Бюджетная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;

проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа содержит 1 файл

Содержание ДИПЛОМ.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

 

стороны, стимулировали  бы приток денежных ресурсов в государственный бюджет, а с другой — создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.

4) Обеспечение целевого расходования бюджетных средств на решение 
основных задач  государственной  социально-экономической  политики.   При 
этом необходимо установление четких приоритетов бюджетных расходов по 
основным социально-экономическим направлениям. При принятии решений о 
финансировании    должен    быть    ясно    определен    ожидаемый    эффект    и 
установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение. Контроль 
за   целевым   расходованием   бюджетных   средств   должен   сопровождаться 
содержательным анализом достигнутых результатов.

  1. Определение   оптимальных   форм   поддержки   реального   сектора 
    экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие 
    стимулы  для  внедрения  и развития  современных технологий,  повышения 
    энергоэффективности экономики и производительности труда.  Выполнение 
    требований повышения эффективности должно быть обязательным условием 
    оказания государственной поддержки.
  2. Обеспечение  кардинального  повышения  качества предоставления 
    гражданам   государственных   услуг,    модернизацию   сети   оказания   услуг 
    гражданам за счет бюджетных средств. Требуется развитие, в том числе в 
    рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, 
    современных      форм      организации      предоставления      образовательных, 
    медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их 
    оплаты за реальный результат.

Основой обеспечения  макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе является проведение налогово-бюджетной политики, направленной на эффективную реализацию выработанных мер государственной политики и обеспечение сбалансированного роста экономики. Налоговая нагрузка в РК по сравнению с другими странами является низкой и благоприятной для привлечения инвесторов и развития бизнеса. Применяемая в Казахстане ставка НДС (12%) является одной из самых низких в мире среди стандартных ставок и по итогам исследования «Налоговые платежи», проводимого Всемирным Банком и ПрайсуотерхаусКуперс, Казахстан по легкости уплаты налогов занимает 17 место из 183 стран мира, и 11 место по количеству налоговых платежей [36]. Налоговая система Казахстана становится эффективным механизмом стимулирования развития несырьевого сектора экономики и привлечения инвестиций.

Бюджетная политика будет  исходить из принципа контрцикличности, предусматривающего сдерживание роста  расходов государства на уровне, не превышающем рост номинального ВВП, в период роста экономики, и их увеличение в период экономического спада.

Инструментами проведения фискальной политики будут регулирование

 

дефицита  бюджета и эффективное управление активами Национального фонда. При сохранении благоприятных внешних условий развития и прогнозируемом увеличении ненефтяных доходов предлагается политика снижения дефицита. В связи с этим, дефицит бюджета планируется сократить по отношению к прогнозируемому ВВП с 2,6% в 2012 году до 1,3% в 2014 году или с 758,5 млрд. тенге до 460,2 млрд. тенге. Также, бюджетная политика будет строиться на обеспечении сбалансированности бюджета и Национального фонда в целях недопущения "проедания" нефтяных поступлений. С учетом потенциального ухудшения ситуации в мировой экономике в среднесрочной перспективе будет продолжена политика накопления финансовых ресурсов в Национальном фонде путем ограничения гарантированного трансферта в размере 8 млрд. долларов США, в соответствии с Концепцией по формированию и использованию средств Национального фонда. Активы Нацфонда к 2015 году должны возрасти до 72,5 млрд. долл. США, что составит не менее 30,4% к ВВП.

На фоне увеличения ненефтяных доходов государства  это будет способствовать сокращению ненефтяного дефицита до 4,7% к ВВП в 2014 году, который к 2020 году должен составить не более 3% к ВВП.

Исходя из прогнозируемых поступлений и планируемого снижения дефицита предполагается увеличение расходов государственного бюджета с 6,3 трлн. тенге в 2012 году до 6,9 трлн. тенге в 2014 году (19,5-21,7 % от ВВП). Поддержание расходов в пределах 20% от ВВП обеспечит внутренний спрос и накопление основного капитала за счет государственных инвестиций, необходимых для устойчивого роста экономики. Кроме того, планируемый в 2012-2014 годах рост государственных расходов (на 15,9% к оценке 2011 года) не превышает темпы роста номинального ВВП, что обеспечивает условие контрцикличности фискальной политики.

Основными приоритетами политики бюджетных расходов в 2012-2014 годах в рамках реализации поручений, данных Главой государства являются:

1) Программа   индустриализации.   В   рамках   ее   реализации   будут 
приоритетно  финансироваться мероприятия программ  "Производительность 
2020",   "Дорожная   карта   бизнеса   2020",   а   также   отраслевых   программ, 
принятых в реализацию Программы индустриализации, включая обеспечение 
экономики энергетической, транспортной и газовой инфраструктурой, создание 
специальных экономических зон.

Для реализации крупных инвестиционных проектов планируется дальнейшая капитализация ФНБ "Самрук-Казына" и холдинга "Казагро".

  1. Модернизация социальной сферы. В первоочередном порядке будет 
    осуществляться  финансирование  мероприятий  Государственной  программы 
    развития здравоохранения и развития образования РК, Программы занятости 
    2020.
  2. Улучшение условий жизни населения. В рамках данного направления 
    приоритетным    станет    реализация    Программ    модернизации    жилищно- 
    коммунального хозяйства РК на 2011-2020 годы.

4) Формирование   точек   роста.   В   рамках   реализации   Программы

 

развития  регионов, стратегического плана  устойчивого развития города Астаны до 2030 года, программы развития города Алматы, комплексного плана социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Астане планируется реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности регионов.

5) Повышение  качества государственных услуг  и реализации государственных функций.

Сложность современной  экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей. Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности казахстанской экономики, ее модернизации и технологического обновления.

Кроме того, Казахстан  является активным участником интеграционного процесса в рамках Таможенного Союза и Единого экономического пространства. Эти интеграционные объединения открывают возможности, связанные с расширением рынков сбыта, снятием торговых, технических и таможенных барьеров, доступом к инфраструктуре.

Таким образом, основной целью экономической политики Казахстана на 2012-2016 годы будет обеспечение сбалансированного экономического роста. Этому будет способствовать обеспечение макроэкономической стабильности за счет скоординированной налогово-бюджетной политики [37, с. 28].

В Приложении Е представлены основные мероприятия  по совершенствованию бюджетной политики Республики Казахстан. Таким образом, отсутствие системного подхода к приобретению государственных активов, а также постоянного мониторинга не позволили эффективно использовать государственные активы, о чем свидетельствуют итоги контрольных мероприятий. В целях повышения эффективности использования государственных активов, исключения предпосылок размежевания государственной собственности необходимо провести полномасштабную инвентаризацию государственных активов, наладить их учет, создать систему управления государственными активами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведённого исследования, следует  отметить, что бюджетная политика это направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство. Поскольку основной инструмент формирования бюджетов -налоги, бюджетную политику часто называют также фискальной политикой (хотя некоторые авторы не без основания проводят различие между этими терминами).

Задача бюджетной  политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие:

а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового;

б) размеры или отсутствие государственного долга,  а также время, 
отводимое на его погашение;

в) определение долей республиканского и местного бюджетов и т.д.

В соответствии с намеченными  целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

- концентрация   финансовых   ресурсов   на   решении   приоритетных 
вопросов;

  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочивание государственных обязательств;

- создание   эффективной   системы    межбюджетных   отношений    и 
управления государственными финансами.

Изучение  мирового опыта свидетельствует  о значимости использования местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования, способа решения социально-экономических задач. Местные бюджеты являются более динамичными, они образуют постоянно развивающуюся систему, преобразующуюся с учетом специфики региона и экономической ситуации. В Италии и Японии удельный вес местных финансов в общих финансовых ресурсах государства составляет более 30 процентов, в США, Германии - 50-60 процентов.

Исследование тенденций  эволюции бюджетных систем разных стран  показывает, что с более широким  внедрением рыночных механизмов, доля централизованного государственного бюджета сокращается, а бюджетов низовых звеньев возрастает.

Анализ экономики Казахстана за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в казахстанских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения

Бюджетное   устройство   страны   определяется   ее   государственным

 

устройством. В унитарном государстве бюджетная  система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеральных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Бюджетная система  Республики Казахстан представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Казахстан, регулируемую нормами права совокупность республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Информация о работе Бюджетная политика Республики Казахстан