именно в главе " О сочинителях и издателях" России и в Положении о правах сочинителей, которое являлось приложением к Цензурному уставу.

     В 1830 году было утверждено Положение  о правах сочинителей, переводчиков и издателей, а в 1877 г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.

     Первый  специальный закон в сфере  авторского права в России был  принят 20 марта 1911 г. и назывался "Положение  об авторском праве". Этот закон, как по содержанию, так и по форме был "на голову выше" актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени.

     В 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был  принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

     Важную  роль в регулировании отношений  в области авторского права с  середины 20-х годов вплоть до 1962 г. играли Основы авторского права 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР "Об авторском праве" 1928 г. В этот период был принят также ряд постановлений ЦИК и СНК. Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года.

     - устанавливал такие основополагающие  институты данной отрасли права  как авторство, объекты авторского  права, 

     - значительно продлевал сроки  охраны объектов авторского права,  свободное использование произведений  и другое.

     Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

     В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года (в дальнейшем - Основы). Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР, который был введен в действие на территории России с 1 октября 1964 г. В Основы и Гражданский кодекс РСФСР были включены отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. В целях приведения национального законодательство в соответствие с положениями настоящей конвенции Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. в ГК РСФСР были внесены изменения, и в частности был увеличен срок действия авторского права, вместо 15 лет предусматривалось 25 лет после смерти автора.

  1. С 3 августа 1992 г. на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., положения раздела IV которого впервые признали смежные права, кроме того, ими был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, исключены содержащиеся в предыдущем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Однако раздел IV настоящих Основ действовал на территории России недолго, всего один год, 3 августа 1993 г. он был признан не действующим. Именно с этого числа вступил в силу Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", который приобрел ключевое отраслевое значение.

     13 марта 1995 —присоединение Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года)

     Парижская редакция Всемирной Конвенции явилась  промежуточным этапом для подготовки законодательства России, а также других гражданских институтов общества, к полному выполнению требований Бернской Конвенции, несмотря на то, что и Бернская Конвенция, и Всемирная Конвенция в редакции 1971 года вступили на территории Российской Федерации одновременно. Это было связано с вводимой Бернской Конвенцией режима ретроохраны, т.е. восстановление сроков охраны произведений. Бернская Конвенция ввела гораздо более высокий уровень минимальной охраны произведений, обнародованных за рубежом, предоставление авторско-правовой охраны без соблюдения каких-либо формальностей, а также принцип национального режима.

     2004 — внесение поправок в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». По средствам данных поправок Закон:

     - полностью восстановил режим так называемой ретроохраны, 

       установленной Бернской Конвенцией,

     - скорректировал сроки предоставления  охраны произведениям, 

     - ввел новое «Интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.

     В 2008 году с введением в действие четвертой части (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) Гражданского Кодекса РФ Закон 5351-1 утратил силу (ФЗ-230 от 18.12.2006г.).

     Историю развития законодательства об авторском праве на протяжении последних  столетий  можно   рассматривать   как  поиск   разумного  баланса интересов,  своего рода "социального контракта"  между автором и  обществом, как беспрерывный ряд попыток сбалансировать потребности общества в свободном потоке   идей  и  знаний   с  заинтересованностью  автора   в   справедливом вознаграждении за творческий труд. Во всяком случае, именно на такой основе происходил   перевод   на   юридический   язык   социально-политических    и экономических требований. 

 

      Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав 

     2.1. Понятие и виды авторских прав 

     Авторское право является составляющей частью права интеллектуальной собственности. Авторское право включает в себя непосредственно авторское право, а также смежные права .

     Эта область права имеет обширную и долгую историю — с начала XX века проблемы авторского права активно изучались и обсуждались.

    Авторские права – это интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства.

      Под авторским правом понимаются  права, возникающие у автора, а в некоторых случаях и у других лиц (соавторов), при создании им произведения. Впервые положения об авторском праве в России получили своё отражение в Цензурном уставе 1828 г. В главе «О сочинителях и издателях», а в 1877 нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи. Первый социальный закон в сфере авторского права был принят 20 марта 1911 г. И назывался «Положение об авторском праве». Этот закон как по содержанию, так и по форме был на голову выше актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени. 11 июня 1964 г. Был разработан и принят Гражданский кодекс РСФСР, в который были включены всего лишь отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. 3 августа 1993 г. Он был признан недействующим. Именно с этого числа вступил в законную силу ФЗ «Об авторском праве и смежных правах».1

Информация о работе Авторское и смежное право