Анализ хозяйственной деятельности на предприятии РУП МАЗ «МРЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:47, дипломная работа

Описание работы

Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях перехода к рыночной экономике перед предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будут зависеть успешность их деятельности.

Содержание

Введение
Сущность и экономическая характеристика себестоимости продукции
1.1. Сущность, экономическая характеристика и классификация затрат
1.2. Характеристика различных систем учета затрат
1.3. Анализ безубыточности производства
Зарубежный опыт анализа и учета затрат

Анализ себестоимости продукции на предприятии РУП МАЗ «МРЗ»

2.1. Краткая социально- экономическая характеристика предприятия РУП МАЗ «МРЗ»
2.2. Анализ эффективности использования производственных ресурсов
2.3. Факторный анализ себестоимости продукции по структуре затрат на исследуемом предприятии

Резервы снижения себестоимости продукции

3.1. Проект учета себестоимости продукции на изделие с использованием зарубежного метода

3.2. Рекомендации по снижению затрат на предприятии


Заключение

Работа содержит 1 файл

Анализ хозяйственной деятельности на предприятии РУП МАЗ «МРЗ».doc

— 1.30 Мб (Скачать)

 

Точка безубыточности.

При анализе безубыточности используют не только графический, но и математический подход к отражению о обработке исходной информации о затратах и результатах производственно-коммерческой деятельности предприятия. При разработке и применении математических формул следует иметь в виду, что постоянные затраты являются постоянной совокупной (суммарной, общей) величиной для всего объема производства, а переменные отражают затраты на единицу продукции и изменяются в зависимости от изменения объема производства. значит, удельная прибыль в расчете на единицу продукции также будет изменяться в зависимости от уровня производства.

Математическая зависимость  между прибылью, объемом производства и затратами будет такой:

NP = pq – ( c + vq);        формула 1

NP – чистая прибыль;

q - количество проданных единиц продукции, натуральные единицы;

p – цена реализации единицы продукции, DE;

v – переменные затраты на единицу продукции, DE;

c – совокупные, постоянные затраты, DE.

На чистую прибыль  влияют факторы:

  • объем произведенной или реализованной продукции;
  • цена единицы реализованной продукции;
  • переменные затраты на производство, реализацию и управление;
  • постоянные затраты, связанные с производством, реализацией и управлением предприятием.

Прежде всего необходимо определить объем производства и  реализации, при котором предприятие обеспечивает возмещение всех затрат.

Точка безубыточности- это  такой объем продукции, при реализации которого выручка покрывает совокупные затраты. В этой точке выручка  не позволяет предприятию получить прибыль, но и убытки тоже отсутствуют. В соответствии с чем согласно формуле 1 точка безубыточности будет на уровне производства, на котором

c + vq = pq – NP                      формула 2

поскольку NP = O,

pq = c + vq                                  формула 3

 

Для определения точки  безубыточности можно также использовать показатель валовой, или марженальной прибыли (MR). К определению того показателя приводятся различные подходы: "разница между продажной ценой и удельными переменными затратами называется валовой прибылью на единицу продукции" или "из цены продажи продукции вычитаются переменные расходы или частичная себестоимость продукции (ЧС) и определяется маржинальная прибыль". Во всех случаях его расчет и использование основаны на том, что в предпологаемом диапозоне производства цена продукции и удельные переменные затраты постоянны. Следовательно, и разница между продажной ценой и переменными затратами на единицу продукции должна быть постоянна. Для обеспечения безубыточности производства эта разница, или маржинальная прибыль, должна покрыть постоянные затраты.

Цена единицы = Удельные постоянные + Удельные переменные

    продукции                  затраты                                затраты

 

Или в точке безубыточности маржинальная прибыль равна удельным постоянным затратам, так как в  этом случае:

Цена единицы –  Удельные переменные = Удельные постоянные

  продукции                     затраты                              затраты

 

При соблюдении этого  правила каждая единица продукции  не приносит ни прибыли, ни убытка.

Тогда:

Точка безубыточности = Совокупные постоянные затраты

                                              Удельные постоянные затраты

Или:

Точка безубыточности = Совокупные постоянные затраты

                                              Маржинальная прибыль

 

Формула безубыточности:

Qкр. = С

         MR

Qкр. – критический объем продаж, или точка безубыточности, натур.ед.;

MR – маржинальная прибыль, DE, MR = p – v;

 

Целевая прибыль и  планирование объемов производства.

Метод маржинальной прибыли  позволяет быстро определить, какой объем продцукции предприятию необходимо произвести и реализовать для получения желаемой величины прибыли в планируемом периоде. Очевидно, что выручка от реализации продукции должна быть достаточно высокой и обеспечивать покрытие всех затрат и получение запланированной прибыли. Так как прибыль равна разности между выручкой от реализации продукции и затратами, выручка будет равна сумме прибыли и совокупных затрат, которые складываются из постоянных и общих переменных затрат, или

pq = np + c + vq;

но

pq – vq = np + c.

E MR = np + c – совокупная (общая, суммарная) маржинальная прибыль должна, во-первых, покрывать постоянные затраты и, во-вторых, быть достаточной для получения запланированной прибыли. Но так как MR = p – v, плановое количество продукции (Qпл.), которая предприятие должно произвести для получения необходимой прибыли, можно рассчитать по формуле:

Qпл. = np + c

                      MR

 

Определение цены в  анализе безубыточности.

Анализ безубыточности позволяет определить, по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированную прибыль.

Если предприятие приступает к производству новой продукции, оно должно прежде всего определить минимально допустимую цену, по которой  ее можно продать, чтобы покрыть  затраты на производство, реализацию и управление. Исходя из формулы расчета точки безубыточности (формула 3) минимально допустимая цена (Pmin) будет определяться следующим образом:

Pmin = c + vq    ,         формула 4

                      q

или

  Pmin = c + v      ,          формула 5

                    q

где  с    - удельные постоянные затраты.

       q

В разделе "Точка безубыточности" мы отмечали нецелесообразность расчета  постоянных затрат на единицу продукции. Однако, формула 5 служит отправной  для расчета цены, которую требуется установить, если спрос на продукцию неэластичен, а предприятие в краткосрочном периоде планирует получить прибыль, не снижая объем продаж и устанавливает норму прибыли на изделие. Тогда:

Pпл. = с + v + np  ,      формула 6

                   q           q

где np - норма прибыли на одно изделие, DE

       q

      

В общем виде плановая цена будет определяться по формуле:

 Pпл. = c + v + np         формула 7

                           q

Рассчитанная по формуле 7 цена позволяет покрыть издержки предприятия и получить запланированную прибыль.

 

2. Анализ  себестоимости продукции предприятия  РУП МАЗ «МРЗ»

 

2.1. Краткая социально-экономическая  характеристика РУП МАЗ МРЗ.

В декабре 1946 года было принято решение о строительстве  в  г. .Минске завода по производству металлоконструкций. Решением СНХ    БССР в январе 1961 г. предприятие было преобразовано в рессорный завод. В соответствии с постановлением СМ СССР от 12.11. 1965 г. и приказом Министерства автомобильной промышленности  от 16.11.1965г. МРЗ был передан в ведение Министерства автомобильной промышленности СССР.

В 1974г. Минский  рессорный завод вошел в состав ПО " БелавтоМАЗ ". В июне 2002 г. государственное  предприятие " Минский рессорный  завод" переименовано в Производственное республиканское унитарное предприятие " Минский рессорный завод ".В соответствии с приказом Министерства промышленности  Республики Беларусь N 552 от 29.12.2002 г. и приказом ПО " БелавтоМАЗ " N 1 от 17.01.2002 г. Производственное унитарное предприятие " Минский рессорный завод" реорганизовано путем присоединения в качестве филиала к Производственному республиканскому   унитарному предприятию " Минский автомобильный завод ".

Филиал " Рессорный  завод " Производственного республиканского унитарного предприятия " Минский автомобильный завод", создан в соответствии с законодательством Республики Беларусь    в результате выделения из состава РУП " МАЗ "рессорного производства согласно приказу РУП " МАЗ ".

  Учредителем  филиала является РУП " Минский  автомобильный завод" .Деятельность филиала осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом Учредителя  его    нормативными актами и Положением о филиале.

  Управление  филиалом осуществляется директором ,назначенным    Учредителем. 

В состав дирекции филиала входят :главный инженер, зам.   директора по экономическим вопросам, зам. директора по коммерческим    вопросам, зам. директора по качеству. Им функционально подчинены соответствующие службы и отделы.

Филиал имеет  цеховую структуру и состоит из трех цехов:

 

  • рессорного,
  • товаров народного потребления и прочей продукции
  • ремонтно-механического.

Численность персонала  предприятия составляет 440 чел. За 2002 г.

Удельный вес  различных категорий работников представлен в таблице 2.1

 

 

Табл. 2 .1 . Динамика численности удельного веса различных групп работников 2000 – 2002 гг.

 

Наименование  группы работников

годы

2000

2001

2002

руководители

9,5%

9,5%

9,4%

рабочие

76,6%

77,9%

77,3%

служащие

23,4%

22,1%

22,7%

пенсионеры

23,7%

20,3%

20,0%


 

Рис.2.1.  Динамика удельного веса основных групп работников за период 2000-2002 гг.

 

Как видно из выше представленных данных в общей  численности персонала завода практически  неизменный удельный вес  9,5 % занимают руководители; служащие и работники  старше 55 лет женщины и старше 60 лет мужчины к 2002 г сократили свое количество соответственно на  0,7% и 3,7%.

Организационная структура  управления предприятием представлена  на рис.2.2.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.2. Организационная  структура управления предприятия  РУП МАЗ «МРЗ» 

 

Основными направлениями  деятельности предприятия являются:

 

а) производство рессор и опор к:

  • автомобилям семейства МАЗ,
  • а/м     ГАЗ,
  • КАМАЗ ,
  • тракторным прицепам ПО " Гомсельмаш",
  • автобусам ЛАЗ,
  • колесным тягачам МЗКТ,
  • микроавтобусам " Люблин" и др.
  • троллейбусам ПО "Белремкоммунмаш",

рис. 2.3.                        Эскиз рессоры

б) производство товаров  народного потребления, в частности, рам и рессор к автоприцепу " Зубренок ", рессор к автомобилю " Газель ", микроавтобусу РАФ, тягово-сцепного устройства к а/м " Жигули" всех   моделей, включая 21099,10,11,12.

 

   в) производство  прочей продукции производственно-технического  на  значения, включая сварные  детали и узлы к лесовозам,  мусоровозам,    сортиментовозам  МАЗ, борт, дугу, держатель к а/м МАЗ 9758, лапы и ножи  культиваторов, пластины к машинам для торфоразработок и другие запасные части к сельскохозяйственной технике.

 

   г) реализация  всей вышеперечисленной продукции  заинтересованным    потребителям.

Уровень специализации  предприятия характеризуется следующими данными:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 2.2.      Ассортимент выпускаемой продукции 

              на РУП МАЗ « МРЗ»

 

     Наименование           

      Продукции

  Удельный вес в общем объеме  выпуска продукции 

Рессоры

92.2

Товары народного  потребления

3.5

Прочая продукция                       

4.3

Итого:                               

100.0 %


 

        

  Рис. 2.4.  Ассортимент выпускаемой продукции на РУП МАЗ «МРЗ»

 

    Данные  таблицы 2.2. представлены на рис. 2.4., где видно, что основную долю в выпуске всей продукции составляет рессорная продукция.  (более 90 %).

В течение 2002 года единственным поставщиком металлопроката   был Минский автомобильный завод, расчеты с которым велись путем   взаимозачета за поставленную рессорную продукцию.

Всех покупателей предприятия можно разделить на три основные   группы:

   1 ГП " Минский автомобильный завод  " - более 60 % объемов продаж.

   2. Машиностроительные  заводы РБ, приобретающие продукцию  предприятия    по кооперации :БелАЗ, МоАЗ, Могилевтрансмаш, Бобруйскагромаш, Белремкоммунмаш, Гомсельмаш, МЗКТ.

   3. Коммерческие  фирмы, частные предприниматели,  обслуживающие рынок    автозапчастей  в республике и за ее пределами.

Предприятие на территории РБ конкурентов не имеет, однако к прямым конкурентам в странах СНГ можно отнести:

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности на предприятии РУП МАЗ «МРЗ»