Бюджетная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;

проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа содержит 1 файл

Содержание ДИПЛОМ.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

 

Еще одним важным налогом  является налог на имущество физических и юридических лиц, поступающий в доходы местных бюджетов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели  исчисляют налог на имущество по ставке 1% от среднегодовой стоимости объект обложения.

В целях раскрытия  значения налога на имущество в доходах  местных бюджетов следует провести сравнительный анализ, аналогичный предыдущему.

Итак, по данным отчета о суммах поступлений налогов в местный бюджет г. Семей налог на имущество относительно 2009 г. возрос в 2010 г. на 3447 тыс.тенге с юридических лиц и 67 тыс.тенге с физических лиц, в 2011 г. на 5989 тыс.тенге с юридических лиц и 254 с физических лиц.

Значительному росту налога на имущество прежде всего способствовало снижение ставок и увеличение юридических лиц. Помимо этого в 2011 г. произошел резкий скачок цен на движимое и недвижимое имущество. Подобный эффект имел место благодаря улучшению кредитования населения и снижению процентных ставок кредитов.

В соответствии с данными  налогового комитета г. Семей поступление платежей по земельному налогу колеблется. Если мы проанализируем налоговые поступления за тот же период, то увидим, что в 2010 г. в местный бюджет г. Семей поступления по земельному налогу снизились на 90 тыс.тенге, но уже в 2011 г. увеличились на 18 тыс.тенге, относительно 2009 г. Подобное колебание прежде всего связано с тем, что за исследуемый период были внесены некоторые изменения по порядку взимания земельного налога.

Рост земельного налога в 2011 г. произошел благодаря увеличению крестьянских хозяйств, так как были снижены налоговые ставки для предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью. Помимо этого для развития крестьянских хозяйств банками второго уровня были предложены кредиты с минимальными процентными ставками и с большими сроками выплаты.

Анализируя  поступления в бюджет г. Семей  налога на транспорт за период 2009-2011 гг., можно наблюдать снижение по данному виду платежа. Относительно 2009 г. налог на транспорт в 2010 г. снизился 1311 тыс.тенге, а в 2011 г. снизился на 1267 тыс.тенге.

Такой эффект имеет место  благодаря уклонению от уплаты налога на транспорт, в частности в сельской местности. К тому же существуют категория граждан, для которых просто дорого содержать и обслуживать транспорт.

Колебания наблюдаются  и с акцизных сборов. При суммарном  анализе акцизов относительно 2009 г. видим следующую картину, в 2010 г. акцизы выросли на 30875 тыс.тенге, а в 2011 г. произошло снижение и разница составляет 28923 тыс.тенге [27, с. 11].

Резкий скачок в 2010 г. сопровождается с увеличением  количество импорта спиртных напитков, а также открытие новых АЗС. В 2011 г. после усложнения пересечения через границы Республики Казахстан снизился ввоз

 

импортных спиртных напитков и горюче-смазочных материалов.

Таким образом, среди налоговых поступлений  в местный бюджет г. Семей социальный налог играет главную роль в доходной части местного бюджета, на втором месте индивидуальный подоходный налог. Эти два налога тесно связаны с предпринимательской деятельностью населения. Правительство Республики Казахстан приняло Программу по поддержке малого и среднего бизнеса, что повлияло на резкий рост субъектов малого и среднего бизнеса, тем самым увеличиваю налоговые поступления в местный бюджет.

В 2009 г. по ИПН  выявлены всего 18% предприятий нарушившие порядок выплаты данного налога, в 2010 г. наблюдается рост до 24%. И уже в 2011 г., в результате проведения различного рода профилактических и проверочных работ налоговыми органами, наблюдается снижение нарушений по выплате ИПН до 21%.

Относительно налога на имущество картина выглядит иначе. За весь рассматриваемый период нарушения налоговых выплат среди предпринимателей растут. Если в 2009 г. подобные правонарушения совершали только 9%, то уже в 2011 г. - 16% (рисунок 10).

Рисунок  10. Динамика нарушений по выплатам налогов  в местный бюджет г. Семей за 2009-2011 гг.

Касательно земельного и социального налога необходимо отметить о колебании количества правонарушителей за исследуемый период. Если в 2010 г. по социальному налогу выявлено 21% нарушителей, то уже в 2011 г. их количество сократилось до 17%. По земельному налогу произошло незначительно снижение в 2011 г., всего на один процент.

 

Согласно  отчетным данным из налогового управления по г. Семей, фактические поступления по акцизам за 2010 г. составляют на общую сумму 87 069,9 млн.тенге, что выше на порядок по сравнению с 2011 г. на 34697,3 млн. тенге. В 2011 г. фактическое поступление по акцизам снизилось и составило 52 372,6 млн.тенге.

Проанализировав аналитические данные Налогового управления г. Семей, видим, что поступления акцизов по г. Семей имеет ряд особенностей: в специфике преобладает производство спиртных напитков соответственно удельный вес акцизов поступающих от данной продукции больше общих поступлениях по акцизам.

Из анализа результата работы налоговых органов по г. Семей  видно, что 
количество предприятий допустивших нарушения, сумма начислений 2011 году 
по сравнению с 2010 годом снизилась, а процент уплаты начисленной суммы 
по предприятиям возрос. Данную тенденцию можно объяснить рядом причин: 
Во-первых:     проведение     налоговыми органами     консультационных,

разъяснительных работ по налоговому законодательству. Во-вторых: применения мера принудительного взыскания, применение штрафов, административных взысканий. В третьих: упрощение системы налогообложения, внедрение налогового кодекса.

Таким образом, основными инструментами бюджетной  политики г. Семей являются доходы и расходы местного бюджета, дефицит или профицит бюджета. Соотношение этих показателей с ВВП города определить затруднительно, так как значение последнего выявляется только на уровне Восточно-Казахстанской области. Основными видами доходов местного бюджета являются налоговые поступления: индивидуальный подоходный налог, облагаемый у источника выплаты, социальный налог, акцизы на алкогольную продукцию, налоги на собственность. Нормативы отчислений по индивидуальному подоходному налогу, облагаемому у источника выплаты, и по социальному налогу определены в размере 70 %, по акцизам на алкогольную продукцию - в пределах 50 %, по остальным подакцизным товарам - 100 %. Кроме того, имеются неналоговые поступления и доходы от операций с капиталом.

 

           3     МЕРОПРИЯТИЯ ПО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮЖДЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

3.1    Проблемы    формирования    бюджетной    политики    в    условиях финансового  кризиса

Для повышения  эффективности бюджетной политики необходимо решение ряда проблем, связанных с налоговой системой Республики Казахстан. Действующее налоговое законодательство пока не в полной мере обеспечивает благоприятные условия для эффективного развития отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

В налоговой  системе все еще сохраняются элементы, искажающие экономически обоснованную предпринимательскую мотивацию и препятствующие выводу хозяйственной деятельности из тени. Налоговый учет и отчетность остаются неоправданно усложненными, что особенно чувствительно для малого и среднего бизнеса.

Анализ экономической  литературы показывает, что необходимыми признаками любой действенной системы  налогового регулирования являются:

  • наличие   эффективной   системы   отбора   налогоплательщиков   для 
    проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее 
    оптимальное     направление     использования     ограниченных     кадровых     и 
    материальных    ресурсов    налоговой    инспекции,    добиться    максимальной 
    результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и 
    средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких 
    налогоплательщиков,   вероятность   обнаружения   налоговых   нарушений   у 
    которых представляется наибольшей;
  • применение   эффективных   форм,   приемов   и   методов   налоговых 
    проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой 
    комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, что и 
    на   прочной   законодательной   базе,   предоставляющей   налоговым   органам 
    широкие   полномочия   в   сфере   налогового   контроля   для   воздействия   на 
    недобросовестных налогоплательщиков;
  • использование   системы   оценки   работы   налоговых   инспекторов, 
    позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, 
    эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы 
    [28, с. 19].

Совершенствование каждого  из данных элементов позволит улучшить организацию налогового регулирования.

Процедуры рассмотрения проекта республиканского бюджета  излишне затянуты и громоздки. Законодательство о государственных закупках не отвечает современным требованиям. Из-за несовершенства применяемых механизмов   государство   по-прежнему   несет   дополнительные   финансовые

 

издержки  при  осуществлении закупок товаров  и услуг,  необходимых для реализации его функций.

Не завершено  упорядочение сети государственных  унитарных предприятий и учреждений. Недопустимо медленно принимаются решения о дальнейшей судьбе государственных учреждений, функции которых признаны избыточными.

Осуществление функций государственной власти по-прежнему остается чрезмерно сконцентрированным на республиканском уровне. Требуется дальнейшее расширение перечня полномочий, исполнение которых делегируется местными органам государственной власти с предоставлением субвенций из республиканского бюджета. Эта работа должна быть синхронизирована с реализацией мер по совершенствованию схемы размещения и сокращению штатной численности территориальных органов и органов исполнительной власти.

Далеко не полностью  урегулирована проблема исполнения судебных решений по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления. Это нарушает права и законные интересы граждан, является недопустимым примером неуважения к судебной власти.

Обеспечение макроэкономической устойчивости остается важнейшей задачей бюджетной политики. В ближайшем будущем необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции.

Недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании государственного бюджета. Это требует как повышения качества государственных прогнозов социально-экономического развития, так и взвешенных решений по формированию расходной части бюджета. Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Необходим комплексный учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике и социальной сфере. В противном случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.

Проанализировав формирование и исполнение бюджетных средств  необходимо сделать выводы, что используемые Правительством механизмы управления расходами не способствовали эффективному использованию средств республиканского бюджета.

Доходы могли  быть больше полученных 807 миллиардов тенге, если бы правительство полностью собрало корпоративный налог и НДС, особенно с предприятий сырьевого сектора. 49 миллиардов тенге министерства и ведомства вообще не освоили, причем в самых важных сферах — сельском хозяйстве и транспорте [29, с. 19].

В счетном  комитете также считают, что расходная  часть бюджета занижается искусственно, и это сдерживает рост экономики.

Искусственное сдерживание  расхода бюджета приводит к увеличению национальных сбережений. В результате объем сбережений оказался больше, чем объем инвестиций, привлеченных в экономику, тем самым мы создаем прецедент для оттока капитала, считают аналитики счетного комитета.

 

В 2011 году счетный  комитет провел 30 проверок. Выявлено нецелевое и необоснованное использование  средств более чем на полтора  миллиарда тенге. Во время строительных работ в Южном военном округе вместе со зданием штаба на государственные средства отремонтировали и частную столовую. По проекту кредитование объектов сельского хозяйства 16 миллионов должны были пойти на сооружение рынка в Кокшетау, однако современные павильоны так и не были построены, деньги использовали не по назначению. Провели тендер на химическую обработку полей авиацией, а позже выяснилось, что у победителя нет ни одного самолета. По результатам проверок счетного комитета более миллиарда тенге удалось вернуть в бюджет.

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета в прошлом году выявил нецелевое, необоснованное и неэффективное использование средств республиканского бюджета на общую сумму в 985,1 млн. тенге. Возмещено 650 млн. тенге.

Недоначисленные налоги, сборы и несвоевременно уплаченные таможенные платежи, установленные Счетным комитетом, составили в сумме 658,4 млн. тенге, из них взыскано 387,5 млн. тенге.

Всего Счетный  комитет в прошлом году провел 31 контрольное мероприятие по целевому, эффективному использованию бюджетных средств и полноте поступлений налогов, сборов и других платежей в бюджет. Результаты контрольных мероприятий были обсуждены на 24-х заседаниях Счетного комитета.

Используемые  правительством Республики Казахстан  механизмы управления расходами не способствовали эффективному использованию средств республиканского бюджета 2011 года.

По данным счетного комитета, в течение 2011 года сложились "свободные остатки" бюджетных средств в среднем на сумму около 40 млрд. тенге. Такая тенденция сохраняется и в текущем году, отмечает счетный комитет. Данный факт, влияет на уменьшение денежной базы и может оказать негативное влияние на ситуацию в денежно-кредитной сфере, снижая эффективность монетарной политики.

Так, по данным счетного комитета, освоение средств бюджета до счетного периода по функциональной группе "транспорт и связь" составило 63,6% от запланированных в бюджете, по группе "сельское хозяйство" - 82,7%, "промышленность и строительство" - 77,3%, в сфере социального обеспечения и социальной помощи освоено 31,24% средств, от предусмотренных в бюджете 2011 года [30, с. 63].

Информация о работе Бюджетная политика Республики Казахстан