Авторское и смежное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав и их защиты. И тем не менее нельзя в достаточной мере освятить все особенности такой защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день

Содержание

Введение
Глава 1.История развития авторского права.
1.1 История развития российского законодательства в области
авторского и смежных прав
1.2 Структура Российского законодательства
Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав
2.1. Понятие и виды авторских прав
2.2. Личные неимущественные права авторов
2.3. Имущественные права авторов
2.4. Понятие и сущность смежных прав
Глава 3. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав
3.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»
3.2. Формы защиты авторских и смежных прав
3.3. Способы защиты авторских и смежных прав
3.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
3.5.Административно-правовые способы защиты
авторских и смежных прав
3.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

АиСП.doc

— 405.50 Кб (Скачать)

      Принуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой. В соответствии с российским гражданским законодательством он вправе настаивать на том, чтобы его контрагент фактически совершил действие, являющееся предметом соответствующего обязательства, например, реально передал вещь, выполнил работу, оказал услугу и т.д. Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно либо нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего.

      Требование реального исполнения  может быть заявлено по отношению  к большинству гражданско-правовых обязательств. Но в рассматриваемой области оно практического значения не имеет. Как уже отмечалось, ни автор, ни заказчик не могут принудить друг друга к реальному исполнению основных обязанностей по договору — созданию произведения или его использованию.

    Поэтому сфера реализации указанного способа  в области защиты авторских и  смежных прав ограничивается достаточно узкими рамками. В частности, автор  может потребовать от заказчика  реального исполнения обязанности  по выдаче причитающихся ему бесплатных экземпляров произведения; собственник произведения изобразительного искусства, препятствующий осуществлению авторских прав создателя произведения, может быть принужден к предоставлению автору реальной возможности для их реализации и т. п.

      Прекращение или изменение правоотношения  находит достаточно широкое применение. Так, например, в целом ряде  случаев авторский договор может  быть прекращен досрочно по  требованию автора или заказчика  в связи с нарушением условий  договора другой стороной; конкретные авторские договоры могут предусматривать случаи, когда условия договора подлежат изменению по требованию одного из контрагентов и т. п. Чаще всего указанный способ защиты реализуется в юрисдикционном порядке, так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения, но в принципе не исключается и его самостоятельное применение потерпевшим.

    Важно, однако, чтобы возможность прекращения  или изменения правоотношений была прямо предусмотрена законом  или договором.

    Прекращение (изменение) правоотношения как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов может применяться в связи, как с виновными, так и с невиновными действиями нарушителя. Например, если прекращение авторского договора по инициативе заказчика из-за недобросовестности автора прямо связано с виновными противоправными действиями последнего, то допущенная им просрочка как основание прекращения договора может быть и невиновной. Как правило, реализация рассматриваемого способа защиты прекращает (изменяет) права и обязанности участников авторских правоотношений на будущее время.

    Иногда, однако, возникшее правоотношение может  быть признано недействительным с самого начала. Например, если при заключении авторского договора допущены серьезные  нарушения действующего законодательства, данный договор признается недействительным с момента его заключения. В этом смысле решение суда о признании авторского договора недействительным приобретает обратную силу.

    Так, К. заключил договор с переводчиком Б. о переводе его романа, написанного на русском языке, на грузинский язык. Автор романа обязался выплатить переводчику по 100 руб. за авторский лист, за второе издание — 60% от этой суммы и т. д. Перевод романа был выполнен и сдан в издательство как оригинальное произведение, написанное на грузинском языке, без указания имени переводчика. Поскольку автор романа отказался рассчитаться с переводчиком за второе издание, тот заявил о нарушении своих авторских прав. Данный договор был признан недействительным, так как он грубо нарушал авторские права переводчика, а также обязанности, вытекающие из договора, заключенного автором с издательством.

      Защита авторских и смежных  прав и охраняемых законом  интересов может осуществляться  путем признания недействительным  не соответствующего законодательству административного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти.  

    Это означает, что гражданин или юридическое  лицо, авторские или смежные права  которых нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в суд (арбитражный суд) без каких бы то ни было дополнительных указаний закона на этот счет. Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

    Например, если местным органом власти наложен  не основанный на законе запрет на воспроизведение иди распространение произведения, он может быть обжалован в суд как нарушающий авторские права.

    Требование  о признании административного  акта недействительным может сочетаться с другими мерами защиты, например требованием о возмещении убытков, либо носить самостоятельный характер, если интерес субъекта авторского или смежного права сводится лишь к самой отмене указанного акта как препятствия в реализации права.43

    Таким образом, законодательство предоставляет  авторам и исполнителям достаточно широкие возможности для защиты своих нарушенных прав.

    Однако  наряду с указанными способами важное значение имеет также авторский  договор. Если он составлен правильно  и не нарушает прав договорившихся сторон, то такой договор имеет  юридическую силу и является реальной гарантией соблюдения авторских и смежных прав или их судебной защиты.  

     В соответствии ГК РФ обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

     1) признания прав;

      2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

     3) прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

      4) возмещения убытков;

     5) взыскания дохода, полученного нарушителем  вследствие нарушения авторских  и смежных прав;

     6) выплаты компенсации в определенных законом пределах.

     Указанные способы защиты не исчерпывают собой  всех возможных мер, к которым  может прибегнуть потерпевший для  защиты своих авторских и смежных  прав и охраняемых законом интересов

     Обратимся к анализу конкретных гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.

     а) Признание авторских  и смежных прав. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределенность авторского или смежного права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование.

     Признание права авторства как раз и  является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

     Признание права как средство его защиты по самой своей сути мажет быть реализовано лишь в юрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца, данного права. В большинстве случаев требование о признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных законом способов защиты. Например, чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает авторским правом на это произведение.

     б) Восстановление положения, существовавшего  до нарушения права. Данный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

     В тех случаях, когда произведение уже обнародовано и стало известно неопределенному кругу лиц, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже практически невозможно. Для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления, прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

     Восстановление  нарушенных прав автора может быть достигнуто и иными способами, удовлетворяющими интересы потерпевшего.

     в) Пресечение действий, нарушающих право  или создающих  угрозу его нарушения. Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Например, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и др.

     г) Принуждение к  исполнению обязанности  в натуре. Принуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой.

     Лишь  в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно либо нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего.

     В частности, автор может потребовать  от заказчика реального исполнения обязанности по выдаче причитающихся ему бесплатных экземпляров произведения; собственник произведения изобразительного искусства, препятствующий осуществлению авторских прав создателя произведения, может быть принужден к предоставлению автору реальной возможности для их реализации и т. п.

     д) Возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая 5 компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).

     В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона РФ «Об  авторском праве и смежных правах» основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Под убытками разумеются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В рассматриваемой области в соответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме.

     Обоснование размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду, является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения принадлежащих ему авторских или смежных прав, а также причинная связь между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушитель авторских или смежных прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.

Информация о работе Авторское и смежное право