Совершенствование управления использованием природных ресурсов предприятия в рамках системы управления качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:43, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработка мероприятий по совершенствованию управления использованием природных ресурсов в рамках системы качества продукции на предприятиях Алтайского края.

Объект исследования – ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» Волчихинского района Алтайского края.

Предмет исследования – управление природными ресурсами и качеством продукции, используемые в процессе производства и реализации продукции предприятия.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы совершенствования использования природных

ресурсов на предприятии в рамках управления качеством продукции

1.1 Использование водных ресурсов. Правовая охрана вод. Общая

характеристика потребности и объемы производства минеральной и

питьевой воды в стране и регионе.

1.2Использование земельных ресурсов. Правовая охрана земель

1.3 Применение стандартов ИСО серии 9000 – важнейший аспект в формировании системы качества на предприятии.

2.Организация использования природных ресурсов, оценка деятельности

предприятия

2.1Краткая характеристика предприятия

2.2 Организация использования природных ресурсов

2.2.1 Динамика добычи воды

2.2.2 Структура расширения площади предприятия,ее основное назначение

2.3 Организация управления в ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод»

2.3.1 Организационная структура управления предприятием

2.3.2 Поставщики сырья и материалов в ЗАО «Волчихинский пивоваренный

завод»

2.4.Организация производственно – хозяйственной деятельности предприятия

2.4.1 Динамика объема производства и реализации основных видов продукции.

Анализ результатов реализации продукции

2.4.2 Анализ себестоимости отдельных видов продукции ее динамика.

Общий анализ затрат на 1 руб.товарной продукции

2.4.3Анализ использования основных производственных фондов,

показателей технического состояния и движения основных средств

2.4.4 Анализ использования производительности труда, фонда заработной

платы, использования рабочего времени, анализ материальных ресурсов

2.4.5 Анализ финансовых результатов предприятия

3. Повышение эффективности использования природных ресурсов и сбыта пива

и напитков на ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод»

3.1 Пути рационального использование водных ресурсов на ЗАО

«Волчихинский пивоваренный завод»

3.2 Оптимизация использования земли

3.3 Рекомендации и предложения по улучшению качества продукции на

ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод»

3.4 Рекомендуемые меры по развитию маркетинга и сбыта пива и напитков

3.5 Управление рисками на предприятии

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 2006.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

              Вид водопользования может быть  общим, специальным, особым.

             Общее водопользование предполагает использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование на водных объектах как общего пользования, так и не состоящих в общем, пользовании.

              Специальное водопользованиеэто использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств; осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

               Особое пользование водными объектами необходимо для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

                    Водопользование (водопотребление и водоотведение)  регулируется следующими правовыми мерами:

    • Установление лимитов водопользования – предельно допустимых объектов изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются на определенный срок;
    • Выполнение антимонопольных требований в области использования водных объектов: запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц.

                Водные объекты охраняются от:

    • Загрязнения: источниками загрязнения признаются объекты (стационарные и иные), с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их пользование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов;
    • Засорения: запрещаются сброс и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов.

Общая характеристика потребности  и объемы производства минеральной и  питьевой воды  в  стране и в регионе

   Рынок минеральной и питьевой воды.. С каждым годом в России растет число потребителей бутылированной минеральной и питьевой и воды. Стремительно увеличивается и число компаний на этом рынке. Предприниматели увидели в производстве воды «золотую жилу»: бизнес оказался очень рентабельным. Среди новичков - и никому не известные региональные производители, и компании национального масштаба.

На рынке, согласно российской классификации питьевых вод, представлены:

1) натуральная  природная минеральная вода;

2) очищенная  питьевая вода;

3) искусственно  минерализованная вода.

Минеральная вода в зависимости от степени минерализации подразделяется на:

1) столовую (содержание  солей составляет менее 1000 мг/л);

2) лечебно-столовую (от 1000 до 10 000 мг/л);

3) лечебную (от 10 000 до 15 000 мг/л).

          К лечебным также относят воды с меньшей минерализацией, но содержащие большое количество биологически активных компонентов.

Питьевые очищенные  воды - это любые воды, прошедшие  предварительную водоподготовку. Для их производства используют воду из артезианской скважины или из водопровода. Вода подвергается дополнительной очистке в системах обратного осмоса либо улучшенной фильтрации. При этом из нее удаляются нежелательные механические примеси и все минеральные соли. После очистки в воду снова добавляют минералы для улучшения ее вкусовых качеств, но уже в дозированном количестве. По ГОСТу производители также могут выпускать искусственную минералку, добавляя в воду поваренную соль и соду, но обязаны сообщать об «искусственности» на этикетке. Многие российские производители этой классификацией недовольны. Одни, вопреки стандарту, называют очищенную воду не иначе как искусственно минерализованной, а другие, не понимая, что такое лечебно-столовые воды, отказывают им в существовании. По европейской классификации минеральная вода должна не только добываться из естественного источника, защищенного от загрязнения, но и разливаться непосредственно вблизи от него. Недопустимо также использование любых методов производства, которые могут изменить ее первоначальные, природные свойства. 
           Вся остальная вода попадает в категорию «другие воды» и может иметь любое происхождение, нестабильный химический и микробиологический состав, может быть искусственно изменен и разливаться вдали от источника. Очень часто искусственно минерализованную воду выдают за природную, что дезориентирует потребителя, вводит его в заблуждение, наконец, может наносить вред здоровью.

       Очищенная питьевая вода - сравнительно новое явление на рынке в стране. В России к началу 90-х годов ниша рынка очищенной питьевой воды была практически пуста. Первыми это поняли предприимчивый американец Джон Кинг, к удивлению своему обнаруживший полное отсутствие в нашей стране питьевой воды в бутылках, и архиепископ Костромской и Галицкий Александр.                                                                                                  

           В 1993 году в окрестностях Костромы на свет появилось одно из самых крупных на сегодняшний день предприятий по производству воды «Святой источник». За десять лет существования компании, ее продажи выросли в десять раз, а доля на рынке составила порядка 13% (по данным «РБК»). Первыми из крупных представителей индустрии напитков на рынок бутилированной воды, как и следовало ожидать, обратили внимание транснациональные производители. В 1999 году «ПепсиКо Холдингс» начала выпускать в России воду под маркой Aqua Minerale.  В последние годы на рынке отмечено появление новых марок минеральных вод, добыча которых осуществляется из источников, расположенных в различных регионах России. Их производством занимаются, в основном, некрупные региональные компании. Эти марки нельзя назвать «раскрученными», хотя качество многих из них достаточно высоко. Их суммарная доля на рынке достаточно велика.

 Первые сведения  о минеральных источниках Кавказа  относятся к 1717 году, когда Петр  Первый направил туда экспедицию для изучения природных богатств края. А уже в 1803 году было утверждено положение о Кавказских Минеральных Водах, положившее начало существованию курорта. В советское время развитие «минеральной» отрасли всячески поощрялось. Однако в 1992 году, после распада СССР, знакомая с детства минералка практически исчезла с прилавков российских магазинов. Положение стало улучшаться, когда дела бывших советских заводов по розливу минеральной воды стали постепенно налаживаться. Сейчас в районе Кавказских Минеральных Вод работает около 40 заводов (в городах Ессентуки, Минеральные Воды, Кисловодск, Железноводск и Пятигорск). Помимо знаменитых вод «Боржоми», «Ессентуки», и «Нарзан» в этом регионе выпускаются также минеральные воды «Новотерская», «Славяновская», «Святой Георгий», «Нагутская», «Лысогорская», «Архыз» и другие. Российский рынок питьевой и минеральной воды является на сегодняшний день самым крупным по объему, динамично развивающимся и перспективным сегментом рынка прохладительных напитков. Емкость его в 2003 году составила 180 млн. дал, что на 15% больше, чем в 2002 году. Динамика объемов производства и реализации минеральной и питьевой воды в России представлена на рисунке 6.

           Рынок минеральной и питьевой воды на сегодняшний день обладает огромным потенциалом роста и рентабельности. Высокие темпы роста рынка и благоприятные прогнозы относительно его развития в будущем основаны на следующих предположениях:

1. Наличие неудовлетворенного  спроса на минеральную и питьевую воду в стране. Потребление минеральной и питьевой воды в России в 2003 году составило порядка 12,5 литров на душу населения в год, что намного ниже, чем в Европе и США. Так, для сравнения, во Франции, Италии и Германии потребление только минеральной воды составляет порядка 120 литров в год на душу населения.

2. Рост реальных  доходов населения в стране  и стремление людей к здоровому  образу жизни являются дополнительным  стимулом для развития рынка.  Рост благосостояния населения приводит к росту потребления натуральных соков, минеральной и питьевой воды в ущерб  потреблению сладких газированных напитков.

         В настоящее время в России зарегистрировано свыше 700 наименований минеральных вод, в том числе более 100 на Северном Кавказе. «Самыми крупными на российском рынке бутилированной воды помимо Aqua Minerale и BonAqua являются марки «Нарзан», «Боржоми» и «Ессентуки» и «Святой источник» (см. рис.1.2).

Рис.1.2 Потребление  марок минеральной воды в России - 2005 год 

       Выводы. Итак, российский рынок минеральной и питьевой воды имеет на данный момент времени неплохой потенциал роста. По различным оценкам ежегодные темпы его прироста в будущем могут составить 20 - 30% в год. Самым перспективным, по мнению многих экспертов и участников рынка, является сегмент бутылированной очищенной питьевой воды без газа, которую можно использовать и для приготовления пищи. Наиболее перспективными рынками сбыта данной продукции сейчас являются большие города с плохой экологической обстановкой. Покупка воды для приготовления пищи и чая в магазине для жителей других районов кажется абсурдом, что не удивительно, так как рынок минеральных вод строится только при достаточно высоком уровне развития всего потребительского рынка и связан с готовностью и потребностью покупать качественную и полезную для здоровья воду.

Рост объемов  производства в отрасли, увеличение количества игроков на рынке в  перспективе приведет к обострению конкуренции. Основным инструментом конкурентной борьбы станет не цена, а качество продукции и упаковки, известность бренда, система дистрибуции. Большинство аналитиков видят будущее рынка минеральной и питьевой воды в освоении регионов структуризации рынка, а также в консолидации вокруг крупных производителей. «Развитие рынка будет идти за счет регионов, однако для завоевания провинции потребуются немалые усилия по продвижению не только самого товара, идеи покупки его в магазине, но и культуры потребления воды», - полагает ведущий менеджер отдела продаж компании «Шишкин лес» Алексей Гавриков. Будет происходить передел рынка и консолидация крупных игроков в среднем и верхнем ценовом сегментах. Однако останутся и местные производства, которые займут региональные ниши, в основном в нижнем ценовом сегменте. 

1.2.Использование земельных ресурсов. Правовая охрана земель.

          

             Термин «земля» можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае имеется в виду планета Земля со всеми ее естественными компонентами и характеристиками, во – втором – земельная поверхность. С этой точки зрения земля представляет собой важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующуюся определенными природными (пространство, рельеф, почвы, растительность, леса, недра, воды, и др.), экономико – социальными (средство производства, стоимость, ценность, престижность и др.) и производственными свойствами (плодородие, угодье, конфигурация участка и другие особенности производственного использования).

            Охрана земель (разд. IX  ЗК) означает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

            Специализированным органом управления, обеспечивающим рациональное землепользование и охрану земель, являются Федеральная служба земельного кадастра России и Министерство имущественных отношений РФ.

            В земельный фонд России входят  земли:

      • Сельскохозяйственного значения;
      • Населенных пунктов;
      • промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
      • лесного фонда;
      • водного фонда;
      • запаса;
      • особого природоохранного назначения;
      • лечебно – оздоровительного назначения;
      • рекреационного назначения;
      • историко – культурного назначения.

        Государственное управление земельным  фондом осуществляется, функции  которых направлены на обеспечение  рационального использования и  охраны земель исполнительными органами государства. Так, органы исполнительной власти при управление земельным фондом ведут государственный земельный кадастр, планируют использование земель, проводят контроль за соблюдением земельного законодательства, организуют и проводят землеустройство и мелиорирование земель за счет федерального бюджета, производят изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд.

Информация о работе Совершенствование управления использованием природных ресурсов предприятия в рамках системы управления качества продукции