Анализ хозяйственной деятельности на предприятии РУП МАЗ «МРЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:47, дипломная работа

Описание работы

Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях перехода к рыночной экономике перед предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будут зависеть успешность их деятельности.

Содержание

Введение
Сущность и экономическая характеристика себестоимости продукции
1.1. Сущность, экономическая характеристика и классификация затрат
1.2. Характеристика различных систем учета затрат
1.3. Анализ безубыточности производства
Зарубежный опыт анализа и учета затрат

Анализ себестоимости продукции на предприятии РУП МАЗ «МРЗ»

2.1. Краткая социально- экономическая характеристика предприятия РУП МАЗ «МРЗ»
2.2. Анализ эффективности использования производственных ресурсов
2.3. Факторный анализ себестоимости продукции по структуре затрат на исследуемом предприятии

Резервы снижения себестоимости продукции

3.1. Проект учета себестоимости продукции на изделие с использованием зарубежного метода

3.2. Рекомендации по снижению затрат на предприятии


Заключение

Работа содержит 1 файл

Анализ хозяйственной деятельности на предприятии РУП МАЗ «МРЗ».doc

— 1.30 Мб (Скачать)
  1. АО "Чусовской металлургический завод",
  2. рессорные производства ГАЗа, КамАЗа, находящиеся в РФ;
  3. ОАО  "Синельниковский рессорный завод", находящийся на Украине

Рынок сбыта  на 2002 г. можно охарактеризовать следующими данными:

Структура рынка  за 2002 г. представлена следующими данными:

    • Республика Беларусь -    89.5 %
    • Российская Федерация    9.7 %.
    • Литва                                 0.3 %
    • Украина                             0.3 %
    • Польша                              0.2 %


Рис. 2.5. Структура рынка продаж продукции Минского рессорного завода

 

Потенциальный внешний рынок филиала включает в первую очередь покупателей  из Российской федерации, а также  из стран Прибалтийского региона  и Республики Польша.

Динамику основных экономических показателей мы проследим на основании ниже приведенных таблиц и диаграмм.

 

Табл. 2.3. . Показатели выпуска и реализации продукции за период 2000-2002 гг. в действующих ценах.

 

Наименование

показателя 

ед измерения

Период

2000

2001

2002

в действующих ценах

Товарная продукция 

руб.

1812583

4800593

9 719 727

Выручка от реализации продукции

руб.

1842527

5785064

10 268 774

Кроме того, выручка от прочей реализации

руб.

58454

260897

343606

Всего выручка от реализации

руб.

1900981

6045961

10 612 380

Остаток готовой продукции  на складе на конец года

руб.

14270

78889

1190446


 

Из табл. 2.3.  видно, что наблюдается рост всех вышеперечисленных показателей, однако составить реальную картину динамики  этих данных нам поможет приведение всех показателей к единому измерению, в частности приведем их в цены 2002 г. и для наглядности изобразим их реальную динамику.

 

Рис.2.6. . Динамика товарной и реализованной продукции за период 2000-2002 гг.,        проанализированная в ценах 2002 г.

 

Как видно из рис. 2.6. . за период с 2000 г по 2002 г наблюдается реальный рост выпуска товарной продукции с 7 089 516 руб в 2000г до 9 719 727 руб в 2002 г и составило увеличение на 2 630 211 руб или 37 %; а также реализовано продукции в 2000 г. на сумму 7 489 988 руб. и в 2002 г. 10 268 774 руб. и составило увеличение на 2 778 786 руб.

Увеличение выпуска  продукции произошло по следующей  причине:  влияние такого фактора  как обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами и эффективностью их использования (анализируя в предыдущей главе численность рабочих и служащих мы наблюдали увеличение рабочего состава с 330 чел до 344 чел)

При неизменной среднегодовой  выработке, умноженной на увеличенную  разницу рабочих, завод получает дополнительный выпуск товарной продукции.

 

Табл. 2.4.    Динамика показателей труда .

 

Труд и фонд потребления

Наименование  показателя

 

2000

2001

2002

1. Численность всего

чел.

410

430

440

1.1. В т.ч.: ППП

чел.

410

430

440

2. ФОТ

руб.

165140

521902

974698

2.1. Удельный вес ФОТ  в ТП

%

9,1

10,9

10

3.1. Удельный вес ФОТ в с/с ТП

%

10,1

11,4

10,3

4. Средняя з/п

руб.

33007

100427

184310

5. Производительность труда в  сопост. ценах

руб.

3723

5014

18389


 

Как видно из таблицы  с 2000 г. по 2002 г. произошло увеличение численности персонала на 20 чел, производительность труда в сопоставимых ценах выросла  почти в 5 раз.

Такой фактор как  обеспеченность предприятия сырьем и материалами  также сыграл свою роль на увеличение товарной и реализованной продукции, т.к. заводом был заключен контракт с Минским автомобильным заводом на поставку сырья в счет готовой продукции.

В следующей таблице  проанализируем динамику себестоимости, прибыли и налогов.

Табл .2.5.               Динамика себестоимости, прибыли и  налогов за период

                             2000 –2002 гг. в действующих ценах.

 

Наименование

показателя 

 

2000

2001

2002

1. Себестоимость товарной продукции

руб.

1633073

4376519

9226406

1.1. Затраты на рубль товарной  продукции

коп.

90,10

91,17

94,92

2. Рентабельность товарного выпуска  в действующих ценах

%

7

9,7

1,1

3. Всего налогов и отчислений

руб.

234310

546001

2680994

3.1. Налоги и отчисления в себестоимости  ТП

руб.

90845

225075

515039

3.2. Отчисления в бюджет из  прибыли

руб.

27215

57188

180947

3.3. Целевой сбор в бюджетные  фонды

руб.

 

11192

209716

4. Удельный вес налогов и отчислений

руб.

     

в с/с ТП

руб.

5,6

5,5

5,6

в выручке от реализации ТП

руб.

21,1

21,2

20,4

в прибыли

 

31,4

30,4

40,6

5. Себестоимость реализованной  продукции

руб.

1626978

4357430

8011316

6. Рентабельность реализованной  продукции

руб.

6,3

4,6

2,1

8. Прибыль

руб.

108737

235749

187425

8.1. Прибыль от реализации ТП

руб.

101907

202511

167617

8.2. Прочая прибыль

руб.

6827

33888

26219

Внереализационные доходы

руб.

16498

15

121

внереализационные расходы

руб.

303864

126

667

8.3. Курсовая разница

руб.

3304

44992

1497

9. Прибыль в распоряжении предприятия

руб.

81519

163652

111349

9.1. % от общей прибыли

 

75

69,5

59,4

10. Потери от брака

руб.

51

373

166

11. Непроизводственные выплаты

руб.

2378

6030

9345


 

На рис 2.7-2.8 . данные, представленные в таблице 2.5. . проанализированы с учетом изменения цен, таким образом, прослежена реальная динамика показателей (в ценах 2002 г).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рис. 2. 7.  Динамика себестоимости  товарной и реализованной продукции, а также налогов в себестоимости.

 

Удельный вес налогов  в себестоимости с 2000 по 2002 г. практически  не изменился 5,56 % –5,58 %

Себестоимость товарной продукции с 2000 г. по 2002 г. увеличилась  на 2915595 руб. или на 46 %.., себестоимость  реализованной продукции соответственно 1776829 руб. или 28 %.

В следующем пункте  данной главы проведем факторный  анализ и выясним причины повышения  затрат.

 

2.2. Факторный  анализ себестоимости продукции  по структуре затрат на исследуемом  предприятии РУП МАЗ «Минский  рессорный завод»

 

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

  • объективная оценка выполнения плана по себестоимости продукции и изменение выполнения плана относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
  • исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
  • установление динамики важнейших показателей себестоимости и выполнения плана по ним;
  • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых и нормативных;
  • обеспечение ответственных за планирование и учет затрат необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
  • содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
  • выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Непосредственной  задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

Объектами анализа себестоимости  продукции являются следующие показатели:

    • полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
    • затраты на рубль товарной продукции;
    • себестоимость сравнимой товарной продукции;
    • отдельные элементы и статьи затрат.

Источниками информации для анализа служат : ф. № 5-з

«Отчет о затратах на производство и реализацию продукции  предприятия», плановые и отчетные калькуляции.

 

 

2.2.1. Анализ затрат на рубль товарной  продукции

 

 Наиболее обобщающим  показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль товарной продукции (УЗ).

Он исчисляется путем  деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на  объем товарной продукции.

УЗ=З/ТП

На основании данных таблиц 2.3 и 2.5. рассчитаем уровень затрат на рубль товарной продукции за период 2000 – 2002 гг.

 

Табл. 2.6.       Динамика уровня затрат на 1 рубль ТП за

  период 2000-2002 гг.

 

 

2000

2001

2002

С/с (затраты)

1633073

4376519

9226406

ТП (объем)

1812583

4800593

9 719 727

УЗ=с/с/ТП, коп

90,1

91,17

94,92



Рис.2.7. Динамика уровня затрат на рубль товарной продукции за период 2001 - 2002гг.

 

Данные таблицы и  рис .2.7. отражают следующие соотношения:

В 2000 г. в каждом рубле  выпущенной товарной продукции было 9,9 коп. прибыли и 90,1 коп. затрат;

В 2001 г. соответственно: 8,83 коп. прибыли и 91,17 коп затрат;

В2002 г : прибыли- 5,08 коп  и 94,92 коп. затрат.

 Как мы видим  из полученных данных имеется  тенденция к увеличению затрат  на 1 рубль товарной продукции и соответственно снижению прибыли, что требует более тщательного анализа и установления причин данного явления.

Определим какие факторы  прежде всего оказывают влияние  на показатель уровня затрат на рубль  товарной продукции и определим  за счет каких именно произошли изменения в уровне затрат на рубль ТП за периорд 2000-2002 гг..

На рис 2.8. представлена схема взаимосвязи факторов, определяющих уровень затрат.



 

 

Рис. 2. 7. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль  товарной продукции.

 

Определим влияние данных факторов на анализируемый  показатель.

 

А) Определяем общую величину отклонения фактического уровня затрат на рубль товарной продукции от планового  путем их сравнения. См. табл 2.7.

 

 

 

Табл. 2. 7.  Расчет отклонений фактического УЗ от планового УЗ за период 2000-2002 гг.

Гг

УЗ пл., коп

УЗ факт., коп

+-(отклонение)

2000

91,55

90,1

-1,46

2001

92,99

96,47

+3,48

2002

95,8

98,89

+3,09

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности на предприятии РУП МАЗ «МРЗ»