Бюджетная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов формирования и реализации бюджетной политики Республики Казахстан, а также выявление основных проблем управления бюджетной политики в Республике Казахстан и пути их устранения.
Иходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи бюджетной политики;
исследовать зарубежный опыт формирования бюджетной политики;

проанализировать современное состояние бюджетной системы в
Республике Казахстан;
охарактеризовать основные проблемы бюджетной политики в
Республике Казахстан и путей их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета 10
Задачи и функции бюджетной политики 19
Особенности формирования бюджетной системы в зарубежных странах 26
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЗИИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Оценка формирования и реализации бюджетной политики Республики
Казахстан на современном этапе 33
Анализ состояния республиканского бюджета и оценка эффективности
бюджетной политики за 2009-2011 гг 40
Оценка эффективности бюджетной политики г. Семей за 2009-2011 гг 47
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Проблемы формирования бюджетной политики в условиях
финансового кризиса 53
Пути совершенствования бюджетной системы Казахстана 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа содержит 1 файл

Содержание ДИПЛОМ.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

В целом неполное освоение средств и несвоевременное  финансирование по 74 бюджетным программам на сумму более 49 млрд. тенге негативно отразилось на итоговых показателях экономического развития страны. По мнению аналитиков, своевременное и полное использование бюджетных средств способствовало бы увеличению ВВП, экономический рост страны был бы на несколько процентов выше фактически сложившегося уровня - 9,5%.

По данным счетного комитета, в течение периода январь-март 2012 гг.

 

дополнительно было освоено 13,8 млрд. бюджетных средств. Счетный комитет полагает, что несвоевременное освоение средств связано с неактивной работой администраторов бюджетных программ.

В сфере совершенствования межбюджетных отношений есть три основных принципа: это обеспечение стабильности, усиление самостоятельности и обеспечение прозрачности бюджетного процесса.

Обеспечение стабильности предполагает законодательное закрепление  доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджета, установление стабильных межбюджетных трансфертов на трехлетний период, определение приоритетов использования бюджетных средств также на три года [31, с. 3].

В сфере усиления самостоятельности необходимо обеспечить собственными финансовыми средствами все уровни власти, законодательно определить функции каждого уровня власти в формировании бюджета, обеспечить бюджетом сельский уровень власти.

В целях обеспечения  прозрачности бюджетного процесса предполагается определить законодательно все этапы формирования бюджета, публиковать решения представительных и исполнительных органов по разработке и утверждению бюджетов, а также отчеты об исполнении бюджета.

Для решения стратегической задачи по стабилизации межбюджетных отношений требуется значительное реформирование существующего механизма межбюджетного регулирования и распределения налогов между республиканским и местными бюджетами. Введенный в 2006 году механизм межбюджетного регулирования посредством бюджетных изъятий был необходим для консолидации финансовых ресурсов государства в условиях негативного воздействия кризисных явлений в мировой экономике. Однако принцип бюджетных изъятий не обеспечивает необходимой в условиях политической децентрализации стабильности в межбюджетных отношениях.

На первом этапе децентрализации в условиях Казахстана самым эффективным способом устранения горизонтального бюджетного дисбаланса на районном и областном уровне является применение регулирующих налогов.

Должен устанавливаться  стабильный норматив отчислений по регулирующим налогам на несколько лет для каждой области на республиканском уровне и для каждого района и города на областном уровне. Это позволит достичь определенной самостоятельности местных бюджетов и избавит от опасений изъятия доходов в случае их превышения над плановыми показателями. Необходимо разработать соответствующие механизмы с тем, чтобы с 2012 года перейти к применению регулирующих налогов.

Государственный бюджет стал основным инструментом реализации приоритетных социально-экономических задач: предоставление гражданам гарантий на образование, здравоохранение и других важнейших социальных гарантий в соответствии с законодательством Республики Казахстан; поддержки низкооплачиваемых слоев населения; поэтапного повышения размера  пенсий   и государственных пособий,   а также заработной   платы

 

государственным служащим и работникам бюджетных  организаций, поддержки реального сектора экономики на основе активизации инвестиционного процесса; финансирования реализации Стратегии индустриально-инновационного развитие Казахстана и других Государственных и отраслевых (секторальных) программ, республиканских и местных инвестиционных проектов; укрепления обороноспособности страны и выполнения других важных функций государства.

В свою очередь, сам процесс финансирование бюджетных npoipaMM затягивается из-за несвоевременного и некачественного проведения процедур по государственным закупкам, позднего утверждения паспортов бюджетных программ, из-за несовершенства механизма финансирования и освоения средств по программам развития.

Все это приводит к  невыполнению расходной части республиканского бюджета. В результате на 1 января 2012 г. оказалось неосвоенными 35,9 млрд,, тенге, освоение этих средств при сохранении сложившихся тенденций в экономике способствовало бы увеличению ВВП на сумму более 60 млрд. тенге из расчета мультипликативного эффекта [32, с. 9].

Другой проблемой  бюджета является то, что в республике не создана единая система финансового контроля, охватывающая бюджетный процесс в целом, начиная со стадии бюджетного планирования и включая процедуру эффективности использования финансовых ресурсов и государственного имущества, которая не позволяет обеспечить целостность механизмов функционирования бюджетной системы. Это приводит к недостаточно обоснованному планированию налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, способствует занижению налоговой базы, неполному освоению бюджетных средств, неэффективному заимствованию на республиканском и местных органах, а также к значительному перераспределению бюджетных средств через республиканский бюджет. В результате не обеспечивается достаточно эффективность использования бюджетных средств на решение социальных и экономических задач в республике.

Кроме того, отсутствует  системность в исследовании и изучении механизма функционирования бюджетной системы, практически не проходится фундаментальный и прикладные исследования в области планирования и перспективного прогнозирования государственных финансов, не уделяется должного внимания в подготовке кадров по специализации «Государственный бюджет и казначейство», отсутствуют гранты и кредиты по этой специализации.

3.2 Пути совершенствования  бюджетной системы Казахстана

В условиях глобального  финансово-экономического кризиса  экономика Казахстана   в   целом   продемонстрировала   высокую   степень   устойчивости.

 

Вместе с  тем, для Казахстана, как и всей мировой экономики, кризисный период был, безусловно, довольно напряженным.

Для выхода из сложившейся ситуации требовалось  принятие активных мер со стороны государственных органов. Казахстан начал предпринимать меры по стабилизации экономики уже в ноябре 2007 года. А именно, 6 ноября Правительством РК был принят План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан. В рамках этого плана за период с осени 2007 года по первую половину 2008 года из государственного бюджета было выделено свыше 4,5 млрд долл., что составляет 4,2% ВВП страны. Средства были направлены на завершение долевого строительства объектов жилья, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности. В течение 2007-2008 года поэтапно решались проблемы дефицита ликвидности в банковском секторе, в том числе за счет последовательного снижения минимальных резервных требований. Была активизирована работа по минимизации рисков банковского сектора, в т.ч. связанных с достаточностью собственного капитала, ликвидности, внешним заимствованием.

В 2008 года был  оперативно принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках». Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отечественному бизнесу за счет предоставления гарантий, долговременных заказов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки.

В ноябре 2008 года принят План совместных действий Правительства РК, Национального банка РК (ЦБ) и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 гг. Его цель - смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.

На реализацию плана по поручению главы государства из средств Национального фонда направлено 10 млрд. долл. (Национальный фонд был создан в 2001 году и был призван обеспечить эффективное распределение и использование доходов от природных ресурсов, а именно от нефти. Цель: обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, сберегательная функция и стабилизационная функция). Эти средства были выделены дополнительно к уже запланированным расходам в рамках трехлетнего бюджета на 2009-2011 гг.

С 1 января 2009 года введен новый Налоговый кодекс, в рамках которого было предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузи, в

 

первую очередь для  несырьевого сектора [33, с. 79].

В мае 2009 года Правительством РК были представлены базовые принципы плана посткризисного развития экономики Казахстана. Одним из ее основных направлений стало принятие Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2014 года (ФИИР). Программа предусматривает увеличение доли промышленных предприятий в экономике страны, рост несырьевого экспорта и производительности труда. Отмечаются и первые успехи. Объем промышленного производства в республике в январе — июле 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличился на 11 процентов.

Одним их механизмом реализации данной программы выступила Программа «Дорожная карта бизнеса 2020». Эта программа стала эффективным способом обеспечения занятости населения в регионах, одновременно позволив провести большую работу по восстановлению и улучшению жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, объектов социально-культурной сферы.

В настоящее  время «Дорожная карта-2020» находится  в активной фазе реализации. Реализуется 3279 проектов, из них по объектам жилищно-коммунального хозяйства - 652, по дорожно-ремонтным работам - 771, по ремонту и утеплению социальных объектов - 1 303 и по ремонту социально-культурных объектов - 1 400. В результате реализации Дорожной карты за счет создания новых рабочих мест, расширения программ социальных рабочих мест и молодежной практики созданы около 350 тыс. рабочих мест. Программой подготовки и переподготовки кадров охвачено около 146,5 тысяч человек [34].

Кроме того, была разработана  карта индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы, которая подразумевает рациональное размещение производственных мощностей, увязку их с ресурсной базой регионов и развитие инфраструктуры.

Таким образом, современный этап реализации экономической  стратегии Казахстана обусловлен преодолением последствий глобального экономического кризиса. В посткризисном периоде усилия были направлены на углубление диверсификации экономики, укрепление производственной инфраструктуры, совершенствование государственной поддержки деловой активности. Такая устойчивая основа позволила более эффективно противостоять потенциальным внешним вызовам, развивать конкурентоспособность экономики и государства.

В настоящее  время базовым условием поступательного  развития экономики является благоприятная макроэкономическая среда. Безусловно, среда сама по себе не может повысить производительность и конкурентоспособность нации. Однако, поддержание макроэкономических параметров на оптимальном уровне, существенно важно для развития бизнеса, обеспечения благоприятного инвестиционного климата и доступности капитала.

По международным  оценкам макроэкономическая среда в Казахстане

 

оценивается на высоком уровне. Согласно отчету ВЭФ (Всемирный Экономический Форум) Казахстан по фактору «Макроэкономическая среда» занял 18 место, поднявшись с 26 места и опередив тем самым такие страны, как Германия (30), Финляндия (20), Россия (44) [35].

О благоприятной  макроэкономической среде в Казахстане говорят основные показатели развития. В 2009 году на фоне глобальной рецессии ВВП Казахстана в реальном выражении вырос на 1,2%, в 2010 году экономика Казахстана вступила в стадию восстановительного роста. Посткризисный период развития экономики Казахстана характеризуется высокими темпами экономического развития. В прошлом году реальный рост ВВП составил 7,3%. С начала 2011 года ВВП в реальном выражении вырос на 7,0%. Уровень инфляции в январе-октябре 2011 года составил 6,5%, незначительно превысив показатель аналогичного периода прошлого года. Инфляция в годовом выражении сложилась на уровне 8% и находится в запланированном коридоре на конец года 6-8%.

В целях на создания предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период особое внимание в антикризисных мероприятиях было уделено вопросам формирования эффективной бюджетной политики.

Бюджетная политика предшествующих лет позволила заблаговременно создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на казахстанскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере. Основными направлениями бюджетной политики являются:

1) Развитие стратегического планирования в государственных органах, 
взаимоувязанного   с   приоритетами  развития  на  среднесрочный  период.   В 
условиях перехода к управлению экономическим ростом будет обеспечена 
тесная увязка расходов бюджета с прогнозируемыми параметрами развития 
отраслей,    обеспечивающих    выполнение    целевых    установок    по    росту 
экономики.

  1. Эффективное  использование  фискальных  инструментов  (расходы 
    бюджета,   регулирование   налоговой   нагрузки,   размера   гарантированного 
    трансферта из Национального фонда и дефицита бюджета и др.) с целью 
    достижения заданных параметров развития  страны,  а также  оперативного 
    реагирования на изменения ситуации.
  2. Снижение  размеров   бюджетного   дефицита  в   целях  сохранения 
    макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных 
    обязательств   в   последующие   годы.   Фундаментом   успешной   бюджетной 
    политики   должно   быть   не   просто   формальное   устранение   бюджетного 
    дефицита,     а     разрешение     порождающих     его     проблем     посредством 
    формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия 
    препятствий   для   повышения   экономической   активности   хозяйствующих 
    субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной

Информация о работе Бюджетная политика Республики Казахстан