Авторское и смежное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав и их защиты. И тем не менее нельзя в достаточной мере освятить все особенности такой защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день

Содержание

Введение
Глава 1.История развития авторского права.
1.1 История развития российского законодательства в области
авторского и смежных прав
1.2 Структура Российского законодательства
Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав
2.1. Понятие и виды авторских прав
2.2. Личные неимущественные права авторов
2.3. Имущественные права авторов
2.4. Понятие и сущность смежных прав
Глава 3. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав
3.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»
3.2. Формы защиты авторских и смежных прав
3.3. Способы защиты авторских и смежных прав
3.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
3.5.Административно-правовые способы защиты
авторских и смежных прав
3.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

АиСП.doc

— 405.50 Кб (Скачать)

     Свое  согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в  переводе. Данная организация принимает  на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

     К праву на перевод близко примыкает  право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.

     Создаваемые в результате творческой переработки  произведения являются новыми объектами  авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.

     Авторы  произведений изобразительного искусства  обладают особым правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

     Основной  целью этого права является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

     К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, безусловно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем, перечне авторских правомочий оно прямо не названо.  Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого, право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается.8 В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование произведений.

     Вместе  с тем закон выделяет несколько  случаев, когда права авторов  на получение вознаграждения лежат  за пределами авторского договора.9

     Таковы  основные права авторов творческих произведений. Они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений. 

     Имущественные авторские права  могут носить:

     - исключительный характер

     - неисключительный характер.

     1.Изначально, при создании произведения автор обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам.

     2.Неисключительные  авторские права могут быть  переданы любому третьему лицу  только обладателем исключительных  прав (автором либо иным правообладателем) неограниченное количество раз. Для этого обычно составляется договор.

     3.Обладатель  исключительных прав в целях  оповещения третьих лиц о своих  правах уполномочен ставить знак ©, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения.

     Закон, определяя общее правило, устанавливает  срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве). При переходе  авторских прав по наследству возникают наследникам также необходимо ознакомиться с правилами, устанавливаемыми законодательством.

     Право авторства, право на имя и право  на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

     Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу.

     Однако  в любом случае исчисление сроков, предусмотренных Кодексом, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

    В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговоренных случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием. 

    2.4. Управление имущественными правами на коллективной основе 

      Управление имущественными правами  на коллективной основе является  по сути новой для России  формой использования объектов  интеллектуальной собственности.  Чаще всего именно в тех  сферах авторских прав, где применение  традиционных форм их реализации затруднено. Например, сложно или невозможно найти самого владельца. Тем более когда речь идёт об иностранных произведениях, чтобы не ехать лично заключать авторский договор в Америку, Германию или ещё куда-нибудь.

      Именно на этот случай российским законодательством и предусмотрено создание организаций, которые коллективно управляют авторскими правами: собирают авторское вознаграждение и переводят его обладателям интеллектуальной собственности, выполняя роль своеобразного посредника между автором и пользователем. Подобные организации в мире работают давно и успешно.10

      В соответствии с Законом Российской  Федерации "Об авторском праве  и смежных правах" организация,  управляющая имущественными правами  на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обратиться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией .Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, при обращении в суд не является истцом, поскольку выступает в защиту не своих прав. Истцами по делу в указанном случае выступают обладатели авторских и (или) смежных прав, в защиту интересов которых обратилась организация. Право этой организации на обращение в суд с заявлением о защите авторских и (или) смежных прав основано на законе, поэтому она может действовать без доверенности от обладателя авторских и (или) смежных прав.

    Документами, подтверждающими право организации  на обращение в суд с заявлением о защите авторского права и (или) смежных прав, являются устав организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, договор с обладателем авторских и (или) смежных прав на управление имущественными правами на коллективной основе и (или) договор с иностранной организацией, управляющей аналогичными правами.11

      Таким образом, управление имущественными  правами на коллективной основе  является достаточно удобным  средством реализации авторских  или смежных прав независимо от состояния или местоположения автора или исполнителя, а также определённым гарантом такой реализации.

      Однако, несмотря на видимую прочность  системы защиты интеллектуальной  собственности, в наше время  всё чаще можно встретить примеры  её нарушения/ 

    2.5. Авторские договоры 

    В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как  на территории России, так и в  других странах, может осуществляться только с согласия автора или его  правопреемников(кроме случаев, прямо указанных в законе).

      Такое согласие даётся в форме  договора, который заключается между  автором(правопреемником) с одной  стороны, и организацией, предполагающей  использовать созданное им произведение, - с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определённых авторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом договора. Однако отчуждение авторских прав по данному договору не происходит. Имущественные права лишь приостанавливаются на определённый срок в определённых пределах. При этом следует иметь в виду, что если произведение будет использоваться на территории России, то такое использование будет регулироваться нормами российского авторского права, особенностью которого является то, что уступка авторских прав всегда ограничена определённым способом использования и определённым сроком использования. В случае нарушения имущественных прав автор или иной обладатель исключительных прав вправе потребовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. 12

    Договорная  форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и  имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль.  В конечном счете в договорном использовании произведений заинтересовано и общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует умножению духовного богатства общества.

    Действующее авторское законодательство не содержит определения авторского договора, однако анализ его норм позволяет сформировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например привила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушения и т.п.

    Авторские договоры – двусторонние, консенсуальные, возмездные (за исключением случаев, когда авторское вознаграждение не подлежит выплате).

    Сторонами по договору являются: с одной стороны  – автор, а в отношении готового произведения также его правопреемники, с другой стороны – пользователь: организация (издательство, театр, киностудия и т.д.), которая имеет право заключать авторские договоры об использовании произведений, или гражданин-предприниматель, имеющий лицензию.

    Форма договора, как правило, письменная. Однако несоблюдение  письменной формы  договора не влечет его недействительности. В случае использования произведения без заключения письменного договора автор или его правопреемник вправе требовать вознаграждения, как и в случае заключения письменного договора. Письменная форма договора обычно не применяется для договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях.

    Современное российское авторское право исходит  из принципа свободы авторского договора, в соответствии с которым стороны  сами определяют свои взаимные права  и обязанности и оговаривают иные условия договора. Вместе с тем Закон предъявляет к авторским договорам некоторые требования.

    В соответствии с договором автор  обязан:

    передать  или создать и в установленный  срок произведения для использования  обусловленным по договору способом. Готовое произведение обычно передается еще до заключения договора. По авторскому договору заказа автор обязан создать произведение лично. Привлечение к работе над произведением других лиц возможно только с согласия другой стороны;

    по  требованию другой стороны внести в произведения необходимые изменения;

    воздерживаться  от передачи произведения или его  части третьим лицам для использования  указанным в договоре способом. Передать произведение или его часть третьим  лицам автор может лишь с письменного  согласия другой стороны, а также в случаях, прямо предусмотренных договором.

    Отдельные договоры могут возлагать на автора дополнительные обязанности (например, читать один раз корректуру своего произведения).

    К обязанностям пользователя относятся:

    осуществить или начать использование произведения обусловленным по договору способом в установленный тем же договором срок. Такой обязанности нет у стороны, заключившей сценарный договор или договор художественного заказа. По этим договорам обязанности стороны исчерпываются принятием произведения и выплатой автору вознаграждения;

Информация о работе Авторское и смежное право